Главное Свежее Вакансии   Проекты
😼
Выбор
редакции
495 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Как понять, что перед вами франшиза, которую стоит купить

Человек ищет готовую, упакованную франшизу. Он не хочет тратить времени на составление собственного, не прошедшего апробацию бизнес-плана. Заодно он ищет чек-листы, что позволят ему не ошибиться с выбором.

Чек-листы подскажут, где стоящее дело, а где он попросту потратит, возможно, даже не свои деньги. Правда, этих чек-листов в интернете столько, что, кажется, пора бы вообще тему закрывать. Но часто оказывается, что их составляли люди, никакого отношения в франшизам не имеющие.

От первого лица only


Из огромного количества франшиз на рынке выбирайте только те, которые продает само головное предприятие. Никаких фирм, занимающихся посредничеством или упаковкой франшиз, — только партнерские отношения от первого лица. Именно в этом случае есть возможность проследить путь компании и учредителей, посмотреть, как они себя зарекомендовали на рынке, изучить их бэкграунд. Нужно обратить внимание на длительность коммерческой или производственной деятельности. Если вам предлагают франшизу бизнеса, который существует только полгода, предложение сомнительно. У такой компании практически нет оцифрованного опыта. Одно дело — вложение в стартап, но франшиза все-таки принципиально другой продукт, от которого потенциальный франчайзи ждет другого результата. Поэтому с позиции оценки рисков, стоит присматриваться только к тем, кто имеет за плечами несколько лет работы. У них будут реальные цифры рентабельности, а не нарисованные или взятые прямо из светлых и кудрявых голов с горящими от неизвестности глазами.

Цифры + люди


Встретиться с основателями, поговорить с ними, покопаться во всем, до чего дотянется ваш пытливый ум, — обязательно. Это не странно, не навязчиво, такой подход нормален. Более того, если управляющая компания относится к вашей дотошности нервно — это сигнал. Поскольку для эффективного бизнеса дотошный франчайзи — удача для компании. Обязательно проследить историю компании. И так же обязательно связаться с несколькими партнерами, которые уже работают по франшизе. Только тогда можно будет понять, насколько прочен фундамент головной компании и как широко он будет простираться под вами.


Управляемость-мама


Внутренняя кристаллическая решетка компании должна быть выстроена так, чтобы включать каждый атом. Это касается не только франчбука или бренд-бука, это относится ко всем процессам, которые происходят или будут происходить с франшизой по всем направлениям ее деятельности, внешней и внутренней, от работы персонала и техники до правил взаимодействия с клиентами. Системность, отличающая хорошую франшизу от пустышки, — один из самых видимых и бросающихся в глаза параметров. Если продавец не знает, как оперативно влиять на каждый из своих бизнес-процессов, то что же потом будете делать вы?

Системность в ее базовом понятии позволяет любому бизнесу постоянно наращивать обороты. Четко разложенная по полочкам бизнес-модель и понимание сильных и тонких сторон не дают делу продавливаться под внешними факторами. Если есть детальное описание устройства, то есть и инструкции — где и что нужно подтянуть в случае осечки работы всего механизма.

Мы для будущих партнеров готовим даже спецификации по аренде нужного помещения или вообще сами подыскиваем такое. Почему бы и нет? Ведь в этом залог обоюдовыгодного сотрудничества — партнеры не будут лишний раз ломать голову над не вполне им еще понятными мелочами.

Паушальный взнос? РОЯЛТИ!


Продавец франшизы, а мы сейчас говорим о выборе хорошей, рабочей франшизы, должен иметь сеть своих собственных дочерних компаний и сеть уже работающих франшиз партнеров. Еще лучше, если все это выходит за пределы одного региона и имеет признаки федерального проекта. Потому что крепкая и разветвленная действующая сеть является гарантом, что бизнес-модель здесь не является надутым бумажным пакетом.

Франшизы подобных масштабных компаний имеют одну особенность в отличие от неустойчивых непонятных однодневок — их партнерские отношения с франчайзи строятся больше на собирании роялти, чем на паушальных взносах. Таким образом, в их сферу интересов входит не просто продать франшизу и заработать на этом один раз, а постоянно поддерживать партнеров и расширять свою сетку.


Идет франшиза, качается


Нет, она не в тренажерном зале. Её просто качает из стороны в сторону. Такая франшиза падает в пучину обстоятельств непреодолимой силы иногда. Как и многие компании, столкнувшиеся в 2020-м с локдауном. И любой компании, попавшей в такое положение можно посочувствовать. но бизнес-модель рассматриваемой вами франшизы должна быть максимально гибкой и застрахованной от подобных внезапных ситуаций. Здесь нужно посмотреть, есть ли у головной компании методы и разработки изменения бизнес-модели в случае форс-мажоров. Мы завели у себя целый отдел, который занимается изучением гипотез, кризисных в том числе, их апробацией, приведением в рабочее состояние. Конечно, мы всегда пробуем что-то новое на себе, а не на партнерах, смотрим, как это действует и можно ли это встроить потом в структуру. Компании, не умеющие меняться, не работающие над этим внутри себя, никогда потом не смогут помочь своим франчайзи.

Еще один возможный способ проверки устойчивости модели — параметры и основы обучения со стороны головной компании. Обучение менеджменту, обучение персонала, рекомендации по повышению квалификации. Устойчивая компания всегда развивается, стоять на месте сейчас опасно в смысле выживания. И развитие это должно закладываться во все горизонтальные слои структуры. Без квалифицированного и качественного персонала, без методик, которые можно экстраполировать на партнеров, без наработок, каких-то скриптов, поведенческих моделей, лежащих в основе работы внутри компании, она не сможет нарастить базовую способность держаться на плаву.

Деньги+любовь


Без нее — никуда. Уже на собеседовании с владельцами головной компании смотрите, как они относятся к подчиненным, как они говорят о своих сотрудниках, как разговаривают с вами, как относятся к людям вообще. Да, бизнес есть бизнес, но любое дело строится на идее и на людях, которые эту идею воплощают. И чтобы люди идею эту продвигали хорошо и даже отлично, они должны ее любить. А без здорового климата внутри компании такой любви не случится.

Я говорю сейчас о заботе, внимании, участии. Любой человек в компании не должен быть случайным, нужно сформировать ресурсы таким образом, чтобы они состояли из увлеченных и неравнодушных, иначе КПД их деятельности будет слишком приближаться к нулю. Если любить сотрудников, они будут отвечать взаимностью, повышая при этом качество сервиса и услуг, распространяя любовь дальше, на клиентов. И это касается всех, партнеров — тоже. Когда будете с ними разговаривать, постарайтесь выяснить, на каком уровне эмоциональных взаимоотношений они находятся с продавцом франшизы, как у них проходят совещания, если такие вообще имеются.


И второе, вытекающее из первого — базовая синхронизация по ценностям, смыслам. Близка ли вам сама идея бизнеса и те люди, что за ней стоят, — по духу, по видению мира. Если нет, то будет очень трудно идти в одном направлении, а франшиза должна следовать вслед за основным кораблем. Даже если этот корабль плавает всего лишь в бассейне.

Эти пункты может вам показаться надуманным и нереализуемым. Но, поверьте, сегодня уже достаточно бизнесов развиваются именно в таком ключе, это не фантастика. Более того, в эффективных быстрорастущих компаниях с вероятностью 99% будет именно такая атмосфера. Времена, когда люди трудились только ради зарплаты прошли, наступила эра формулы деньги+любовь.

Посмотреть в зеркало


Франшизу можно препарировать вдоль и поперек. Но перед тем, как преступить к мукам выбора, посмотрите в зеркало. Вы должны адекватно оценить, соответствует ли рассматриваемый бизнес вашим личным ожиданиям и по плечу ли вам это. Вам ведь не только денег вложить нужно будет, но и работать, довольно упорно.

Если вам лень читать


  1. Показатели, цифры, опыт: сколько лет на рынке, сколько сотрудников, отзывы в сети, отзывы партнеров.
  2. Бизнес-модель: доходность, сроки окупаемости. Все подтверждено цифрами.
  3. УТП: чем отличается от подобных, преимущества.
  4. Системность: детализированные описания концепции на всех уровнях, прочная структура.
  5. Представленность: количество дочерних компаний и франчайзинговых.
  6. Устойчивость модели: на каких основаниях может пройти через различные испытания.
  7. Маркетинг: у хорошей головной компании должен быть хороший маркетинг офлайн и онлайн.
  8. Контроль и поддержка: как головная компания работает с франчайзи.
  9. Концепция франчайзинга — соотношение паушальных взносов и роялти.
  10. Отношение к людям как внутри компании, так и снаружи.
  11. Уверенность в себе.
  12. Прямой отклик сердца: есть или нет.

+1
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем