Главное Свежее Вакансии   Проекты
659 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Ильнур Мухтов: цены на автомобили растут. Пора в них инвестировать?

На автомобильном рынке дефицит встретился с повышенным спросом, цены уверенно устремились вверх. В лучшем случае предложение выровняется к будущему году, из-за чего машины начали покупать ради инвестиций. В этой статье разберемся что к чему.

Летом на своем YouTube-канале выпустил большой ролик о рынке автомобилей. Я заезжал в казанские центры KIA, Mercedes-Benz, LADA и салон авто с пробегом. Везде слышал одни слова: дефицит есть, машины активно покупают, многие клиенты явно планируют выгодно продать авто в будущем.

Погрузимся в эту тему и узнаем перспективы этой стратегии.

Насколько сильно выросли цены в 2021 году


Ильнур Мухтов: 1 сентября — не только День знаний, но и дата, когда автопроизводители пересматривают ценовую политику для российского рынка. 2021 год не стал исключением, в чем легко убедиться, если дойти до ближайшего дилерского центра. Чуда не произошло: цены выросли, как и всегда. Вопрос в другом — насколько они выросли и когда, наконец, это закончится?

Для начала вспомним, что творилось с ценами весь этот год. За основу возьмем расчеты аналитического агентства «Автостат». Если вы читаете этот текст с телефона, стоя в очереди, то лучше найдите место, куда можно присесть.

За первое полугодие 2021 года средневзвешенная цена нового легкового автомобиля составила 1 млн 886 тыс. рублей. Это на 12,5 % больше, чем за аналогичный период прошлого года.

А что такое средневзвешенная цена? Здесь кроется самое интересное. Показатель рассчитывается на основе средних значений рекомендованных дистрибьютором цен и объемов продаж по каждой модели с учетом модификаций: привода, кузова, объема двигателя и многого другого.

Иными словами, средневзвешенная цена показывает реальную стоимость, по которой автомобили доставались владельцам.

Теперь посмотрим на разницу в цене между иномарками и отечественным автопромом


Учтем, что все это усредненные показатели, ведь у некоторых брендов цена взлетела на 18 %. Даже с учетом этого рост весьма значительный. Если взять в расчет и предыдущий год, то средний рост как раз достигнет 20 %. А почему так происходит? Ограничительные меры ослабли, производства работают, даже выставки вернулись. Сейчас разберемся.

При чем тут чипирование


Ильнур Мухтов: Скорее всего, вы много раз слышали о дефиците полупроводниковых микросхем. В этом отношении я ничего нового не расскажу. Только обращу ваше внимание, что последнее десятилетие обстоятельства буквально испытывали производителей чипов на прочность. Просто локдаун стал «контрольным в голову».

Вот только несколько событий:

— Авария на АЭС «Фукусима-1», из-за которой закрылись Shin-Etsu Chemical и MEMC Electronic Materials — на них приходилась четверть мирового производства кремниевых пластин.


Снег в самом солнечном штате США. Фото РИА

— Снежная буря накрыла американский штат Техас. Стихия вызвала остановку фабрик Samsung и NXP. А это подрядчики Volkswagen, Ford, Honda и Nissan.

— На фабрике Renesas Electronics случился пожар, что сократило мировое автопроизводство на 7 %.

— Колоссальное давление на тайваньскую TSMC. Это суперфабрика, которая производит большинство чипов планеты. Здесь как с айфоном. Вроде его придумывает и производит Apple, а вся логистика в Азии. Здесь то же самое. TSMC работает на пределе мощностей, только недавно стало известно о планах открыть еще одно производство.

Нынешний дефицит чипов — следствие инфраструктуры отрасли, проблем, которые копились годами. «Разрулить» их на раз-два вряд ли получится.

Конечная цена — не всегда следствие политики производителя


Ильнур Мухтов: Все дилеры получают от производителя рекомендованные цены. Небольшие вариации возможны, и это абсолютно законно. Фокусы с закручиванием цен обычно заканчиваются ссорой с производителем. Базовые комплектации в подавляющем числе случаев действительно соотносятся с рекомендованным значением, а прибыль генерируется за счет «допов».

В салон приезжает абсолютно «голый» автомобиль. В некоторых моделях даже коврика нет. После в центре ставят защиту, сигнализацию, обрабатывают антикоррозийным составом. Именно «допы» — основная причина, почему конечная цена автомобиля так сильно отличается от базовой. Мало кто хочет покупать модель 2020 года и открывать стекла, крутя «весла», верно?

Кажется, при всех перечисленных факторах спрос должен проседать, но происходит обратное. Чтобы разобраться, обратимся к подсчетам Ассоциации Европейского Бизнеса (АЕБ).

В первом полугодии 2021 года продажи новых автомобилей и легких коммерческих автомобилей выросли на 36,9 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Только вдумайтесь: разница с прошлым годом составила почти 235 тыс. автомобилей! Всего продажи составили 870 749 единиц.


Статистика Комитета автопроизводителей АЕБ

Логичный вопрос: о каком дефиците идет речь, если продажи растут практически у всех производителей. Машины ведь не берутся из воздуха, верно? Это так, и разрыв между спросом и предложением догнал нас к концу лета.

В августе 2021 года автомобильный рынок сократился на 17 % по сравнению с августом прошлого года. Если смотреть на весь год, прирост все равно ощутимый — 21,3 %. Однако производители ожидают «оздоровления» поставок не раньше второй половины 2022 года. Получается, дефицит с нами надолго.

Парадоксальная ситуация: машин не хватает, они дорожают, а люди покупают их все больше.

Ильнур Мухтов об инвестиции в автомобили


Допустим, мы рассматриваем покупку дорогого автомобиля как инвестицию. Логика такая: со временем машина в цене не опустится и, скорее всего, вырастет. Значит, через какое-то время ее можно продать, ведь «четыре колеса» — товар достаточно ликвидный. По крайней мере я часто слышал такую логику, когда снимал большой выпуск об автоцентрах в Казани.

С этой точки зрения автомобиль так и тянет сравнить с недвижимостью. Весной прошлого года ввели льготную ипотеку. С тех пор цена «квадрата» взлетела до 32,9 % в среднем по России. Программу уже скорректировали, но рынок успел нагреться. Упомяну другой ролик, где общался с риелторами Татарстана. Все соглашались: часть квартир покупали ради перепродажи. Сколько таких сделок по стране? Вряд ли кто-то скажет, но есть подозрение, что прилично.

Давайте сравним: стоимость недвижимости выросла на 32,9 %, а автомобилей — на 12–14 % (у некоторых производителей до 18 %). Это недвижимость перегрета или машины недооценены? У меня нет ответа на этот вопрос, время рассудит.

При этом я понимаю, что при выезде из салона автомобиль сразу теряет 10 % стоимости. На цену влияет каждый километр пробега, износ двигателя и другие объективные факторы. Плюс дилеры тоже не будут сидеть сложа руки — наверняка появятся акции или возможность обмена. Тот же Mercedes-Benz не боится продавать в минус, они через это проходили.

Цена на автомобили будет расти с вероятностью 95 %, а дефицит на них сохранится. Однако это не делает их привлекательным инструментом для инвестиций. За год автомобиль обычно теряет 20–30 % своей стоимости, плюс стоимость обслуживания. Все-таки цены растут не настолько быстро, чтобы перекрыть эти издержки. Впрочем, это не мешает просто ездить и получать удовольствие.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем