Главное Авторские колонки Вакансии Образование
291 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Как санкции повлияют на цифровизацию общественного транспорта в России

Санкции и ситуация на валютном рынке затронули все отрасли российской экономики, в том числе сферу IT и пассажирских перевозок. При этом в 2021 году была утверждена Стратегия цифровой трансформации транспортной отрасли Российской Федерации.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

В ряде регионов сейчас идет подготовка к переходу на новую модель транспортного обслуживания, внедрению цифровых систем и модернизации подвижного состава.

Получится ли создать эффективную систему управления транспортом, оплаты проезда и информирования пассажиров в новых реалиях? Об этом расскажет Максим Исаев, заместитель генерального директора «Датапакс».

Важными компонентами развития транспортной отрасли являются цифровые решения для управления транспортной системой и подвижной состав, отвечающий современным требованиям по комфорту, безопасности, технологичности и экологичности. Рассмотрим, с каким проблемами столкнулись оба этих компонента, и готовы ли они функционировать в текущих условиях.

Как обстоят дела в IT-сфере

С учетом того, что западные партнеры каждый день «выстреливают» новыми санкциями, сложно давать объективный прогноз ситуации. В то же время серьезных проблем с программным обеспечением, вероятнее всего, получится избежать. Большинство разработок «Датапакс» выполнены на свободном софте и находится в реестре отечественного ПО. Поэтому никаких препятствий к внедрению комплексной цифровой платформы в регионах сейчас нет.

Да, сфера информационных технологий, безусловно, пострадала, но не рухнула. В начале марта на заседании Правительства премьер-министр Михаил Мишустин рассказал о новых мерах поддержки IT-компаний в целях обеспечения ускоренного развития отрасли в Российской Федерации. В частности, разработчики мобильных приложений и компании, занимающиеся реализацией, установкой и тестированием отечественных решений, будут получать налоговые преференции. Правительство также расширит программу предоставления грантов на создание отечественных решений. Михаил Мишустин отметил, что важно не допускать снижения темпов развития IT-отрасли в нашей стране даже в условиях санкционных ограничений. Таким образом, власть стремится обеспечить устойчивое и бесперебойное функционирование информационной инфраструктуры.

Кроме того, Совет Федерации обратился к регионам с просьбой разработать собственные механизмы импортозамещения, необходимые для обеспечения нормального функционирования российской экономики под давлением санкций. Важно отметить, что курс на локализацию производств Россия взяла не только в связи со «свежими» пакетами санкций, но еще после кризиса 2008 года, а потом и после санкций 2014 года. Тем не менее, многие промышленные предприятия до сих пор зависимы от импортных компонентов.

Будут ли проблемы с валидаторами

В России производят современные валидаторы для безналичной оплаты проезда в наземном транспорте и на турникетах в метро и даже экспортируют устройства за рубеж.

Производители не исключают, что в будущем могут возникнуть сложности с некоторыми иностранными комплектующими. Особенно, если учесть, что последние два года вся цифровая отрасль и так испытывала дефицит чипов. Но эти сложности можно решить путем перехода к альтернативным производителям чипов и других компонентов. Потребуется время и ресурсы, но задача вполне выполнимая.

Это относится к «железу», а что касается софта, то тут все еще более радужно. Основные игроки рынка и разработчики отечественные, так что скорее всего санкции никак не повлияют на разработку ПО для оборудования.

Как обстоят дела с производством транспортных карт

В конце марта в интернет-СМИ появилась информация, что в ближайшее время в Москве из-за санкций может возникнуть нехватка чипов для транспортных карт «Тройка», которые выпускает голландская компания NXP. Ранее правительство США объявило об экспортном контроле с целью отрезать Россию от полупроводников и других передовых технологий, и производители чипов NXP сообщили, что будут соблюдать новые правила.

Однако ГУП «Московский метрополитен» успокоил пассажиров, заявив, что на данный момент в кассах метро, на складах и у поставщиков находится количество карт «Тройка», соответствующее текущему спросу. Кроме того, полностью российский чип для карты «Тройка» уже проходит финальное тестирование производителем перед запуском масштабного производства. Метрополитен также предлагает пассажирам рассмотреть дополнительные варианты оплаты с помощью банковской карты «Мир». На всех станциях метро работает система оплаты по распознаванию лиц — Face Pay, и для ее работы не требуются никакие физические носители.

Что касается наземного транспорта, то в регионах, где запущены проекты «Датапакс», уже действуют дополнительные способы оплаты, для которых не нужны ни банковские, ни транспортные карты. Пассажиры оплачивают проезд с помощью мобильного приложения. Для этого нужно навести камеру смартфона на QR-код в салоне транспортного средства, подтвердить оплату и получить электронный билет.

В прошлом году мы запустили так называемую «ленивую» оплату проезда в ряде городов, среди них Тверь, Казань и Таганрог. Пассажирам не нужно прикладывать карту к валидатору или задерживаться у кабины водителя, чтобы оплатить проезд. Можно войти в транспортное средство, спокойно расположиться в салоне и только после этого заняться оплатой непосредственно в мобильном приложении. Оно само определяет, на каком остановочном пункте пассажир зашел, и какова стоимость проезда. Этой цифровой технологией заинтересовались уже более 30 регионов страны.

Уровень готовности регионов к транспортной реформе

Так готовы ли поставщики современных автобусов, троллейбусов и трамваев к запуску новой модели транспортного обслуживания в регионах? Справятся ли они с поставленными задачами в срок? Для ответа на эти вопросы следует обратиться в департаменты транспорта регионов, где сейчас проходит модернизация транспортной отрасли. Дело в том, что в одних регионах уже запущены проекты по обновлению общественного транспорта: закуплен новый подвижной состав, внедрена комплексная цифровая платформа, запущен сервис информирования пассажиров. К таким регионам относятся, например, Тверская область, Пермь, Таганрог. В то же время в ряде других городов еще только ведется подготовка к запуску проектов.

К примеру, в Санкт-Петербурге 1 апреля запущен первый этап новой транспортной модели. Запуск второго этапа запланирован 1 июня, а третьего — 15 июля. За 2021 год комитет по транспорту приобрел подвижной состав, запчасти, спецоборудование, комплектующие и расходные материалы на сумму свыше 16 млн руб­лей, из них 93,4% — это отечественные производители. Предприятие «Пассажиравтотранс», осуществляющее автобусные перевозки, сообщило, что более 90% товаров, закупаемых для нужд перевозчика, являются российскими. Доля отечественной продукции в закупках для трамваев и троллейбусов также составляет свыше 90%.

И хотя показатели выглядят оптимистично, проблема зависимости российского общественного транспорта от импортной продукции остается. К сожалению, для ряда деталей пока не существует отечественных аналогов, поэтому российские автосборочные компании зачастую используют в производстве импортные шасси и надстройки.

Сейчас с уверенностью можно утверждать только одно — нынешний кризис подтолкнул Россию к резкой перестройке производств. Переход к импортозамещению будет осуществляться быстрыми темпами. И его успех зависит от совместных действий производителей, поставщиков и органов власти.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем