CRM-системы для гостиничного бизнеса
Естественно, обычные CRM не способны предложить модули, позволяющие оцифровать важные бизнес-процессы, которыми характеризуется сфера гостеприимства. Поэтому, для отелей, гостиниц, баз отдыха и прочих средств размещений необходима специализированное решение, обладающее такими модулями как:
- Гости
- Номерной фонд
- Реклама и маркетинг
- Воронка продаж
- Управление бронированием
- Кухня
- Сопровождение гостей
- Обслуживание в номерах
- Касса
- Финансы
- Аналитика
Ниже попробуем уместить нашу экспертизу по CRM-системам для отелей и гостиниц в текстовый формат и кратко рассмотрим каждый из обозначенных выше модулей с точки зрения его предназначения, бизнес-логики и необходимых интеграций.
Гости
Назначение модуля: Сбор, хранение и доступ к информации о гостях и истории взаимодействия с ними.
Бизнес-логика: Редактируемые карточки с разделением на B2C и B2B сегменты и частично-автоматизированным заполнением в рамках определенных действий менеджера или гостя.
Для B2C сегмента целесообразны следующие поля карточек, с обязательным введением разграничений по уровню доступа сотрудников к персональным данным гостя:
- ФИО (автозаполнение при бронировании)
- Контактные данные (автозаполнение при бронировании)
- Дата рождения (автоматизированное RPA-заполнение при заселении)
- Пол (автоматизированное RPA-заполнение при заселении)
- Паспортные данные (автоматизированное RPA-заполнение при заселении)
- Применяемая программа лояльности (автозаполнение при бронировании)
- Связанные гости (автоматизированное RPA-заполнение при заселении)
- История бронирований и взаимодействия (автозаполнение при бронировании)
- Прочее
Для B2C сегмента целесообразны следующие поля карточек:
- Наименование организации (автозаполнение при бронировании)
- Реквизиты организации (автоматизированное RPA-заполнение при выставлении счета)
- Контактные данные организации (автоматизированное RPA-заполнение при выставлении счета)
- Контактное лицо
- Применяемая система лояльности (автозаполнение при бронировании)
- История взаимодействия и бронирований (автозаполнение при бронировании)
- Прочее
Интеграции: Модули продаж, бронирования, сопровождения гостей, аналитика.
Номерной фонд
Назначение модуля: систематизация, хранение и доступ к информации о располагаемом номерном фонде.
Бизнес-логика: шахматка номеров с интерактивной поэтажной схемой расположения и карточками номеров.
Среди полей для заполнения в карточках номеров можно выделить:
- Категория
- Площадь
- Количество комнат
- Вместимость
- Удобства
- Вид
- Год реставраций
- Фотографии
- Стоимость
- История изменения стоимости3
- История проведенных ремонтов и реставраций
- Прочее
Интеграции: Модули бронирования, продаж, сопровождения гостей, аналитика.
Маркетинг
Назначение модуля: Создание и ведение смс-, email- и прочих маркетинговых кампаний, реализация программ лояльностей, а также работа с отзывами.
Бизнес-логика: Конструктор сообщений для рассылки и рекламы, блок программ лояльностей, блок работы с отзывами
Интеграции: Гостевая база, мессенджеры, аккаунты в соцсетях, почта, сайт, сервисы таргетированной рекламы и прочие каналы лидогенерации, платформы с отзывами, аналитика.
Воронка продаж
Назначение модуля: снижение количества потерянных заявок и лидов, повышение эффективности работы менеджеров по продажам.
Бизнес-логика: Выделение B2C и B2B сегмента отдельными блоками. Для каждого — своя воронка продаж. Реализация системы автоматических напоминаний и движения по воронке.
Так, например, воронка продаж для B2C сегмента может содержать следующие этапы:
- Заявки
- Распределение заявок
- Касания (1-е / 2-ое / и т.д.)
- Бронирование
- Слив
Воронка продаж для B2B сегмента может быть реализована не только в отношении номерного фонда, но и в отношении конференц-залов и ресторана. Целесообразно выделить здесь следующие этапы:
- Заявки
- Распределение заявок
- Переговоры
- Коммерческое предложение
- Договор
- Счет
- Предоплата
- Мероприятие (заезд / выезд)
- Полная оплата
- Слив
Интеграции: Календарь, IP-телефония, мессенджеры, модуль бронирования, гостевая база, аналитика.
Управление бронированием
Назначение модуля: Оформление бронирований как менеджером, так и гостями самостоятельно.
Бизнес-логика: Аналогична бизнес-логики PMS-системы. При наличии нескольких предлагаемых типов питания — обязательно предоставление возможности выбора типа питания при бронировании. Бронирование гостями осуществляются посредством заполнения соответствующей формы на сайте или реализации соответствующих действий на сервисах бронирований.
Интеграции: Гости, номерной фонд, кухня, календарь, каналы бронирования, финансы, аналитика.
Кухня
Назначение модуля: Упорядочение информации о доступных типах питания и повышение эффективности ресторанного обслуживания постояльцев.
Бизнес-логика: Возможно выделение блока типов питания и блока меню для заказа в номер. Для первого блока необходимо выделение таких полей, как стоимость и архив изменения стоимости. Для второго блока — технологические карты, меню, складской учет и т.д.
Интеграции: Модули гостевой базы, управления бронированием, обслуживания в номерах, сопровождения гостей, кассы, финансов и аналитики.
Модуль сопровождения гостей
Назначение модуля: Оперативное информирование администратора о готовности номера к заселению, оформление заселения и выезда гостей, учет потребления гостями платных и других услуг, предоставляемых отелем.
Бизнес-логика: Целесообразно выделение отдельными блоками блока заселения, проживания, выезда. В последнем — формирование итоговой стоимости проживания и выставление счетов на оплату.
Интеграции: Модули обслуживания в номерах (блок клинингового сервиса),
кухни и, при наличии, другие модули, ведущие услуги, предоставляемые отелем (в
особенности, платные), кассы, финансов, аналитики.
Обслуживание в номерах
Назначение модуля: Повышение эффективности работы соответствующей службы и повышения качества обслуживания гостей в период их проживания в номерах.
Бизнес-логика: Реализуется в виде отдельных блоков, каждый из которых ведет соответствующий бизнес-процесс — уборка номеров, работа с обращениями гостей в период проживания, услуги прачечной и т.д.
Интеграции: Модули сопровождения гостей, кассы, финансов, аналитики, гостевой базы, номерного фонда.
Кассовый модуль
Назначение модуля: Проведение оплаты бронирования, номеров на месте, потребленных гостями услуг.
Бизнес-логика: Получает от соответствующего модуля стоимость, подлежащую к оплате, и запускает процедуру оплаты.
Интеграции: Модули сопровождения гостей, кухни, обслуживания в номерах, аналитики и финансов, система POS и онлайн касса.
Финансовый модуль
Назначение модуля: Повышение эффективности финансового планирования, анализа и контроля.
Бизнес-логика: Импортирует из системы бухгалтерского учета информацию по доходам и расходам бизнеса. Позволяет выстраивать краткосрочные и долгосрочные финансовые планы, определять и рассчитывать соответствующие финансовые показатели и т.д.
Интеграции: Программы бухгалтерского учета, аналитический модуль.
Аналитический модуль
Назначение модуля: Повышение эффективности аналитики по бизнесу, включая полноту аналитического охвата.
Бизнес-логика: Импортирует числовые данные из соответствующего модуля в рамках заданного аналитического запроса. Формирует графики, таблицы, диаграммы и т.д. Производит вычисления абсолютных и относительных изменений заданных показателей и т.д.
Интеграции: Все имеющиеся модули CRM
Вместо заключения
Выше представлены лишь те модули специализированных CRM-систем для гостиниц и отелей, которые ведут бизнес-процессы наиболее распространенные в этом бизнесе. При этом, при разработке CRM-системы на заказ, можно реализовать соответствующие модули для ведения всех имеющихся у Вас бизнес-процессов. А также дополнить такую CRM-систему модулями складского учета, управления персоналом и так далее, реализовав тем самым полноценную ERP-систему для гостиничного бизнеса.