Главное Авторские колонки Вакансии Образование
😼
Выбор
редакции
1 355 2 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Маркетплейс или свой магазин: как определиться с выбором

Выбор площадки для продаж – один из основных и важных вопросов, которые стоят перед предпринимателем на старте проекта. При запуске онлайн-бизнеса многим бывает сложно решить, как поступить.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Илья Захаревич, руководитель проекта Robomarket, компания Robokassa (serviced by Paysend)

Разместить товары на каком-либо маркетплейсе или же запустить собственный интернет-магазин? Какой формат торговли будет наиболее прибыльным и перспективным? Однозначного и универсального для всех ответа на этот вопрос, конечно, нет. Во-первых, у каждого из вариантов есть свои преимущества и недостатки. Во-вторых, в каждой индивидуальной ситуации на оптимальный выбор влияет множество аспектов — что вы планируете продавать, какой аудитории, в каком объеме, в каком статусе (юрлицо, ИП или самозанятый) и так далее. Проще говоря, это как с выбором обуви — нужны подходящие размер и модель, иначе ходить будет очень неудобно. Так же и здесь, под конкретный бизнес нужен определенный сервис и формат, чтобы он мог правильно функционировать, развиваться и быть прибыльным. Поэтому, чтобы разобраться в вопросе, рассмотрим оба варианта, какие моменты стоит учитывать и от чего отталкиваться при выборе площадки для продаж.

Охват и лояльность покупателей

  • Маркетплейс

В данном аспекте, конечно, выигрывают маркетплейсы. Крупные площадки охватывают очень большую аудиторию, например на Ozon покупают товары более 40 млн пользователей в месяц, а на Wildberries каждый день совершается более 1,5 млн заказов. За годы присутствия на рынке популярные сервисы профессионально проработали структуру и интерфейс, клиентский сервис и поддержку, организацию доставки и возврата товаров, тем самым сформировав хорошую репутацию и высокую степень доверия у покупателей.

  • Интернет-магазин

С собственным магазином необходимо будет серьезно работать над привлечением постоянного трафика и ростом аудитории, проводить различные рекламные кампании, заниматься продвижением через социальные сети и так далее.

Кто может стать продавцом

  • Маркетплейс

Для работы с большинством маркетплейсов понадобится статус юрлица или ИП. Есть площадки, на которых смогут продавать свои товары и услуги самозанятые, например Wildberries, AliExpress Russia.

  • Интернет-магазин

Здесь подойдут все три варианта — юридическое лицо, ИП и самозанятый.

Напомню, что работа в статусе самозанятого имеет многие ограничения, можно заниматься продажей только товаров собственного производства или предлагать свои услуги, нельзя иметь сотрудников, а также есть лимит по доходу, в год он не должен быть более, чем 2,4 млн рублей.

Из чего складываются финансовые затраты

  • Маркетплейс

Стоимость сотрудничества с маркетплейсом будет складываться из комиссии на товары, процента с каждой транзакции и оплаты за фулфилмент. Процентная ставка комиссии зависит от категории товара, и у каждого маркетплейса она будет разной, например у AliExpress Russia она варьируется от 5% до 8%, у Lamoda — от 35%. Также и со стоимостью фулфилмента — площадки предлагают различные форматы работы и тарифы на них, можно самостоятельно осуществлять сборку и доставку, можно хранить товары на собственном складе или доставлять их на склад маркетплейса, можно передать организацию всей логистики под ключ. Например у Ozon на сайте для партнеров можно найти калькулятор, в котором можно рассчитать потенциальные затраты и прибыль с продажи товаров.

На рынке также есть сервисы, которые позволяют работать в ином формате, например e-commerce платформа Robomarket, как одно из решений для малого и микробизнеса, предлагает размещение на одноименном маркетплейсе. Онлайн-витрина на нем абсолютно бесплатна, нет комиссий на товары и не надо платить за логистику. Оплачивать нужно будет только стандартную комиссию с каждой транзакции — это агентское вознаграждение платежного сервиса Robokassa. Конечно, предлагаемый функционал меньше, чем у сервисов перечисленных выше, в него будет входить онлайн-витрина на площадке, прием практически всех видов онлайн-платежей, доступ к сервису CRM. Также, с помощью решения «Робочеки», подключенные продавцы могут забыть о вопросе с онлайн-ККТ без покупки или аренды, ведь все необходимые в рамках закона действия будет выполнять сервис (это — фискализация, вся коммуникация с налоговой службой, отправка чеков покупателям).

  • Интернет-магазин

Для создания собственного сайта есть два варианта: обратиться к профессиональному веб-разработчику или собрать его в специализированном конструкторе сайтов (самостоятельно или с помощью программиста). Таких сервисов сегодня достаточно много на рынке, например Ecwid, Tilda, Wix и так далее. Если выбрать второй вариант, то необходимо будет ежемесячно оплачивать фиксированную стоимость по выбранному тарифу (зависит от выбранного функционала и сервиса). Также понадобится интеграция сторонних сервисов, чтобы внедрить платежную систему и другие решения, скорее всего будет нужна помощь специалиста — это еще несколько статей расходов. Не забываем об онлайн-кассе с фискальным накопителем, которые надо будет приобрести/взять в аренду, зарегистрировать в налоговой, установить и проводить регулярное техобслуживание. Еще необходимо продвижение магазина в сети с помощью интернет-маркетолога, или же этот навык можно освоить самостоятельно. Организация доставки также ложится на плечи предпринимателя.

Здесь тоже есть вариант, выбрав который, можно избежать перечисленные выше организационные и финансовые затраты — конструктор сайтов, который предлагает Robomarket. Так же, как и в случае с размещением на маркетплейсе проекта, единственной статьей затрат станет агентская комиссия сервиса с проведенных оплат. Помимо собственного интернет-магазина с мобильной версией, предлагаемый функционал аналогичен — возможность приема всех популярных видов платежей с помощью сервиса Robokassa (банковские карты, Apple Pay, карты рассрочки и так далее), легально и полностью решенный вопрос с фискализацией и отчетностью в ФНС, настройка доставки и промоакций, а также встроенная CRM-система. Отмечу, что для регистрации необходим статус юрлица или индивидуального предпринимателя.

Сколько времени понадобится на запуск

  • Маркетплейс

Для того, чтобы разместить онлайн-витрину, понадобится пройти регистрацию, заключить договор с площадкой (для этого нужна электронная подпись), предоставить необходимые документы (у каждого сервиса свой перечень), далее необходимо заполнить свой профиль — внести информацию о продавце, фотографии и описания товаров/услуг. Если все этапы были пройдены без ошибок, заявка на регистрацию успешно пройдет модерацию. Обычно на это уходит от одного (например, как у Ozon) до нескольких дней (как у Wildberries).

  • Интернет-магазин

В случае, если работать с профессиональным разработчиком, на создание сайта с индивидуальным дизайном и необходимыми функциями понадобится более двух месяцев. Если же сделать выбор в пользу специализированных конструкторов, на сборку и подключение дополнительных решений уйдет около недели. За исключением конструктора от Robomarket, так как в его шаблон уже интегрирован платежный шлюз, и подключение дополнительных сторонних решений не потребуется, на запуск интернет-магазина с нуля понадобится один день.

Конкуренция и узнаваемость бренда

  • Маркетплейс

В этом случае никто не говорит о формировании и развитии известности бренда подключенных продавцов, ведь на площадке параллельно размещено большое количество похожих или даже одинаковых товаров. С учетом алгоритмов площадок, сначала покупателю будут показаны популярные товары и/или самые недорогие предложения, то есть конкуренция там жесткая и высокая.

  • Интернет-магазин

Здесь очевидное преимущество за собственным онлайн-магазином. Начиная с небольшого магазина, постепенно можно выстроить сильный и узнаваемый бренд с собственной лояльной аудиторией.

Для какого бизнеса

  • Маркетплейс

Из-за всех денежных издержек продажи через такую площадку больше подойдут для среднего бизнеса.

  • Интернет-магазин

Запуск собственного сайта будет более актуален для представителей малого и микробизнеса, для предпринимателей, которые реализуют товары, требующие индивидуальной консультации, тем, кто торгует через соцсети, а также инфобизнесу.

Конечно, среднему бизнесу тоже подойдет собственный онлайн-магазин, ведь предприниматель не ограничен в количестве каналов сбыта. Продавать товары на маркетплейсе и параллельно заниматься развитием бренда и привлечением собственной аудитории посредством интернет-магазина — также отличный вариант.

Вывод

Как и говорил вначале, у каждого из вариантов имеются свои плюсы и минусы, и, чтобы в итоге сделать максимально удачный выбор, советую подойти к вопросу серьезно, потратить необходимое время и силы на изучение того, что сегодня предлагает рынок. Ведь в беспрерывной борьбе за клиента B2B-сервисы постоянно стараются повышать условия для работы, снижают цены на обслуживание, разрабатывают и выпускают новые продукты и решения, которые будут еще лучше удовлетворять потребностям бизнеса. Поэтому за предпринимателем остается лишь выбор наиболее оптимального и комфортного варианта, соответствующего нуждам своего проекта. Маркетплейс, собственный онлайн-магазин или обе площадки сразу — каждый из вариантов дает отличную возможность для успешного и прибыльного онлайн-бизнеса.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем