Фейки в соцсетях: как SMM-щику бороться с фальшивой информацией
Что такое фейковый контент в соцсетях
Когда я писал эту статью, столкнулся с 3 разными типами фейков:
- фейковые аккаунты — боты и поддельные аккаунты в соцсетях, которые распространяют фейки, поднимаю активность сообществ и занимаются спамом;
- фейк-ньюс — поддельные новости, которые пытаются изменить общественное мнение, посеять панику или повлиять на какое-то событие;
- фейковые посты — фотошоп, манипуляции с картинками и текстами, подделка авторства с целью получить лайки, комментарии и репосты.
Все они существуют в разных плоскостях. Боты ставят лайки и занимаются накруткой. Фейковые новости в СМИ влияют на повестку дня, а иногда выходят на глобальный уровень и могут изменить исход выборов или финансовое положение компании.
Например, как это было с выборами в США в 2016 году, когда с помощью фейков в соцсетях удалось повлиять на мнение сомневающихся избирателей. Еще пример — акции французской компании Vinci SA упали на 20 % после публикации фейковой новости об увольнении финансового директора.
Фейковые посты на этом фоне — невинная шалость. Байка про бизнесмена из Китая, который возил туристов в Челябинск, а обещал в Чернобыль, очевидного вреда не приносит, кроме того, что подкрепляет какие-то внутренние убеждения аудитории.
Главный признак фейка — он всегда пытается как-то воздействовать на нас, чтобы мы вступили в дискуссию, поделились им с друзьями или смачно влепили лайк. Цели у создателей разные, но механизм один — повлиять на читателя.
За фейками часто стоят 3 фигуры:
- администраторы сообществ, пабликов и аккаунтов, которые хотят хайпануть и получить аудиторию;
- тролли, которые специально публикуют контент, чтобы эмоционально раскачивать людей и смотреть за их реакцией;
- новостные СМИ, которые хотят поднять трафик на сайте.
Механизм распространения фейка строится на поиске точек боли у аудитории и последующем вбросе дезинформации с помощью фейковых аккаунтов в соцсетях. Иногда фейк устроен сложно: его создали делают целую серию публикаций, отводят внимание от проблемы, выпуская лживые опровержения, но, честно говоря, в ежедневной практике я такого не встречал. Чаще всего фейковый контент просто публикуют, чтобы получить лайки, комментарии и репосты.
Да, попытки соцсетей в регулировании источников новостей, запрете определенных тем и создании «красных флажков» для сомнительных постов — это полезные и нужные действия. Хотя в конце октября 2021 года начал разворачиваться скандал со слитыми документами из Фейсбука: контроль за дезинформацией оказался минимальным, а модерация контента работает только в США. Проверить фактически эту информацию пока нельзя, но в распространение участвует авторитетный The New York Times и The Washington Post — поэтому, вероятно, информация все-таки достоверна.
Вывод простой: фейки будут всегда. С ними можно и нужно бороться площадкам, где они распространяются, но прежде всего фейки «хакают» нас.
Виды фейкового контента в соцсетях
Соцсети устроены так, что любой пользователь может распространять информацию. В отличие от телевидения, радио, газет и крупных новостных сайтов, где по внутренним нормативам положено проверять факты на достоверность перед публикацией. В соцсетях таких ограничений нет — мы можем запостить что угодно на миллионную аудиторию. Поэтому фейки распространяются быстро, а найти первоисточник затруднительно.
Вот несколько популярных видов фейковых постов.
Подмена текста и фото
Берем фотографию и придумываем к ней текст, который подменяет понятие. Например, как это сделано в «историческом паблике» HistoryPorn — на фото якобы изображена очередь в СССР за первыми шоколадными батончиками Марс, Сникерс и Баунти. Первая эмоция: «Вот какой спрос был в СССР на заграничные сладости!». Но по факту — это очередь за обычными конфетами.
Сомнительный источник
Здесь сложно проверить информацию и отделить правду от вымысла. Есть, например, басня про дружбу человека и акулы — посты про Арнольда Поинтера публикуются в соцсетях уже лет десять, а на Ютубе даже есть ролик с пересказом этой истории, который собрал 8,5 миллионов просмотров. Этот фейк вызывает удивление: «Оказывается, может быть дружба человека и хищника!»
Сомнения возникают, когда смотришь источник истории. Во всех постах ссылаются на журнал Le magazine des voyages de pêche № 56, который вышел в День дурака — 1 апреля 2006 года. Очень похоже на шутку, но проверить эту историю сложно — в статьях-разоблачениях ссылаются на то, что фотографии взяты у Майкла Шолла и Томаса Печака из журналов Africa Geographic magazine и The Big Issue. Ссылок никто, естественно, не дает. Но можно сказать точно — история мутная.
Визуальный обман
Сюда относим любые изменения картинки или ее ракурса. Например, фотография «пенька гигантского дерева», которая по факту — обычная гора, пусть и странной формы. Эмоция здесь простая: «Нам врут, ученые не правы, ведь раньше были гигантские деревья!»
Кроме того, бывает явный «фотошоп», который могли использовать в рекламе различные бренды, диджитал-художники в своих портфолио или даже тролли. Несмотря на явную неестественность, такие картинки были популярны в пабликах во ВКонтакте лет пять назад. В последнее время вижу такое все реже.
Утка
Самый частый источник журналистских уток — Информационное агентство «Панорама», оно ежедневно выпускает сатирические новости, которые не являются правдой.
Например, как это было с историей о китайском бизнесмене, который предлагал туристам туры в Чернобыль, а по факту возил в Челябинск. Сначала новость подхватили «Аргументы Недели», «Вкурсе.ру», затем «Газета.ру» и еще десяток крупных и региональных СМИ. Потом новость начали растаскивать по пабликам — она оказалась такой живучей, что встречается до сих пор.
Признаки фейка в соцсетях
Все фейки, особенно новостные, работаю примерно по одной схеме: тревожный заголовок, отсутствие первоисточника, черно-белая картина мира в описании, невероятная фотография.
Гиперболизированные заголовки, кликбейт или теория заговора в тексте
Новости сообщают факты, как и любые информационные посты. Фейки же кричат и давят на читателя. Заголовок в формате «Эти три продукта помогут скинуть вес на 40 кг» бьют сразу в несколько точек: обещают заведомо нереалистичный итог и не сообщают о продуктах сразу, предлагая пройти по ссылке или открыть пост.
Сюда же можно отнести однобокий стиль подачи в духе «свой-чужой», «прав-не прав». Фейковые новости часто упрощают мир вокруг, очень легко выставляют «злодеем» что угодно и строят теории заговора.
Недостоверный источник
Непонятный новостной сайт, о котором вы никогда ничего не слышали, ошибки в тексте, фотографии плохого качества, ссылка на «инсайдера» или «друга, который работаем там» — это все признаки как минимум сомнительной информации, к которой можно прислушаться, но использовать как стопроцентную правду не стоит. Сюда же можно отнести дублирование текста из поста в пост, несовпадение имен людей с фотографиями и поддельные каналы / страницы в соцсетях, на которые ссылаются в сообщении.
Дата публикации
Простой способ проверить пост — узнать, сколько ему лет, вбив в поиск текст или картинку. Если видно, что сообщение кочует по соцсетям уже несколько лет, а найти первоисточник или автора сложно — это с большой вероятностью фейк.
Вот, например, октябрьское видео о медведе, который подсел к рыбаку в Камчатке. Как сообщает паблик «Ложь пабликов в ВК», это видео существует давно и снято оно профессиональными фотографами и видеографами на Аляске, в месте, где медведи собираются для ловли рыбы.
Сильное эмоциональное вовлечение
«ШОК! Дед отомстил обидчику» или «Секретные архивы обнародованы в сети» — все это будоражит кровь и служит ярким маячком на фоне «скучных новостей» об очередном ДТП. Чем больше эмоций испытывает человек от сообщения, тем вероятнее, что это фейк.
Например, как в посте-меме о странных скамейках. Пост как бы говорит: «Посмотрите, что у нас в России опять нагородили!» Но это фейк: люди в комментариях негодуют, ведь скамейки сделаны для тех, у кого проблемы с опорно-двигательным аппаратом. А не «чтобы бутылку с пивом не поставить».
Главное
- Не занимайтесь репостингом яркой и будоражащей информации без проверки фактов. Базовые принципы: найти первоисточник, проверить фотографии на дубликаты в сети, узнать о существовании автора и проверить реальность героев поста или новости.
- Ставьте преписку в посте «недостоверный источник», если сомневаетесь в информации. Пригодится при публикации новости или поста, созданного на основе инсайдерской информации.
- Указывайте источник — ссылайтесь на автора, который предоставил информацию, которую невозможно проверить.
- Делайте уникальный контент самостоятельно. В этом поможет бот «Геннадий» от сервиса автопостинга SMMplanner — он подбросит идеи для постов в соцсетях с подробными инструкциями по их созданию.
- Избегайте однобокости позиций в информационных и новостных постах. Если высказываете свое мнение, то по тексту должно быть понятно, что это частная позиция.