От уличных туалетов до федеральных трасс: как небольшой стартап взорвал отечественный рынок спецтехники
Знаете, что это все происходит прямо сейчас? Черные схемы — норма для одного из крупнейших секторов экономики, который является основным в обеспечении логистики и развитии строительного сектора? Мы хотим рассказать о том, что на самом деле происходит внутри рынка спецтехники и показать реальные кейсы, с которыми мы сталкивались во время реализации проекта.
Итак, давайте представим, что вам срочно нужно выкопать яму. Первым делом вы, скорее всего, начнете свой поиск с сервисов, где размещаются все объявления и заказы: Яндекс.Услуги, Авито и так далее. Загвоздка в том, что там вы будете искать нужную технику очень долго, и не факт, что вообще найдете. Почему? А потому что более 80% исполнителей сидят в мессенджерах. Вы даже не представляете, какое количество закрытых чатов и клубов сейчас существует в том же WhatsApp. И многие платят деньги, чтобы попасть в эти закрытые сообщества, где администраторы и менеджеры чата обрабатывают заказы на спецтехнику и берут за это серьезную комиссию. А все расчеты без документов и за наличку.
Как вообще так вышло? На самом деле, если начать разбираться, выяснится, что ни кто не мониторит эту сферу с 2019 года. Существуют данные по импорту и экспорту техники — и на этом все. По сути, никто не знает, как здесь вообще обстоят дела. Анализируя рынок, мы поняли, что 70% в нем вообще не оцифрованы. Этот черный рынок — такой строительный «даркнет», где решают связи и наличка.
Многие исполнители готовы приехать сразу, но работают они только за наличную оплату, без документов и разрешений, да еще и с предоплатой. А это значит:
- Раздолье для мошенников: нагреваются все, кто только может.
- Цены никто и никак не регулирует: сегодня это может быть пять тысяч, а завтра уже все десять за ту же работу.
- Крупным компаниям сложнее искать ответственных исполнителей, которые качественно выполнят работу и не будут завышать цены.
Из-за того что процесс ценообразования и оплаты в этой сфере никак не регулируется, это порождает проблемы для обычных граждан: например, взлетают цены на жилье, потому что не удалось найти подрядчика, который качественно выполнит работу, или срываются сроки эксплуатации здания и начинаются проблемы с обманутыми дольщиками... К этому приводит провал в строительном процессе на глобальном уровне. Но такую ситуацию всегда можно изменить к лучшему — чем мы и занялись.
Вот здесь и начинается история создания сервиса Rukki Pro.
Основатель проекта, Игорь Зенин, еще в 2018 году пытался сам заказать спецтехнику, чтобы выкопать траншею для заливки бетона. Однако найти эту самую технику у него так и не вышло. Неделю Игорь искал экскаваторщика, еще неделю — пытался договориться с разными операторами и диспетчерами. Закончилось все тем, что он сам взял в руки лопату и вместе со своим отцом выкопал ту яму, с которой все и началось.
Что мы делаем и зачем?
Мы проводим постепенную цифровизацию рынка аренды спецтехники. Раньше владелец техники должен был сначала зарегистрироваться в платном чате и ждать поступления нужной заявки — мы сделали так, чтобы любой человек мог бесплатно заказать спецтехнику в кратчайшие сроки с помощью простого приложения, а владелец техники это увидел и получил работу.
«Наш цифровой продукт соединяет тех, кому нужна спецтехника, с теми, у кого она есть. Если сравнивать нас с топовыми платформами, можно сказать, что идея близка к Uber или Tinder: ты находишь то, что тебе необходимо, как можно ближе»
Казалось бы, все просто: скопируй Яндекс.Такси, и проблема решена. Если бы все было так просто!
Итак, мы начали процесс оцифровки рынка спецтехники, где заказчик сможет быстро получить нужную технику без юридических сложностей, серого нала и обмана со стороны исполнителей. Еще на старте нам удалось наладить сотрудничество с Министерством строительства Белгородского региона, а затем пошли и крупные заказчики и зарубежные компании, которым труднее всего найти спецтехнику. Очень быстро выяснилось, что наша система работает гораздо эффективнее, чем прежние способы аренды спецтехники. Поначалу все было максимально просто: у нас уже были исполнители, и мы вручную собрали заказы, обзванивали людей и говорили, что можем выполнить заказ.
Благородство — это хорошо, но надо что-то зарабатывать
Мы создали специальный парсер, который заказы с различных чатов и агрегаторов объявлений, а затем наши менеджеры обрабатывали их вручную. Дело пошло быстрее, но и тут появилась проблема: многие исполнители хотели, чтобы все заказы напрямую поступали им, даже если у них не было нужного вида техники.
Почему они так делают? — Это обычное дело в сфере: каждый парк техники хочет перевести любого агента или диспетчера на себя, чтобы получать как можно больше заказов, даже не целевых, таких, которые этот парк качественно выполнить не может. Мы, конечно, делать этого не стали: оставили себе наиболее лояльных и ответственных исполнителей и делили заказы между ними. А когда заказов стало больше, подключили дополнительный микросервис уведомлений всех исполнителей о том, что появился новый заказ со всеми подробностями и параметрами, а они уже сами могли откликнуться на него и позвонить.
Очень часто бывают такие ситуации, когда человек вообще не представляет, какая техника ему нужна. В этих случаях мы подробно консультируем его. Мы не просто даем возможность заказать технику, но и помогаем сэкономить время и деньги, если заказчик не разбирается в вопросе.
«В XXI веке продукты на дом можно заказать за пятнадцать минут, такси вызвать за пять. Ну ведь не должно по идее быть проблем по предоставлению услуги в электронном формате, однако в области спецтехники это именно так: многие исполнители получают заказы через чаты и личные связи. Наш сервис решает эту задачу путем уберизации и оцифровки спецтехники для быстрого поиска и заказа, снижения вероятности мошенничества и простоя»
Проблемы с поиском новых исполнителей подтолкнули нас к созданию реферальной системы, так как существующие системы не подходили. В ней агенты могут добавлять исполнителей и получать кэшбек c их заказов. Сегодня мы интегрировали ее в код приложения, что позволяет быстрее увеличивать базу исполнителей.
Сейчас у сервиса более 3500 выполненных заказов, в базе — 8000 единиц спецтехники. Мы вышли на новый уровень: участвуем в Build Up Skolkovo, пилотном проекте с крупнейшим застройщиком страны, ФРИИ и питч-сессиях, а еще получили инвестиции и можем дальше развивать проект. В 2022 году стартап стал частью Gaskar Group, крупнейшего IT-интегратора в сфере строительства, который входит в фонд «Аметист-групп», и постоянно собрали команду талантливых ребят, которые трудятся и работают над развитием сервиса до сих пор. Но на этом мы не останавливаемся. В планах выход на новый уровень: полная автоматизация рабочих процессов и расширение по всей стране.