Учеба во времена ВОВ: как это было?
В самом начале войны сфера образования сразу же столкнулась с существенной проблемой: нехваткой кадров. Многие учителя ушли на фронт, а на их замену пришли ещё совсем юные выпускники 7 классов. К преподаванию в то время предъявлялись строгие требования: теперь главными задачами учителей было воспитание детей в духе патриотизма и приобщение их к труду для военных нужд в сельском хозяйстве и на предприятиях.
Изменилось и содержание учебной программы: большее значение приобрела практическая направленность. Специально для этого были созданы учебно-производственные мастерские, а с 1941 года к изучаемым дисциплинам добавились и основы сельского хозяйства.
Молодые преподаватели не остались без поддержки со стороны государства. В 1943 году была основана Академия педагогических наук РСФСР, возглавляемая академиком В. П. Потёмкиным.
В задачи Академии входило изучение проблем, теоретических вопросов педагогики, повышение качества педагогического образования и помощь в создании учебников и пособий.
Теперь образовательную систему ждала еще одна трудность — дефицит учебных помещений. Количество жертв войны продолжало расти, а больничные места сокращаться. Школы объединяли, а освободившиеся реконструировали под госпитали для раненных.
Как проходили уроки
Уроки в школах проходили в три смены: с 7:30 до 23:00 и длились по 35 минут с короткой 5-минутной переменкой. В классах размещались 30-40 человек, за партой теснились по 3-4 ученика. На первом уроке проводили «политинформацию»: 5 минут учитель рассказывал, как обстоят дела на фронте.
Не хватало всего: чернил, карандашей, учебников и тетрадей. Вместо чернил ученики использовали уголь или свекольный сок, а тетради заменяли газетами или старыми квитанциями. Ситуация с учебниками была ещё критичнее: выдавали один на несколько человек, живущих рядом.
Учитель Зоя Яковлевна Гилева, работавшая во время войны завучем школы в селе Поповичево Алтайского края, вспоминает дефицитные времена:
«Учебников было мало, их очень берегли. Помню, в 4 классе на 39 учащихся было всего 4 учебника истории. Но историю ребята знали превосходно! Мой ученик Гоша Стариков мог заменить заболевшего учителя».
Именно в годы Великой войны, в системе образования сложились принципы, которыми мы пользуемся до сих пор. Среди них:
- Пятибалльная система оценивания;
- Обязательная школьная форма;
- Аттестат зрелости;
- Всеобщее обучение детей с семи лет;
- Обязательные выпускные испытания;
- Вручение золотой и серебряной медали лучшим ученикам.
Весь учебный процесс был активно связан с трудовой деятельностью. В городах и поселках по всей стране школьники трудились на промышленных предприятиях и уже очень скоро выполняли нормы взрослых рабочих. К примеру, ученица Вера Тихова уже к своим 15 годам стала токарем третьего разряда в блокадном Ленинграде.
Студенческая жизнь
Быть студентом в годы ВОВ тоже было нелегко. Основной формой преподавания были лекции, так как проведение семинарских занятий затруднялось нехваткой учебных пособий. Реформы студенческого образования направили на 2 вектора. Во-первых, большее внимание стало уделяться военной и физической подготовке студентов. Во-вторых, из программы обучения убирались все второстепенные материалы и предметы.
Студенты совмещали учебу с работой на сельском хозяйстве и производстве. В случае если рабочие часы совпадали с занятиями, учащиеся освобождались от посещений лекций и семинаров. Но выполнение домашних заданий и сдача экзаменов были строго обязательны для всех. Невыполнение условий вело к исключению из вуза.
Теплые воспоминания о студенчестве омрачились тяжелой военной ситуацией. Вот что об этом говорили бывшие студентки:
«Мы жили в одной комнате с девочками из МИФЛИ (Московский институт философии, литературы и истории, ныне факультет МГУ). Очень трудно было. Занятия проводились в жутких аудиториях, разбросанных по всему городу. Помещения не отапливались, в чернильницах замерзали чернила. Я вообще не представляю, как мы выжили. Страшная зима. Все были плохо одеты. Жили в полуподвальном помещении без отопления. За хлебом отправляли одну девочку из комнаты, которую одевали все вместе. Одна давала валенки, вторая — варежки, третья — шапку, четвертая — пальто. Мы отдавали ей свои карточки, и она уходила за хлебом. На студента тогда давали по 500 граммов в день».
МГУ во время войны
Московский институт, одно из главных учебных заведений страны, разделил трагедию вместе со всем народом. Услышав о нападении немецко-фашистских захватчиков, стены МГУ наполнялись желающими поддержать любимую страну. Среди них были и преподаватели.
«Первый вопрос был — что делать? И я побежал в Московский университет...», — вспоминает профессор географического факультета МГУ Юрий Гаврилович Симонов.
Почти две тысячи студентов ушли на фронт, ещё три тысячи были мобилизованы для работы в тылу. Но учебные занятия продолжались также, в ускоренном режиме: в условиях военного времени было необходимо быстро подготовить и обучить специалистов, способных помочь фронту.
Осенью 1941 года, из-за осложнившейся в столице ситуации, было принято решение переместить Московский университет в Ашхабад, где МГУ разместился в здании Туркменского пединститута. Так университет разделился на 2 части — меньшая из которых продолжала готовиться к новому учебному году в Москве. Но несмотря на все старания по обеспечению сохранности главного здания, 29 октября 1941 г. на университет была сброшена бомба, которая нанесла значительный ущерб аудиторному корпусу. Сейчас там располагается факультет журналистики.
Непривычно жаркий климат, неподходящие условия для обучения и как итог растущие задолженности у студентов, стали причинами для переноса учений из Туркмении в Свердловск.
Однако вскоре, успехи Красной армии возобновили вопрос о возвращении в родные московские стены. 22 мая 1943 года занятия в Свердловске прошли в последний раз.
В 1943 года МГУ вновь открыл свои двери для первокурсников. В основном это были девушки: из 1325 учащихся юноши составляли лишь около 100 человек. Университет стал активно расширяться и возобновлять свою работу. В том же 1943 г. был создан факультет международных отношений и открыто 45 кафедр.
Война подходила к концу, и в 1945 году все факультеты перевелись на пятилетний срок обучения. В то же время были организованы Ломоносовские чтения, которые стали ежегодной традицией и продолжаются до сих пор.
Война, разруха и всеобщий голод не стали причинами для прекращения образовательного процесса в нашей стране. Наоборот, студенты и ученики с особым рвением впитывали новые знания, ведь они четко понимали — будущее России в их руках.
Если вам понравилась статья, подписывайтесь на наш телеграм-канал об образовании, чтобы узнавать последние новости первыми!