Главное Свежее Вакансии   Проекты
709 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Мошенники в госзакупках: как их вычислить и не потерять свои деньги?

Друзья, сегодня статья будет в формате истории. Мошенники есть чуть ли не в каждой сфере нашей жизни, многие из нас, увы, с ними сталкивались. Я же освещу момент, когда столкнулась с мошенниками в госзакупках.

С чего все началось?


Все началось с момента участия моей компании «ПроКоллибри» в первом тендере. После отказа в наших первых торгах, через полмесяца я получила сообщение с предложением крупного заказа.

Мой собеседник (давайте назовем его Анатолием) обратился ко мне от лица МФЦ Амурской области и сделал интересное предложение: заказ в сфере проведения опросов населения.

Условия показались нам привлекательными и весьма выгодными, поэтому мы согласились. Для оформления заявки на участие Анатолий попросил выслать по e-mail наше коммерческое предложение. Отправлять КП я не торопилась и для начала направила ответное письмо с просьбой прояснить некоторые детали проекта. Запомним этот пунктик и движемся дальше.

В следующем письме Анатолий скинул анкету, с которой нам нужно будет работать, и таблицу для заполнения данных о нашей компании. Ничего особенного, обычная процедура перед началом сотрудничества. Что касается ответов на наши вопросы, то нам обещали предоставить их позже. Мы приняли условия и направили письмо с заполненной таблицей. Ответ нам пришел спустя трое суток, однако звонил уже совсем другой человек. Давайте назовем его Святослав — он подтвердил, что их устраивает резюме нашей компании, а также предлагаемая нами цена. Но вот на отправленные с нашей стороны вопросы Святослав так и не соизволил ответить...

Да, заказчиков устраивала наша кандидатура, но совсем скоро выяснилось, что заказчики проводят внутренний тендер. То есть выбирают исполнителя на конкурсной основе, соответственно, были и другие претенденты. Для принятия окончательного решения заказчику потребовались дополнительные документы от нашей компании. Итак, озвучу основные из них в списке:

—информация об отсутствии задолженности в налоговой;

—специальная форма от организатора;

—справка об уплате налогов;

—и другие документы, с наименованием которых вы можете ознакомиться в скриншоте ниже.


Однако требования Святослава слегка нас насторожили. Все дело в трех документах... Давайте кратко, но с пояснениями, по ним пройдемся:

— Лицензия СРО. СРО — это саморегулируемая организация, которая объединяет предпринимателей с общим видом деятельности. Например строительные компании вступают в строительное СРО по закону это требуется.

Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 N 315-ФЗ (последняя редакция)

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72967/

Вступать в СРО обязаны:

• строительные, изыскательные, проектировочные фирмы, работающие с заказчиками и другими участниками рынка без посредников;

• участники госпрограмм, рассчитанных на капитальный ремонт жилых объектов;

• изыскатели, работающие на земельных участках, которые находятся в собственности муниципалитетов/государства;

• подрядчики, которые заключают договоры стоимостью от 3 млн ₽.

• строители, сами создающие проекты и возводящие по ним объекты.

Колл-центры в саморегулируемую организацию вступать не обязаны, поэтому лицензии СРО у нас не было.

— Сведения из реестра оценки репутации (Святослав настаивал на том, чтобы мы прислали ему выписку из «Межрегиональной Федерации Предпринимателей». Не буду лукавить — о подобном реестре я услышала впервые в жизни, и, конечно же, требуемой выписки у нас не имелось);

— Сертификат в соответствии с ГОСТ Р ИСО (барабанная дробь... и такой сертификат у нас тоже отсутствовал. Но, в первую очередь, подозрение вызвал простой факт: до этого в тендерных закупках нас не просили предоставить подобные сертификаты и лицензии).

И что же из этого? — спросите вы. — Ну, странные сертификаты, да, а в чем собственно мошенничество?

А суть в том, что следующий звонок Святослава закончился выводом: лицензию и сертификат можно не оформлять, ничего страшного... А вот без сведений из реестра МФП, увы, никак не обойтись. Я перешла на предложенный сайт и узнала, что оформление выписки из данного реестра обойдется нам в 39 000 рублей.


И даже на этом этапе я продолжала мыслить позитивно — как никак, заказ с лихвой окупит все понесенные расходы. Однако существовала вероятность, что по итогу заказчик выберет другого исполнителя.

Что ж, один из предложенных мною вариантов должен был пресечь возникшую проблему на корню. Итак, я предложила:

• внести предоплату в размере оплаты выписки;

• выслать письмо с гарантией на то, что мы точно станем исполнителем заказа.

Как вы уже, наверное, догадались — Святослав отказался. Его ответным предложением стала компенсация стоимости выписки сразу же после выполнения заказа. Нехотя, но мы согласились. В тот же вечер с сайта пришел ответ с предложением вступить в МФП. Вот только с бухты-барахты организация стала международной, хотя до этого именовалась межрегиональной...

Само сообщение выглядело непрезентабельно и содержало только анкету и указание цены за предоставляемый документ. Ниже представлен скриншот данного письма:


На звонки из письма также никто не отвечал. Ну тут уже сомнений не осталось вовсе — нам бесспорно звонили мошенники.

Как мы разоблачили мошенников?


Дождавшись очередного звонка от Святослава, я заверила его в том, что выписка заказана и оплачена. Вот только наш «коллега» даже не стал дожидаться письма с документом — в тот же час он выслал нам договор. А разговоров до этого было... мол, структура государственная, будет с особой тщательностью проверять и перепроверять все документы. А здесь такая важная выписка, и как-то совсем про нее запамятовали :)

В тот день в мою голову пришла дельная мысль — проверить существование как самой закупки, так и самих сотрудников. Сайт МФЦ Амурской области я нашла без особых проблем, где в глаза сразу же бросился раздел госзакупок, где можно детально ознакомиться с полным списком документов для сотрудничества с данной организацией. На сайте не упоминалось дополнительных сертификатов и лицензий. Требуется только стандартный список документов, который представлен на скриншотах ниже:



Ну и раз уж вы дочитали до этого момента, как не наградить вас комичной развязкой. После моего звонка в МФЦ, сотрудница пояснила, что они всегда проводили только уличные опросы, а вот до телефонных никогда дело не доходило. После звонка я переслала переписку со своими недавними знакомыми. Сотрудники подтвердили, что данные люди — мошенники, и к МФЦ не имеют никакого отношения. Далее они связались с Святославом по указанному номеру телефона. Увы, разговор получился короткий — как только Святослав услышал о том, кто ему звонит, то немедля закончил разговор.

«Связь плохая» — подытожил он и бросил трубку. Последующие звонки оказались тщетны; поначалу Святослав не брал трубку, а после его телефон и вовсе оказался недоступен.

После я еще раз зашла на сайт «Межрегиональная Федерация Предпринимателей», заполнила анкету от лица вымышленного персонажа, но ответа от них на этот раз не дождалась. Не поскупимся на еще одну выдержку с восклицательным знаком:

Важно! Мошенники проворачивают махинации в отношении конкретного клиента. В нашем случае, они высылают с сайта анкету только когда их оповестят о «потенциальном клиенте». О клиенте, который ради крупного заказа уже готов оплатить необходимые лицензии и сертификаты. В итоге мы имеем то, что мошенники навязывают приобретение различных выписок (возможно даже и нереальных) с фальшивых сайтов. Ссылки для заказа данных документов они сами и направляют обманутому клиенту, который потенциально оформит и оплатит средства именно по их мошеннической схеме.

Ну что ж, друзья, из моей истории вы уже могли сделать определенные выводы. Статья уж сильно затянулась, поэтому подробный чек-лист о том, на какие детали обращать внимание и как не попасться мошенникам, вы найдете в следующей публикации. Не пропустите)

А с вами была Ольга, успехов вам в бизнесе и в жизни!

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем