Анализ успеха сети BASE: Ончейн-маркетинг может оказаться лучшим решением
Объем TVL (Total Value Locked, показатель, который измеряет сумму всех активов, заблокированных в протоколах DeFi на блокчейне) превысил 540 млн. долларов США, что почти равно совокупной стоимости zkSync Era и StarkNet. Будучи публичной сетью с минимальными ожиданиями от airdrop, она добилась большего успеха за более короткое время по сравнению с сетями, ориентированными на потенциальный airdrop-фарминг. В условиях, когда запуск сети происходит в один клик, и она полагается на потенциальный airdrop, опыт Base, по-видимому, представляет собой еще одну возможность развития публичных сетей.
Оглядываясь на развитие за последние три месяца, можно сказать, что Base пережила как минимум четыре значимых события, которые достойны того, чтобы быть занесенными в историю.
(1) Запуск без предварительного объявления, опираясь на мемкоин, чтобы активизировать социальные сети
В конце июля состоялся бесшумный запуск мейннета Base. Однако общественность узнала об этом не из официальных пресс-релизов, а из обсуждений в различных социальных аккаунтах и сообществах, посвященных значительному росту курса первого мемкоина Base — BALD. Вечером 30 июля в сеть Base поступило около 25 000 ETH, из которых более 10 000 перетекло в ликвидность BALD/WETH, что свидетельствует о том, что более половины всех средств сети обращалось в этом мемекоине, демонстрируя его мощную способность привлекать инвестиции.
В тот момент рыночная стоимость BALD приблизилась к 100 млн. долл. и выросла в десятки тысяч раз. Однако на фоне такого резкого скачка команда разработчиков потеряла ориентиры и на следующий день вывела большой объем ликвидности, что привело к резкому падению курса BALD. Этот поступок был не иначе как провокацией для большинства пользователей этой новорожденной сети. После этого в социальных сетях начались массовые поиски личности команды, стоящей за BALD. Предполагалось, что это люди, тесно связанные с обанкротившейся компанией FTX/Alameda, или даже сам SBF. Несмотря на неудачу, BALD, несомненно, принесла огромную известность только что родившейся Base.
(2) Супер-dApp, поддерживаемое венчурным капиталом, опережает публичные сети
Провал BALD и последовавший за ним крах других мемкоинов, созданных на основе BALD, на время заклеймили Base опасениями по поводу качества экосистемы, пока через неделю не появилось суперсоциальное приложение Friend.tech. Интегрированное с Twitter, оно опиралось на инновационные транзакции с персональными социальными ценностями и системы приглашений и быстро стало популярным в крупных сообществах, а в какой-то момент сделало приглашения очень востребованными. 10 августа сеть Base впервые превысила 100 000 ежедневных активных пользователей, достигнув отметки 136 000, при этом к ней присоединились 42 000 новых пользователей.
Однако упрощенный функционал и плохое качество обслуживания привели к тому, что после непродолжительного интереса пользователи стали быстро уходить. Как раз в тот момент, когда казалось, что приложение тихо сойдет с исторической сцены, Friend.tech совершил громкое возвращение, получив начальный раунд финансирования от криптовалютного венчурного капитала Paradigm, а также первый раунд распределения точек для потенциальных airdrop, что вызвало быстрое возвращение первоначальных пользователей и вновь вызвало тренд в социальных сетях, привлекая все новых пользователей. Присоединение таких знаменитостей, как Чэнь Цзясин, президент и генеральный директор известного стартап-инкубатора Y Combinator, и FaZe Banks, основатель американского esports-клуба FaZe Clan, а также экспоненциальный рост MEV-ботов Friend.tech привели к увеличению качественного трафика и репутации молодой социальной сети Friend.tech и новорожденной общественной сети Base.
Base достигла отличных результатов в L2-сети, но приложение, основанное на Base, Friend.tech, значительно превзошла саму сеть Base. Данные DeFiLlama показывают, что по состоянию на 27 сентября Base собрала 1,93 млн. долл. и заработала 1,06 млн. долл. в сентябре; в то время как Friend.tech за тот же период собрала 21,74 млн. долл. и заработала 10,87 млн. долл. в десять раз больше, чем сама сеть Base, став суперприложением, которое может встать в один ряд с Bitcoin и Uniswap. В настоящее время активные пользователи Friend.tech составляют около 25-30% сети Base, а потребление транзакционного газа — около 20-40% сети Base, что в достаточной степени иллюстрирует влияние суперприложений на публичные цепочки.
Источник: https://dune.com/21co/friendtech-analysis
(3) Маховик DeFi, подталкивающий TVL на новый уровень
31 августа компания Velodrome, крупнейший DEX-протокол на Optimism, развернула в сети Base новый форк DEX под названием Aerodrome. Менее чем через 2 дня после запуска TVL Aerodrome достиг 200 млн. долл. и составил 50% от общего TVL Base. Aerodrome унаследовал Velodrome V2 и исправил недостатки Solidly Ve (3,3).
Команда Aerodrome предложила почти 7% эмиссионных стимулов AERO для LP-пула AERO-USDC, контролируя veAERO, и на момент запуска обращение AERO было ограниченным, а общий масштаб LP-пула — небольшим. Высокая доходность LP привлекла поставщиков ликвидности к покупке дефицитных AERO на рынке, что еще больше увеличило их дефицит и привело к значительному росту цен на AERO. Рост цен, в свою очередь, позволил поставщикам ликвидности получить более высокую доходность, сформировав положительный маховик, что позволило в короткие сроки привлечь большой объем внешней ликвидности в протокол Aerodrome и сеть Base.
Хотя со временем AERO попал в спираль отрицательной обратной связи ve (3,3) и до сих пор не вышел из нее, а TVL Aerodrome также упал более чем на 50% по сравнению с пиком, он все еще имеет заблокированную стоимость в 97 млн. долларов, что делает его крупнейшим DeFi протоколом в сети Base, на долю которого приходится около 18%. Спираль отрицательной обратной связи Ve (3,3) имеет решение для Velodrome на Optimism, которое заключается в увеличении коэффициента блокировки за счет стимулов от OP фонда Optimism Foundation. Применим ли этот метод в сети Base, где отсутствуют стимулы в виде токенов, еще предстоит выяснить.
(4) Создание прецедента OP Stack, разделение доходов с Optimism Collective
Для того чтобы Stack OP с открытым исходным кодом и анонсированные продукты, поддерживающие Base, получали устойчивое финансирование и тем самым создавали благотворный цикл в экосистеме, 25 августа Base объявила о глубоком сотрудничестве с Optimism Collective. Компания будет отчислять в Optimism Collective 2,5% от общего дохода от секвенсоров Base или, после вычета расходов на передачу данных в L1, 15% от прибыли, получаемой Base от транзакций в L2, в зависимости от того, что принесет больший совместный доход. Base также будет активно участвовать в управлении Optimism Collective. В качестве части взноса в течение следующих шести лет Base сможет заработать до 2,75% предложения OP и обязуется, что права голоса в Optimism Collective никогда не будут превышать 9% от общего количества голосов в любой момент времени. Это, несомненно, создает прецедент глубокой экологической привязки между L2-сетями на базе OP Stack и их создателем, компанией Optimism, что в перспективе позволит большему числу сетей на базе OP Stack делить доходы с Optimism, формируя обширную экосистему OP Stack.
Размышления о пути развития Base
(1) Ончейн-маркетинг в будущем станет лучшим методом маркетинга
Маркетинговые методы должны направлять пользователей на следующий этап, в конечном итоге достигая желаемой конверсии. Открытие мейннета Base произошло не благодаря официальному маркетингу, а благодаря бесчисленным ончейн-детективам из сообщества, отслеживающим данные о блокчейне, преследующим эффект богатства в сети и использующим социальное влияние для распространения среди более простых пользователей. BALD является образцовым примером ончейн-маркетинга. Ончейн-детективы впервые заметили неофициальное открытие мейннета Base, что привело к рождению первого ончейн-токена и FOMO, когда средства хлынули в мемкоин. Благодаря сообществу и социальному влиянию пользователи шаг за шагом привлекали внимание и вливали средства в сеть Base, что в итоге привело к грандиозному всплеску активности игроков менее чем за один день. Если полагаться только на обычную официальную маркетинговую риторику, то такой сети, практически не предполагающей airdrop и находящейся в условиях преобладания L2, было бы сложно вызвать такую любовь/ненависть к мемкоину и принести такой огромный трафик на запуск сети.
(2) Создание суперприложений для сети
Несмотря на критику модели извлечения высоких комиссионных и кривой роста стоимости Friend.tech, нельзя отрицать, что компания создала уникальную «социальную гонку», преобразовав социальные данные, принадлежащие пользователям, в торгуемые социальные активы. В соответствии с новой моделью Friend.tech привлекла инвестиции от компании Paradigm, которая умеет делать ставки на инновационные отраслевые гонки, тем самым привлекая к участию социальных авторитетов и знаменитостей. Изучив опыт другой инвестиционной компании Paradigm, Blur, они внедрили систему поощрения в виде баллов за потенциальные airdrop, постоянно совершенствовали функции и поддерживали положительный рост dApp, что в конечном итоге принесло пользу самой сети Base. С помощью суперприложений Base переместила погоню за airdrop’ами из сети в сетевые dApp, достигнув беспроигрышной ситуации.
Родство технологий Friend.tech и Base, похоже, не случайно. Вскоре после того, как в марте этого года Racer, основатель Friend.tech, запустил социальное приложение Stealcam, оно получило высокую оценку Джесси Поллака, главного разработчика Base, в социальных сетях. Возможно, это и послужило основой для рождения Friend.tech в сети Base.
(3) От сетевого соперничества к сетевому сотрудничеству
По всей видимости, между большинством сетей существуют значительные конкурентные отношения, такие как борьба за легитимность между EVM-цепями и не-EVM-цепями, конфликт путей масштабирования между условными «роллапами», «Валидиумами» и «Оптимумами», а также борьба за лидерство в L2 между Arbitrum и Optimism. В отличие от сетей, поддерживаемых крутыми венчурными фондами и огромным финансированием, Base занимает гораздо более низкую позицию. Сотрудничество с Optimism разрушает предрассудки «вражды» между L2 и поглощает форк от крупнейшего DEX Optimism, чтобы стать крупнейшим TVL-протоколом Base, делясь прибылью с Optimism и широко участвуя в управлении инновационными методами. Возможно, в будущем сотрудничество Base и Optimism принесет еще больше эффектов 1+1>2.