редакции Выбор
4 способа не нарваться на доначисления НДС из- за контрагента по уборке
Бизнес по обслуживанию недвижимости в России зародился вместе с частной собственностью и приходом первых иностранных компаний в нашу страну. Первым таким сервисом стала профессиональная уборка помещений. Со временем спектр услуг расширялся, и на рынке стали появляться компании, предлагающие комплексный подход к обслуживанию объектов, где клининг — часть мультисервиса или, по-другому, фасилити-сервиса. По оценкам ФНС России в 2021 году выручка предприятий этой отрасли составила 420 млрд рублей. По экспертным данным, сегодня контрактным клинингом обслуживается более 300 млн кв.м. площадей (без учета жилых), только в секторе В2В работает более 5 тыс. организаций различных форм собственности.
Для отрасли характерны проблемы социальной незащищённости рабочего персонала, использование агрессивных методов оптимизации налогообложения, которые, в конечном счёте, приводят к демпингу при заключении контрактов, но дешевая стоимость услуг основана, по сути, на воровстве налогов. Все это способствовало тому, что до недавнего времени со стороны ФНС эта отрасль считалась «черной» зоной экономики. В случае с клинингом ФНС не раз предупреждала заказчиков об ответственности за несоблюдение должной осмотрительности при оценке налоговой добросовестности контрагента по уборке. И случаи предъявления претензий заказчикам со стороны службы уже не редкость.
К примеру, не так давно одна из московских компаний вынуждена была заплатить в бюджет почти два миллиона рублей за своего контрагента по уборке, так как ФНС России при сверке операций обнаружила противоречия в сведениях, содержащихся в документах, а именно: у подрядчика отсутствовал ряд записей об операциях за два квартала сотрудничества. Это стало основанием для того, чтобы региональное отделение ФНС России доначислило заказчику услуг НДС в размере 1 866 495 руб. Позже компании пришлось судиться с клинером (Дело № A40-148189/2021), и удалось выиграть спор, но, по оценкам экспертов, им не скоро удастся получить свои деньги обратно.
Прежде, чем заключить контракт на профессиональную уборку позаботьтесь своевременно выявить налоговые риски и тщательно проверить контрагента (что не лишним будет сделать в любой сфере). Стоит помнить также о том, что проект ФНС по «обелению» рынка клининга находится в активной фазе, и в ФНС (справедливо) уверены, что, работая с недобросовестными подрядчиками, заказчики услуг как правило осведомлены о нечестных налоговых схемах контрагентов, и пока заказчик будет готов работать с подобными клининг-компаниями, такие исполнители услуг будут продолжать уклоняться от уплаты НДС в полном размере.
Как обезопаситься?
1. Проверьте, входит ли выбранная вами клининговая компания в крупнейшую Ассоциацию отрасли (СРО АКФО), сделать это можно на официальном сайте. Помимо того, что в Ассоциации следят за добросовестной уплатой налогов своими членами, эксперты также разрабатывают профессиональные стандарты качества в отрасли.
2. С помощью ресурсов ФНС России оцените суммарную налоговую нагрузку по доле НДС и РСВ от выручки. В среднем по отрасли она должна составлять не менее 20%. Если у вашего контрагента — существенно ниже, возможно, стоит задуматься о поиске другого подрядчика.
3. Проверьте налоговую нагрузку предполагаемого подрядчика с помощью Информационного ресурса фасилити операторов (администрируется ассоциацией добросовестных налогоплательщиков при участии ФНС России): цвет индикации должен быть как минимум желтым, а лучше всего зеленым.
4. Для большей уверенности зарегистрируйтесь в
Инфоресурсе и осуществляйте взаимодействие с клинером через него. При условии
подписания особых условий договора, вы сможете себя полностью обезопасить: если
территориальные налоговые органы на основании
анализа данных ПК АСК НДС-2 (в течение 2-х месяцев от сдачи деклараций по НДС)
установят признаки наличия «разрыва», а подрядчик не урегулирует его
добровольно, вы сможете не применить вычет по НДС по операциям с поставщиком и
удержать с него уплаченный в бюджет НДС.