Базовые и специфические навыки хорошего копирайтера
В «Соль» приходили работать разные люди: от любителей сочинять стихи и фанфики до сценаристов и SMM-специалистов. Подходы к написанию текстов у всех были тоже абсолютно разные. С кем-то нам было очень легко работать, с кем-то — сложнее. В результате мы выделили для себя несколько базовых навыков, которыми должны обладать все, кто пишет на заказ.
Но также мы поняли, что нет смысла искать универсала — нужно подбирать специалиста под конкретную задачу. Например, одни копирайтеры писали для нас потрясающие посты в соцсети. Другим было сложно упаковать мысль в 2200 знаков, но зато им легко давались глубокие лонгриды для блога.
Какие базовые навыки должны быть у копирайтера
Итак, на наш взгляд, хороший копирайтер:
- спрашивает про целевую аудиторию и подбирает подходящий tone of voice;
- умеет работать с разной целевой аудиторией, а не пишет в одном стиле для всех;
- знает, как люди читают и соответственно выстраивает текст;
- расставляет акценты в текстовом документе и готовом макете;
- умеет работать с информацией и структурировать ее;
- сдает текст вовремя.
Чаще всего именно такие специалисты работают эффективно.
С базовыми навыками определились. В следующем блоке расскажем про специфические — что должен уметь копирайтер в зависимости от вашей задачи.
Какие специфические навыки должны быть у копирайтера
Вроде бы профессия одна, но для разных средств коммуникации нужны копирайтеры с тем или иным набором навыков. Поэтому так важно сразу определиться, для какого канала будет писать специалист. Мы выделили несколько основных типов копирайтеров и разобрали, что они должны уметь.
В соцсетях важна актуальная информация, поэтому копирайтер должен сразу реагировать на тренды и быстро писать. Плюсом будет широкий кругозор, чтобы легко рассуждать на разные темы.
Автор должен быть усидчивым, дотошным и внимательным к деталям: важна не скорость написания, а степень проработки информации. Ведь в профессиональном блоге ценят глубокие, экспертные тексты.
Автор должен уметь делать концентрат из информации о продукте и преподносить его лаконично, емко и цепляюще. В лендинге нет места для кропотливых объемных описаний — их просто не станут читать. Он должен захватывать внимание с первых строк.
Такому копирайтеру важно провести анализ и выбрать подходящую стратегию для рассылок, чтобы письма ждали и читали, а не отправляли в «Корзину».
Как видите, навыки действительно сильно различаются в зависимости от канала коммуникации. Сложно найти специалиста, в котором будут сочетаться противоположные качества. Честно — нам пока такие не попадались.
Стоп-сигналы при выборе копирайтера
За несколько лет работы мы также определились с качествами, которые нас не устраивают в копирайтерах. Советуем вам тоже внимательнее присмотреться к специалисту и мысленно поставить галочку, если он:
- не задает уточняющих вопросов по техническому заданию;
- не готов погружаться в вашу тему: смотреть профессиональные СМИ, проводить интервью, общаться с экспертами;
- считает, что чем текст длиннее — тем он лучше. Обычно такие копирайтеры приходят с бирж, где оплата зависит от количества знаков. Скорее всего, от такого автора вы получите текст с большим количеством «воды»;
- пишет слишком сложным для ЦА языком и использует канцеляризмы. Возможно, перед вами новичок, который пытается писать более авторитетно и профессионально. Но по факту получается сложный текст, который тяжело читать.
Хорошие новости — автор с бирж текстов в итоге поймет, что качество важнее количества. А новичок может вырасти в грамотного специалиста.
Что в итоге
Закончим небольшой памяткой — как выбрать копирайтера:
- Решите, для какого канала будет писать специалист. Если вы ведете профессиональных блог, ищите вдумчивого человека, который умеет копать вглубь. Для лендинга подойдет копирайтер, который умеет анализировать и вычленять самое главное. Чтобы вести соцсети, выбирайте человека, который сам ими пользуется и пишет быстро и трендово.
- Отметьте самые важные аспекты копирайтера для вашего проекта. Вряд ли окажется, что нужен «всемогущий» специалист, который одинаково хорош во всех областях сразу. Для одного проекта в приоритете будет скорость написания текста, для другого — глубина проработки.
- Подготовьте тестовое задание. Оно поможет отсеять людей, которые точно вам не подходят. Даже до выполнения тестового задания вы сможете частично оценить копирайтера: спросил ли он про ЦА, задал ли вопросы по техническому заданию, уточнил ли про задачу текста.
Надеемся, что наша статья поможет быстро распознавать не подходящих вам специалистов и не тратить на них время. В следующих постах мы расскажем, где искать копирайтера и как подготовить для него тестовое задание.