Корпоративная база знаний: для чего нужна и как ее создать
Корпоративная база знаний — это хранилище внутренней информации компании. Она похожа на Википедию — разница в том, что вся информация касается работы конкретной компании и доступна только ее сотрудникам.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Зачем нужна корпоративная база знаний
- Помогает адаптироваться новым сотрудникам. В базу знаний можно добавить информацию о культуре компании, утвержденных регламентах или советы для новых сотрудников каждого конкретного подразделения. Это поможет им быстрее влиться в рабочий процесс.
- Систематизирует информацию. Бывает так, что бухгалтерия хранит данные в 1С, отдел продаж в CRM, а кто-то из сотрудников — вообще в таблицах Excel. Чтобы наладить связь между отделами, стоит объединить всю информацию в одном месте. Для этой цели и подходит база знаний.
- Помогает в обучении. Продавцы, например, могут изучать в базе знаний скрипты продаж, материалы о преимуществах компании и обучающие статьи по продукту или услугам, которые предоставляет бизнес.
- Систематизирует бюрократическую информацию. В базу знаний можно добавить информацию об охране труда, технике пожарной и промышленной безопасности. Это будет полезно руководителям компании, на которых, например, лежит функция проведения противопожарного инструктажа.
- Систематизирует аналитику. В базе знаний можно объединить и анализировать исследования о работе конкурентов и добавить информацию о стратегии компании на рынке.
Признаки хорошей базы знаний
- Она структурирована. Иногда сотрудники теряют время на работе. Причина в том, что они не знают, где найти нужную информацию и как выполнить рабочую задачу. Чтобы это исключить, недостаточно одного факта наличия базы знаний. Она должна иметь понятную навигацию и структуру. Вот как может выглядеть структурированная база знаний с информацией о бренде:
Скриншот базы знаний в «Р7-Офис»
- Дает сотрудникам свободу. Суть базы знаний в том, что ее пишут сами сотрудники — от рядовых специалистов до топ-менеджеров. Каждый может сделать вклад в корпоративную систему: главное, чтобы он был полезен для отдела или всех сотрудников организации.
- Хорошая база знаний безопасна. Некоторые данные конфиденциальны даже внутри компании. Чтобы доступ к ним имели только сотрудники, стоит настроить классы прав доступа. Такой функционал имеется в сервисах для создания корпоративной базы знаний.
Как создать базу знаний
Чтобы база знаний работала на практике, а не номинально, стоит сделать несколько важных шагов:
- Назначьте ответственных. Продумайте, кто будет курировать создание и работу базы знаний: следить за ее наполнением и актуальностью информации. Обычно этим занимаются специалисты по внутренним коммуникациям или сотрудники HR-отдела.
- Продумайте стратегию. Этот этап — самый важный. Нужно определить, как будет выглядеть готовая система, и для чего конкретно ее будут использовать. Для этого спросите сотрудников, что они хотят видеть в базе знаний? Какой информации им не хватает в работе? Поговорите с руководителями подразделений и спросите, какая информация необходима для их команд.
- Создайте контент. Идеальный сценарий — если каждый сотрудник внесет свой вклад. Попросите каждого написать статью для базы знаний, которая может пригодиться в работе другим сотрудникам. Плюс загрузите обязательную информацию, которую утвердили на предыдущем этапе.
- Структурируйте информацию. После того, как контент загружен, нужно распределить его по разделам — чтобы все отвечало логике, и сотрудники не тратили кучу времени на поиск информации.
- Настройте доступ. Определите права доступа для каждого работника. Если данные не секретны, можно выдать одинаковые права для всех. Или закрыть отдельные файлы, если они не относятся к зоне ответственности конкретного сотрудника.
- Подготовьте коллектив. Лучше всего сделать новостную рассылку, в которой рассказать о запуске базы знаний и для чего она нужна. Прикрепите ссылку на инструкцию: как в ней искать информацию и добавлять статьи. Если сотрудники по-началу не поймут, где искать информацию, адресуйте их на нужные разделы базы знаний самостоятельно. Со временем они начнут сами туда обращаться — это дело привычки. Главное, сделайте базу удобной и чаще напоминайте о ее существовании.
Что нужно добавить в базу знаний:
- Основную часть, которая касается всех сотрудников компании. Сюда относится информация об истории компании, ее миссии, ценностях, список лиц, к которым нужно обращаться по разным вопросам. Также сюда можно добавить юридические и финансовые данные компании для заключения договоров.
- Информацию о кадровом делопроизводстве. Чтобы сотрудники не обращались каждый раз в HR-отдел, можно включить в базу знаний информацию об оформлении отпусков, больничных листов.
- Памятку для новых сотрудников. Стоит добавить всю информацию о взаимодействии с HR-отделом и бухгалтерией в первые дни работы. Для этого можно настроить автоматические письма — с доступом к корпоративному порталу и ссылками на нужные разделы базы знаний.
- Информацию для каждого конкретного отдела. Сотруднику, который отвечает за создание базы знаний, полезно установить контакт с руководителем каждого департамента. Выяснить, как можно улучшить работу и заручиться их поддержкой. Это поможет на этапе внедрения системы.
5 сервисов для создания корпоративной базы знаний
Базу знаний можно настроить в «коробочных» решениях — эта функция есть, например, в сервисах «1С Предприятие», SAP и Visary. Также есть несколько хороших SaaS-платформ:
- База знаний «Битрикс24». Здесь можно писать статьи и редактировать их совместно с командой. Сервис подходит для создания базы знаний, технических заданий и корпоративных документов. Визуальный редактор интуитивно понятен: в работе с ним специальных знаний не потребуется. Статьи может публиковать любой сотрудник — для этого не придется отсылать их администратору.
- «Яндекс.Вики». Здесь можно создать корпоративную базу знаний бесплатно. В сервисе удобно настраивать доступ для сотрудников: давать право написания и редактирования страниц или закрывать их для просмотра. «Яндекс.Вики» можно интегрировать с облачным сервисом Yandex.Cloud.
- «Р7-Офис» — российский офисный пакет, в который входит платформа для создания базы знаний. Внутри есть гайд о том, как создать базу внутри сервиса. Статьи по умолчанию ранжируются по категориям и алфавиту, есть возможность загружать медиа-файлы. Так же, как и первые два сервиса, работает на вики-движке, написанном для «Википедии».
- Аспро.Cloud (бывший Flowlu) — сервис с похожим функционалом. Помимо базы знаний здесь есть собственная CRM-система, а также инструменты для управления проектами и финансами компании.
- «Атлас24» — база знаний, которую удобно интегрировать с «Битрикс24» и amoCRM. Здесь простая и гибкая система папок для контента и удобная навигация по ключевым словам.
Создание статьи в базе знаний в "Р7-Офис
Коротко: самое главное о корпоративной базе знаний
- Не спешите сразу внедрять базу знаний: сначала определите ее задачи для вашего бизнеса.
- Подготовьте сотрудников: объясните, зачем нужна база знаний и помогите в ее освоении на первых этапах. Для этого можно использовать email-рассылку с инструкциями и личную коммуникацию с руководителями отделов компании.
- Предложите сотрудникам принять участие в создании базы знаний — пусть каждый напишет инструкцию или предоставит информацию, которая сможет упростить работу его коллегам.
- Настройте и разграничьте права доступа для каждого сотрудника.
0
В избр.
Сохранено