Главное Свежее Вакансии   Проекты
278 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Опыт работы в Skillbox/Причины популярности педдизайнера/Советы для начинающих методистов

Евгения Ращупкина, руководитель школы методистов Skillbox, рассказала о своём личном опыте работы в компании Skillbox, об особенностях педагогического дизайна в России и за рубежом, про личные проекты (LX notes, LX talks, YouTube-канал, проект LXD hero)...

В нашем телеграм-канале в скором времени можно будет найти подкаст с Евгенией.

Ссылки из беседы:

(Проекты Евгении)Сайт Евгении — http://evaraa.ru/Блог (Telegram-канал LX notes) — https://t.me/lxnotesПодкасты — https://soundcloud.com/lxtalksLXD hero — http://lxdhero.com/YouTube канал — https://www.youtube.com/channel/UCNfBd5sghIlJRTGw_xRXpyAЧат-сообщество Digital Learning — https://t.me/npsonline

(Где искать методиста)

— Вакансии в образовании — https://telegram.im/@edujobs

— Чат-сообщество Digital Learning (вакансии) — https://t.me/dl_marketplace

— EdMarket Club (вакансии) — https://t.me/edmarketclubjob

— Методический кружок — https://t.me/metod_krug

— Скиллсет методиста — https://skillsetmetodista.ru/

(Курсы)


— LXD.org — https://lxd.org/

— NovoEd — https://www.novoed.com/

— Coursera — https://www.coursera.org/

— EdMarket — https://edmarket.ru/

— Skillbox — https://skillbox.ru/

— School of Education — https://edschool.u.university/

Если кто-то захочет просмотреть интервью полностью, можете перейти по ссылке на наш YouTube-канал.

Жень, расскажи о своем опыте, о себе, с чего ты вообще начинала, как ты пришла в педагогический дизайн?

Вот недавно с коллегой считали, мерялись годами, у кого больше — я проиграла. Я не смогла соревноваться, но всё равно много. Посчитала, что в обучении я с 2007 года. Ну а если ещё дальше копнуть, у меня педагогическое образование. Я училась в Новосибирском государственном педагогическом университете.

Это еще четыре года плюсом получается?

Пять! Тогда, ещё в прошлой жизни, до ЕГЭ — было 5 лет. Я учитель биологии и психологии. Но карьера моя началась больше с HR, с тренерства и вот такого направления поддержки персонала. Я занималась и подбором, и даже где-то, моментами, кадровым делопроизводством, после чего я поняла, что не хочу этим заниматься, мне больше интересно обучение. И вот так перешла со временем в тренерство. Потом был период, когда я увлекалась коучингом, фасилитацией и проведением стратегических сессий.

То есть ты сама работала как коуч?

Я работала персональным коучем. Но быстро поняла, что мне интереснее групповой коучинг, потому что как-то мне он лучше даётся. Вот фасилитация, групповой коучинг, помощь группе в принятии решения. Хочется, чтобы работа приносила пользу большему количеству людей. На тот момент это был 2015 год, я работала бизнес-тренером и уже не только проводила тренинги, но и создавала.

Это ты получается еще офлайн проводила тренинги?

Да, я пришла с офлайна. Постепенно я начинала делать не только тренинги, но и онлайн-курсы. Потом работала на фрилансе дизайнером. Делала сценарии для электронных курсов и постепенно перешла полностью в онлайн. И рада этому. процессу. За это время я была и дизайнером, и сценаристом, и тимлидом методических команд. И вот сейчас руковожу школой методистов в онлайн-университете Skillbox. Вот примерно так двигалась моя профессиональная карьера.

А как начиналась твоя карьера в Skillbox? Как удалось туда попасть?

Мой путь начался год назад, это не так давно. Я пришла сразу на роль руководителя школы методистов. Я искала такой проект, где можно заниматься развитием методистов и где можно самой развиваться в этом направлении.

У меня до этого был опыт управления командами методистов и там было совмещение некоторых ролей: развитие команды и управление командой. Мне хотелось, чтобы моя работа была связана не с управлением проектами, а с развитием людей, но несмотря на это, сейчас я все равно управляю и проектами тоже.

За год команда выросла примерно в пять раз. Мы выстроли процессы найма сотрудников, онбординга, процессы развития.

Получается, твой старый опыт пригодился и в дизайне?

В целом, да. Есть воплощение во всём. Сейчас это целая экосистема, разная по возможности, для развития методистов внутри. У нас раз в две недели собирается клуб методистов, где мы общаемся между собой, делимся опытом. Есть клубы поддержки планов развития, такие мастермайнд группы, где мы друг друга поддерживаем и двигаемся сторону своих целей.

Есть бадди-клаб, где мы каждый месяц объединяем по два человека (методистов), и они обсуждают какие-то текущие вопросы. Так как в команде методисты работают в разных направлениях: в дизайне, в программировании, в высшем образовании, — всегда важно налаживать эти горизонтальные связи, чтобы они могли обмениваться опытом, делились какими-то практиками, задавали друг другу вопросы.

Вот это мы тоже делаем. У нас есть даже отдельный клуб амбассадоров. Это 27 человек сейчас. Ребята, которые готовы писать статьи, которые пишут статьи, которые выступают где-то на внутренних мероприятиях, на внешних мероприятиях. Мы помогаем в этом плане развиваться тоже.

Моя работа, наверное, сейчас больше связана в Skillbox не с тем, чтобы научить методистов быть методистами, в целом они уже профессионалы, они уже это могут делать, а больше помочь им увидеть развивающие моменты в рабочих задачах и при этом сохранять баланс работы, жизни, настраивать свое окружение.

Это здорово, что компания, которая считает себя одним из лидеров, внутри выстраивает тоже достаточно сильные процессы.

Кроме методистов, конечно, у нас есть ещё огромная команда ребят, которые создают продукты, не только методисты — это и продюсеры, и огромные отделы видео-продакшн, и сервис. У нас есть отдельные ребята, которые занимаются поддержкой студентов, помогают им тоже ставить свои цели, мотивацию сохранять. Помощники по обучению. Тут очень много людей, которые отвечают за конечный продукт. Конечно, мы стараемся делать так, чтобы продукт становился лучше и лучше.

Возможно, ты следишь за своими западными коллегами. Можешь вообще дать свою оценку, чем отличается сфера обучения и педдизайна в России от сферы обучения и педдизайна за рубежом? Допустим, возьмём запад: Америку, Европу. Есть ли какие-то отличия там? Может где-то лучше, где-то хуже. Кто считается лидером? Как считаешь?

Смотри, здесь я, как говорится, не скажу за всю Одессу, но я могу поделиться своими наблюдениями. Во-первых, нужно сказать, что само слово педагогический дизайн пришло к нам с того же самого запада. Это такая роль педагогического дизайнера, который занимается тем, что создаёт образовательные программы, образовательные события, с точки зрения скорее контента, организации информации.

Instructional дизайн — дизайнер инструкций, если грубо переводить. Мы перевели в России как педагогический дизайн. В целом, это необязательно связано с педагогикой. Я сейчас замечаю, что, например, если посмотреть на вакансии, обсуждения в международных сообществах, то там педагогический дизайнер — это человек, который более возрастной скорее, а в России это более молодое племя, молодое сообщество.

Как будто там профессия не считается современной и новой?

Сто процентов! Это так и есть, профессия там появилась очень давно, и такие матёрые люди говорят про педдизайн десятки лет. Это, во-первых. Во-вторых, педдизайнер там больше человек, который работает с контентом, который берет какой-то материал, перелаживает в курс. Вот как у нас тоже есть методисты, пед-дизайнеры, которые занимаются разработкой курсов на уровне контента.

В корпоративном образовании, наверное, в основном так и происходит: есть предметный эксперт, есть какая-то тема — охрана труда, и нужно сделать курс по охране труда. Здесь навыки педдизайнеров в основном сконцентрированы на том, чтобы работать предметными экспертами, работать с контентом, оформлять это всё в лонгриды, в презентации, в видеоролики учебные.

Еще такой момент, что есть такая роль как Learning Experience Design. Это относительно свежее веяние... Если мы говорим про педдизайнера, который создаёт работу с контентом, создает по инструкции, то learning дизайнер или по-русски, если можно так перевести: дизайнер образовательного опыта — это тот человек, который думает кроме контента ещё и над тем, как студент пойдёт по этому обучению. Он думаем над тем, какой будет путь ученика.

У нас в России как-то вот последние пару лет активизировалось методическое сообщество и дополнилось тем, что мы начали говорить не просто про создание курса перепроектирования обучения, а ещё и про проектирование образовательного опыта. У нас появляются такие длинные программы у компании.

Мы немножко в этом плане, наверное, в терминологии отстаём и во внедрении каких-то практик, потому что очень много всего на английском, и любому профессионалу сейчас полезно знать язык, чтобы быть в курсе.

Пожалуйста, расскажи, как вообще пришла к тому, что нужно делать что-то своё. Когда это зародилось, и почему ты решила это делать?

Скорее это была потребность, которая до сих пор не утихла в том, чтобы делиться информацией, самой лучше понимать. Это для меня прям такая мантра, когда ты начинаешь кому-то рассказывать, а сам лучше понимаешь.

Поэтому даже вопросы на интервью мне дают какие-то мысли. Ещё раз про это подумать полезно. Наверное, можно начать с того, что я начала Телеграмм-канал. Это было в день учителя в 2017 году 5 октября. Не знаю, так совпало как-то, я в сентябре придумала, а в октябре думаю: «Хорошая дата, чтобы начать».

Со мной некоторые мои коллеги тоже начали Телеграмм-каналы. И мы так вот дружили маленькой нашей компашкой блогеров начинающих с первыми нашими подписчиками и говорили: «О, как классно! У меня 100 человек!». Это было забавно.

Дальше, в 2018 году, был мощный всплеск образовательных проектов. Появилась комьюнити Digital Learning, и там закрутилась какая-то бешеная история, где все бесконечно сидели в чатах и просто читали, отвечали, были супер-активными.

Вот, наверное, так начался проект LX notes — это такой блог про педагогический дизайн, про образование. В понедельник делаю анонс событий на текущую неделю со всякими полезными вебинарами, конференциями и стартами курсов, платными и бесплатными.

У меня в этом плане такой независимый ресурс, я его стараюсь таким и держать, чтобы размещать все события, делюсь своими заметками и всякими полезными штуками. Сейчас у меня фокус в этом году — продукт. Вообще продуктовый подход в разработке курсов не с точки зрения продаж и маркетинга, а с точки зрения, как сделать так, чтобы курс был полезен людям. Как сделать так, чтобы он был измерим. Очень много таких вещей, которые мы можем взять из продуктового подхода в образовательные продукты.

Вопрос тогда сразу возникает, как измерить? Ты сказала измеримый курс. Как можно его вообще померять?

Конечно, многие метрики известны. Это, например, NPS — это готовность рекомендовать другим, по десяти бальной шкале. Это метрика CSAT — насколько тебе понравилось. Это наш любимый COR — доходимость курса.

Можно считать эти метрики... Они в целом такие больше бизнес-метрики, не сильно образовательные, но они могут, если на них работать, улучшить качество обучения.

Есть ещё сейчас проект LXD Hero. LXD — Learning Experience Design. Hero — герой. Это такой проект, который помогает методистам и вообще людям в образовании построить свою карьеру и какие-то отдельные навыки докачать.

Мы там проводим разные короткие воркшопы. Есть вворкшопы в записи, их можно посмотреть на сайте.

А есть какие-нибудь глобальные цели у тебя относительно своих проектов. Может быть, ты хочешь свою школу методистов?

Мирового господства :) Да нет, скорее сейчас сложно ставить какие-то стратегические цели, что мы будем делать через пять лет или через десять. Мы пока планируем на ближайший квартал, на ближайшие полгода, потому что в нашем деле очень важно быть гибкими. Да, есть общее видение, что мы хотим развивать сферу образования, развивать специалистов в образовании.

Мы заметили, что профессия методиста онлайн-школ, онлайн-образования стала очень популярна сейчас. Можешь ли ты дать свою оценку или ответить на вопрос: почему так?

Вот здесь хочется сказать, что я говорила! Люди создавали свои онлайн-школы, классные продукты, а потом столкнулись с ситуацией, что нужно эти самые продукты улучшать. Или сделать так, чтобы могла быть масштабирована, например, на большее количество людей. Или сделать так, чтобы люди возвращались.

Появилось много онлайн школ, появилось много продюсеров, много тех, кто помогает онлайн школам. Появилась теперь волна новых методистов — методологов, которые помогают продюсерам создать нормальный продукт в онлайн школе.

Поэтому рынок понял, что там есть какие-то интересные профессии. С другой стороны, другое образование — это бизнес-образование. У нас же тоже всё не стоит на месте. Мы тоже развиваемся, двигаемся, у нас всё в больших компаниях появляются корпоративные университеты, все в больших в компаниях появляются LMS.

Наш предыдущий год удалёнки нам очень сильно помог в образовании. При резком переходе в онлайн, люди сначала испугались и делали, как получается, потому что других вариантов не было. А потом начали думать: «Ок! Кажется, что неплохо. Давайте останемся, давайте сделаем смешанные форматы». Начали думать о том, как это сделать.

Преподаватели начали думать про методологию. Тренеры начали думать про методологию. Эксперты начали все думать про методологию. Вот ответ на твой вопрос, почему такой ажиотаж.

Но при этом в сфере очень много, условно, джунов, которые или из смежных сфер, или вообще не из этой сферы. Например, из маркетинга тоже есть большой поток методистов. Начинают разбираться. При этом компаниям нужен уже человек, который возьмет на себя эту задачу, и которого не нужно будет наставлять, которому не нужно будет помогать адаптироваться и соображать, что к чему и как принимать методические решения.

Вот поэтому тут есть небольшой такой пока разрыв между тем, что очень много джунов на рынке и очень мало людей, готовых брать себе джунов.

А какие вообще, на твой взгляд, есть отличия в работе методистов в государственных образовательных учреждениях и в частном корпоративном сегменте?

Вузовский преподаватель, мне кажется, до сих пор, когда им говорят: «Тебе поможет методист», скептически относятся: «Этот методист будет в чем помогать?».

Зачем! Я же преподаватель! Я десять лет преподаю эту дисциплину, зачем мне методист? Даже при переходе в онлайн, я возьму ту же лекцию и буду читать просто в зуме! Зачем что-то переделывать? Смысл? Но на самом деле, смысл большой, но не все преподаватели это понимают.

Плюс, в вузе всё равно... Давай за каждый вуз не будем говорить. Есть какие-то очень инновационные вузы, которые всё-таки понимают, и их преподаватели лучше адаптируются и более гибкие. Но всё равно, скажем так, вузовский преподаватель — это такой больше преподаватель очный. Его многолетний опыт сильно на него влияет при принятии решения.

Получается, что если мы говорим про различия вуза и бизнес-сегмента корпоративного образования, то методист в вузе — он больше методист, который управляет учебными планами.

Как администратор получается, да?

Можно сказать, администратор. В целом методисты, как я уже сказала, есть разные. Есть методист-предметник. Например, методист по английскому языку. То есть я знаю, как преподавать английский, я знаю коммуникативную методику, я знаю, как её уложить в урок или программу обучения. Или методист по истории. То есть я не историк, как учёный, а я методист по истории, преподаватель-методист. Знаю, как преподавать историю, как построить урок по истории.

Это вот такая методическая работа предметная. В вузе и в академическом секторе в школе такого больше — методического, методическо-предметного скорее. В коммерческом образовании, в корпоративном такого меньше, потому что у тебя, как у методиста, постоянно много разных тем.

Если так много разных направлений, то можешь поделиться, пожалуйста, каким-то лайфхаком, как компаниям или онлайн-школе, или вузу найти хорошего методиста себе. Во-первых, где их искать и на что можно обратить внимание? На что обращать внимание при их найме?

Во-первых, хочется сказать, что с этим запросом ко мне приходят чуть-ли не каждый день. Я редко кого-то прям рекомендую, потому что много запросов и сложно представить, что вот этот человек сейчас тебе точно подойдёт. У меня нет агентства методистов.

Кажется два года назад, у меня был пост, где искать компанию методистов для своего образовательного проекта. Несколько ресурсов (телеграм-каналов) — Digital learning, EdMarket, методический кружок.

Вот ты спрашиваешь, как искать, как выбирать. В целом, как делаю я. У вас есть определённая задача для методиста.

Первый шаг — это описать эту задачу, потому что методисты бывают разные и кому-то методист нужен, например, для проектирования долгосрочных программ, кому-то нужен для того, чтобы написать сценарий для видеоролика. Это разные задачи. Поэтому чем лучше вы опишите, что именно вам нужно, чтобы человек делал, тем проще. Описание вакансии вы написали.

Вторым шагом можно сделать какое-то тестовое задание, чтобы дать какие-то задачи, чтобы человек продемонстрировал, насколько он способен это делать. В моей практике бывает такое, что не всегда по тестовому заданию и по резюме понятно, как человек может сделать ту или иную задачу.

Поэтому на собеседовании можно третий шаг: сделать какие-то кейсы, ситуации. Например: «Ты работаешь с проектом, и у тебя пришёл эксперт, а ты понимаешь, что он не сможет сниматься в видео. Что ты будешь делать? Решай». Или какие-то такие ситуации, которые могут реально случится в вашей жизни, вашей практике. Просто задаёшь и смотришь, что человек будет делать, и насколько тебя устраивает этот ответ. Можно спрашивать про опыт: «Были ли у тебя такие ситуации, когда ты работал со сложным экспертом? Расскажи, как это было?». Ну и смотреть, как человек подходит к этой задаче и что он делает.

В тестовом задании можно дать какой-то кейс. Например, дать текст и попросить его переписать так, чтобы он был более читабельным, отформатировать, если у вас есть в задачах, чтобы методист работал с текстами и т.д.

Нужно исходить из задач. Если у вас задача, чтобы он проектировал магистратуру, то нужно задать этот вопрос. «Если бы ты проектировал магистратуру, как бы это было? С чего бы ты начал?», и посмотреть, что он ответит. Тестовых заданий может быть сотни. Главное, чтобы они вам подходили. Задавать то, что человек реально будет делать.

Какими навыками должен обладать методист и какие задачи он должен уметь решать в любом случае?

Я сейчас опять рискну не ответить на твой вопрос и послать кое-куда, а именно: в прошлом году мы с тимлидами разных методических команд и с теми, кто хотел из нашего сообщества, лидерами, разработали скиллсет методиста, который состоит из 66 задач, которые потенциально может выполнять методист.

Там все эти задачи распределены по модели, которая знакома каждому методисту. Должна быть модель этапов проектирования и внедрения, и так далее. Отвечая на твой вопрос, всё-таки можно сказать, что этот набор скиллов зависит от компании. Это разная критичность каждого скилла может быть.

То есть это зависит от той подачи материала, которая есть? Это видео, аудио, текст или смешанное.

От продукта, да. Какой продукт. Что является продуктом деятельности методиста? Где-то продуктом деятельности методиста может являться программа обучения. От методиста не требуется, например, написание текстов, упаковка до конца, до последней запятой. От методиста требуется продумать всю верхне-уровневую программу, верхне-уровневую концепцию курса. И на этом достаточно для методиста.

Что интересно, в скиллсете методиста, мы постарались перечислить все возможные варианты, что может делать методист. Туда попали и задачи продюсера, и задачи сопровожденцев, кураторов, и какие-то ещё задачи менеджмента, проектов каких-то других.

Смотри, я, допустим, начинающий методист. Что мне стоит делать, на что мне стоит обратить внимание, чтобы стать экспертом? Что бы ты порекомендовала мне? С чего начать?

Если ты начинающий методист, уже устроился в какую-то компанию или помогаешь уже какому-то эксперту делать курсы — просто продолжай делать и нарабатывать свой опыт, нарабатывать насмотренность. Потому что нет такого одного места, где ты придёшь, все получишь и станешь более крутым методистом.

Можно продолжать проходить какие-то курсы. При этом смотреть, насколько этот курс будет для тебя новым, с точки зрения программы. Потому что в целом курсы для методистов плюс-минус похожи. Есть какие-то общие вещи, и не потому, что там все про одно и тоже учат, а потому что это и есть та предметная область, та теория, которую нужно освоить для методиста.

Пробовать разные проекты, пробовать разные форматы делать, общаться в комьюнити, потому что очень много можно получить от другого методиста или каких-то рекомендаций. Посмотреть в каналах Телеграмм опять же, поискать по ключевым словам какие-то полезные посты. Там очень много всего можно тоже найти. За несколько лет люди написали уже всё. Всё, о чем важно знать.

Ну и в целом следить за тем, что происходит в сообществе, потому что появляются какие-то новые проекты, появляются даже новые какие-то сообщества. Следить за тем, что происходит и какие-то для себя искать идеи. В любом случае, даже методист или какая-то любая профессия, когда мы начинаем исследовать, изучать какую-то предметную область, становиться новичком в какой-то сфере в любой. Первое, что происходит в первое время, мы накапливаем такую насмотренность, накапливаем такой опыт, и мы получаем общее представление об этом предмете, об этом рынке.

Чтобы нам развиваться, чтобы нам стать экспертом, стать мастером и вообще других людей обучать, нам нужно просто продолжать углубляться, углубляться в эту предметную область. Не попадать в ловушку такого ощущения: кажется, я всё понимаю, и осталось только чуть-чуть. Всё равно в каждой предметной области есть что-то, что ещё за пределами нашего знания, и нам нужно расширять свою зону внимания в этом плане, зону развития.

И всё. Продолжать развиваться, не останавливаться, не загордиться, что я уже такой молодец. И что-то ещё изучать я не буду, потому что всё и так знаю! Там всегда есть чему обучаться. Даже если ты работаешь уже тринадцать лет в образовании, всегда есть что-то, что ещё не доступно, и хочется изучить.

Какие курсы ты бы порекомендовала пройти, исходя из своего опыта и из своего знания рынка, пойти?

У меня есть свой план развития, про который я каждые три месяца пишу. О том, как он поменялся, и какие фокусы развития у меня сейчас на моем пути. В настоящий момент это три фокуса: это английский язык, который всегда нужно подтягивать. Я решила, если это не будет моим фокусом, я буду забывать про это.

Второе — это про доказательный подход в образовании. Мне хочется изучить больше про то, как основывать методические решения на научных статьях или на экспериментах, а не на интуициях.

И третье про личный бренд. Тоже не с точки зрения того, чтобы я прокачивала личный бренд, но с точки зрения того, чтобы помочь методическому сообществу и конкретным отдельным методистам быть героями образования, так я, наверное, назову. Чтобы помочь ребятам быть востребованными на рынке.

Где учиться методисту, который хочет развиваться в elearning? Можно посмотреть программы School of Education, Skillbox, EdMarket кому-то подойдёт, кому-то подойдут какие-то магистерские программы, например, Высшей Школы Экономики.

Сейчас мы разрабатываем магистратуру в Московском педагогическом государственном университете, как раз про проектирование образовательного опыта. Есть масса онлайн курсов на Coursera. Если один из курсов, который, если честно, я не прошла до конца, но мне он кажется очень интересным с точки зрения форматов организации. Это курс в NovoEd — Learning Experience Design foundations. Так, по-моему, он называется.

Этот курс он вообще про основы разработки электронных курсов и педагогического дизайна. Особенность его в том, что там есть внутри курса такое небольшое комьюнити, там есть какие-то групповые задания, там есть возможность общаться со своими коллегами из разных стран. Это тоже такая дополнительная мотивация.

Спасибо большое, Евгения, за интервью! А в комментариях обязательно пишите, кого бы хотели увидеть у нас на интервью в следующий раз, и хотели бы вы послушать наш диалог с Евгенией на тему метрик, как сделать курс лучше?

Наш Telegram-канал — https://t.me/ed_digital

+1
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем