Елена Мищенко, RC Group: Как найти баланс между контролем и доверием в бизнесе?
Тот же подход женщина проецирует на бизнес, если она предприниматель. Всё держать под жёстким контролем, взвалить на себя большой груз ответственности и задач.
Насколько верен такой подход, или надо уметь «отпускать ситуацию» и давать свободу сотрудникам?
Вместе с нашим экспертом, предпринимателем и бизнес-наставником Еленой Мищенко, разбираемся, как грамотно делегировать свои обязанности, чтобы бизнес процветал, и самой всегда оставаться в ресурсе и получать поддержку.
Елена Мищенко. Фото предоставлено экспертом.Colady: Елена, как вы считаете, подходы женщины к бизнесу чем-то отличаются от мужских?
Елена: По большому счёту в бизнесе нет гендерных ролей. Здесь корректнее было бы говорить о предпринимательских способностях в целом. Есть особое состояние души и образ мышления предпринимателя: внутренняя свобода, смелость, решительность, умение рисковать и брать ответственность за себя и команду.
Но есть особенности: у женщины в бизнесе более скрупулёзный подход, внимание к деталям и мелочам. Мы больше способны к компромиссу. А это мега-важно для достижения результата!
Colady: Возможно, именно такой подход приводит к тому, что женщина перерабатывает, всё берёт на себя — по принципу «если хочешь сделать хорошо, сделай сам». Насколько это верно?
Елена: В этом подходе есть очень глубокий смысл. На начальном этапе бизнеса полный контроль неизбежен. На его основе создаются правила бизнеса, которые будут давать результат.
Во-первых, предприниматель пропускает через себя все задачи до мельчайших деталей. Благодаря этому, сам вникает в процессы и дальше может учить других людей. В общем, чтобы создать рабочую группу, нужно самому сначала в неё войти.
Во-вторых, когда сами ведёте процессы, вы создаёте авторитет. Авторитет — это гарантия того, что у вас бизнес пойдёт в гору.
Елена Мищенко. Фото предоставлено экспертом.Colady: На каком уровне уже включается делегирование?
Елена: Когда вы достигли стадии, что можете передавать знания людям. А дальше эти сотрудники учат новичков в вашем бизнесе. Получается такой бизнес дубликаций в бесконечность. То есть вы уже вырастили авторитета в лице подчинённого или партнёра. Тогда переходите на другой уровень управления и развития бизнеса — стратегический, чтобы продвигать, зарабатывать, руководить и всё успевать. Этот принцип работает и в партнёрском бизнесе, и в классическом.
Colady: Многие боятся доверять, хотят тотально всё контролировать, даже когда бизнес выстроен. Как научиться отпускать ситуацию и правильно делегировать?
Елена: Есть мудрая поговорка: доверяй, но проверяй. Ведь ошибки сотрудников могут быть неосознанными. Человек может сам себе что-то придумать, когда надо действовать по шаблону и не изобретать велосипед. Поэтому полностью отпускать контроль нельзя. Полная свобода — это просто действовать на авось и никогда не достичь результата в бизнесе.
Надо понимать, что контроль может быть не приказной, не директивный. Без повышения градуса эмоций и тона. Я бы сказала — контроль подхода. Он происходит через отношения, через мотивацию, ненавязчивые подсказки. Мудрость женщины-руководителя — в умении направлять. В этом случае делегирование становится естественным процессом.
Конечно, в каждом бизнесе своя специфика. Система контроля бывает разная.
Например, партнёрский бизнес во многом нестандартный, в том числе в плане контроля и доверия. Здесь доверие — первоочередная необходимость. Это способ расположить людей, создать атмосферу заботы и душевности. Доверие идёт вкупе с желанием добиться результата через определённые качества тех людей, за которых мы несём ответственность.
Человек получает доверие как бы авансом. Главное, чтобы он был готов его принять, оценить и оправдать. Если партнёр не воспринимает контроль, не прислушивается к обратной связи и развивающим пожеланиям, то, безусловно, лучше найти того, кто будет к этому готов. Потом вырастить из него лидера. А дальше уже дубликация: ваш лидер растит своих людей. Получается эффективная команда, которой микроменеджмент уже не нужен. Так доверие в партнёрском бизнесе превращается в показатель. Это очень важно.
Елена Мищенко. Фото предоставлено экспертом.Colady: Все ли задачи можно делегировать? Какие лучше выполнять самому руководителю?
Елена: Весь бизнес, так или иначе, состоит из делегирования. Только оно меняется по направлениям, по росту, задачам и функционалу. Допустим, изначально, чтобы человек правильно и грамотно выполнял рабочую операцию, нужно просто научить его, передать свои навыки и контролировать результат.
На другом уровне руководитель показывает свои цели и результаты, и стремится к тому, чтобы данные результаты были у его ключевых сотрудников.
Далее руководитель демонстрирует, что надо делать, каким быть наставником и спикером, чтобы растить своих лидеров. Так сотрудники учатся сами управлять структурой. Они становятся вашей заменой, а вы передвигаетесь на новый бизнес-уровень и можете руководить дистанционно.
Но, как правило, это происходит далеко не сразу. Очень много практики и различных ситуаций надо преодолеть, чтобы дойти до стратегического уровня. Это стадия, когда вы предвидите ситуацию на рынке, масштабируете бизнес, создаёте стратегию для сотрудников, и делаете это безошибочно.
Рано или поздно такой момент в развитии наступает. Просто у каждого предпринимателя свои сроки и темпы.
Colady: Какой главный совет по делегированию вы бы дали начинающему предпринимателю?
Елена: Самое главное — не упускайте из виду мелочей. С них начинается любой бизнес. Каждая деталь важна. Её нужно взять, обработать и передать по наследству своим сотрудникам, чтобы они наработали тот же опыт и навыки. Если упустить какую-то мелочь, образуется смысловая «дыра», а в последующем — провал.
Бизнес — это всегда путь открытий, переживаний, самопознания, изменений. И надо всегда быть во внимании в каждой мелочи, чтобы потом создавать высоту, расти по карьерной лестнице и достойно зарабатывать.
Елена Мищенко. Фото предоставлено экспертом.