Обзор российского рынка смартфонов
В этом материале поговорим про выигравших и проигравших, о том, как изменился рынок. В предыдущем материале мы обсуждали ситуацию в марте 2022 года, теперь самое время посмотреть на июль 2022 года, что произошло за прошедшие несколько месяцев.
Главными событиями можно считать начало работы параллельного импорта, выход на этот рынок непрофессиональных игроков, они составили конкуренцию дистрибьюторам, что десятилетиями поставляли смартфоны в Россию. Смартфоны завозят со всех уголков мира, недостатка в предложениях нет, равно как и дефицита. Но тут важно отметить второе событие, сокращение розничных сетей — мы видим закрытие точек как операторской розницы (МТС, Мегафон, Билайн), так и у федеральных сетей («Связной» самый яркий пример, но закрывают магазины и все остальные). Число магазинов электроники с 1 марта на 1 августа 2022 года сократилось в России на 17% в штучном выражении, это одно из самых ярких падений после 2008 года. Причина во многом в высоких ставках аренды, ненужных площадях, которые нечем наполнить.
Ассортимент магазинов сократился до 40-50 позиций, в то время как еще в марте он превышал 140-150 позиций в среднем. Сокращение не связано с отсутствием денег, а скорее с изменившимся спросом, после шоковых, заградительных цен, покупатели не идут в магазины, упал трафик. В магазины приходят, когда возникает неотложная потребность в замене смартфона или телефона, но не поглазеть на новинки. Отсутствие маркетинга со стороны Samsung и Apple, не пробуждают интерес у покупателей, а китайские компании также почти не тратят деньги на это. Падение интереса к товарной категории очевидно.
Что приводит к другому интересному ходу — розница вынуждена продавать товары по более-менее адекватной стоимости, несмотря на то, что параллельный импорт обходится дорого. Хорошо это видно на примере Samsung, давайте возьмем модель Galaxy A53.
Средняя цена базовой модели составляет 35 тысяч рублей, но также есть предложения по 30 тысяч рублей. И эта цена была бы ровно такой же, если убрать за скобки возникшие ограничения. То есть рынок все отрегулировал самостоятельно, привел цены на полках к реальным. И ровно такие же цены можно увидеть для разных производителей, но они сильно разнятся от города к городу, от каналов реализации (оффлайн и онлайн). Если в прошлом году рынок был более-менее однороден, то сегодня на нем огромная разница в стоимости на одни и те же товары. Игроки выставляют цены исходя из своей возможности продать товар, веры в свои силы. Поэтому в одном городе тот же Galaxy A53 кто-то продает за 30 тысяч рублей, а кто-то за 40 тысяч рублей. В прошлом году разброс цен был значительно меньшим и скорее выглядел как аномалия, сегодня он стал нормой.
Серый рынок по-прежнему не является заметным, но учитывая, что тут игроки не оплачивают НДС, то цены получаются ниже на 25-30% в среднем и это заметно. Другое дело, что представлены здесь только самые ходовые модели и флагманы.
Постепенно спрос на смартфоны повышается, продажи медленно растут, пишет тематический ресурс xpcom.ru. Ситуация выглядят умеренно-позитивной, повторяется сценарий 2008 года, на восстановление рынка до прежнего объема уйдет 2-3 года при условии отсутствия внешних потрясений (но на это точно не приходится рассчитывать).
Падение доходов корпораций Кремниевой долины, кризис и увольнения, исход айтишников из долины, рост цен на все железо — сколько будет стоить iPhone 14.
Параллельный импорт набирает обороты, разнообразие товаров растет, также как и число представленных моделей. Но никто из розничных сетей или дистрибьюторов не хочет держать большие запасы электроники на складах, деньги должны работать. Это влияет на продажи, так как сытое время закончилось, когда можно почти в любом магазине посмотреть и приобрести смартфон большинства производителей.
Назвать российский рынок маленьким не поворачивается язык, в данный момент мы выходим на 20-22 млн смартфонов по итогам года (в 2021 году 32.5 млн штук). Падение заметное, но катастрофы не произошло, рынок постепенно отрастает и оживает. Уменьшение числа розничных точек — позитивный фактор, что дает нам уверенность на оздоровление экономики конкретных магазинов. Для покупателей это означает, что они лишатся магазинов электроники в шаговой доступности, их станет значительно меньше, чем булочных.
Главной интригой остается то, как поступит Samsung. Если возвращение компании состоится, то китайские производители потеснятся, маркетинг от Samsung достаточно силен и умел. Но в любом случае это только перераспределит продажи, но не усилит их.