Бизнес и банкротство: ключевые риски и как их избежать
Надеяться
на то, что, закрыв убыточную компанию через банкротство, можно полностью
избавиться от долгов, не стоит — признание несостоятельности не всегда
освобождает должника от ответственности. «Иджис» расскажет о субсидиарной
ответственности учредителей, а также о других последствиях корпоративного
банкротства.
Субсидиарная ответственность: когда и почему наступает
Субсидиарная ответственность — это личная ответственность лица, обладающего полномочиями по осуществлению контроля над бизнес-процессами, протекающими внутри компании.
Ответственность такого рода возникает, если:
- действия контролирующего лица привели к тому, что погашение долгов стало невозможным;
- заявление о признании компании банкротом было подано с нарушением сроков или не подано вообще.
Субсидиарная ответственность предполагает, что долги компании, на погашение которых в ходе банкротства денег не хватило, придется выплачивать самому контролирующему лицу, за счет его личных средств.
В ходе разбирательства, связанного с возможным привлечением к субсидиарной ответственности, обязанность по доказыванию того, что руководитель компании-должника действовал добросовестно и не ставил перед собой цель по доведению предприятия до банкротства, ложится на него самого. До тех пор, пока такие доказательства не будут представлены, будет считаться, что в несостоятельности предприятия виновато именно контролирующее его лицо (ч. 2 ст. 61.11 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ).
По данным Федресурса, суды удовлетворяют около 40% заявлений о привлечении к субсидиарной ответственности — не так уж мало, учитывая тот факт, что многие предприниматели, регистрируя юрлицо, считают, что их имущество, в отличие от имущества ИП, надежно защищено от притязаний со стороны кредиторов.
Уголовная ответственность: когда и почему наступает
Учредитель
(или иное контролирующее лицо) может отвечать за деятельность своего предприятия
не только личными деньгами — в отдельных случаях, предусмотренных
законодательством, его могут привлечь к уголовной ответственности.
Уголовное наказание предусмотрено за:
- фиктивное банкротство — когда у предприятия нет признаков несостоятельности и погасить свои долги оно может самостоятельно, но, используя подложные документы, его учредитель инициирует процедуру банкротства;
- преднамеренное банкротство — когда предприятие действительно становится несостоятельным из-за намеренных действий его руководства: перед преднамеренным банкротством контролирующее лицо может выводить активы из бизнеса, заключать заведомо невыгодные для предприятия сделки и пр.
Уголовная ответственность по делам о банкротстве предполагает наказание в виде крупного денежного штрафа, а в отдельных случаях — в виде реального лишения свободы на срок до 6 лет.
Анализ судебных дел, связанных с преднамеренным/фиктивным банкротством, показывает — судебная система к подобным преступлениям относится вполне благосклонно: по данным Федресурса, в 2020 году количество дел по преднамеренному банкротству составило 1,8 тысяч, по фиктивному — всего лишь 57. Небольшое количество разбирательств связано со сложностью доказывания наличия в деле состава преступления, без которого уголовное преследование виновного лица просто невозможно.
Резюмируем: открыв ООО (или юридическое лицо с иной организационно-правовой формой), не стоит надеяться на то, что, если бизнес прогорит, долги спишут, а дело закроют. Субсидиарная ответственность, которая предполагает возложение обязанности по погашению долгов на контролирующее бизнес лицо — не миф, который существует только на бумаге, а вполне реальный исход дела, подтвержденный сложившейся судебной практикой.
Минимизировать подобные риски просто — нужно вести дела добросовестно, не совершать сомнительных сделок, аккуратно вести бухгалтерский и налоговый учет и вовремя оформлять все необходимые документы. Этого будет достаточно для того, чтобы доказать суду — банкротство стало следствием сложностей на рынке, а не результатом целенаправленных действий руководства компании.