Главное Авторские колонки Вакансии Образование
323 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Философия трудных времен. Времена не выбирают… - А. Кушнер

Модели, описывающие наш мир, наше время сменяют друг друга быстрее, чем мы успеваем адаптироваться.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Как картинки за окном поезда, промелькнул VUCA-мир, в след за ним BANI-мир, и вот уже год мы живем в TACI-мире.

К неопределенности, хаотичности, непредсказуемости добавилась характеристика — враждебный (Inimical).

И вот уже нашей «нормальностью» становятся, по определению Сергея Дерябина (автор акронима TACI), «грубое искажение информации, лицемерие и цинизм, рост бессмысленной агрессии, ощущение опасности и глобальной экзистенциальной угрозы».

Время требует от нас быстрых, правильных решений; стойкости и гибкости одновременно, антихрупкости... Вроде бы понятно, что надо меняться, надо адаптироваться. Но как это сделать?

Люди пытаются искусственным образом развивать в себе оптимизм (или пофигизм), перестраивать свои привычки, но со временем вновь возвращаются в «свою колею». И это вполне естественно.

Любые изменения, чтобы стать необратимыми, должны начинаться не с корректировки поведения, а с работы над своим мировоззрением.

Почему? Потому что «невозможно решить проблему на том же уровне, на котором она возникла. Нужно стать выше этой проблемы, поднявшись на следующий уровень» (Альберт Эйнштейн). Для понимания данного принципа Эйнштейна, удобно использовать иерархическую модель из взаимно влияющих друг на друга логических уровней (пирамида Дилтса). Пирамида состоит из 6 уровней:

1.Миссия

2.Идентичность

3.Ценности и убеждения

4.Способности

5.Поведение

6.Окружение.

Понятие логических уровней подразумевает, что одни процессы и явления зависят от других: чем выше уровень, тем большее влияние он оказывает на человека, организм или систему.

Нижние уровни модели полностью подчинены верхним, поэтому каждая трансформация на верхних уровнях обязательно распространяется вниз.

Но если что-то меняется на нижнем уровне, то верхние уровни это затрагивает далеко не всегда.

Например, если изменились ваши убеждения и ценности, то изменится и ваше поведение, но если меняется только ваше поведение, то это не затронет вашу систему ценностей.

В нашем случае, адаптироваться к новому миру возможно только, изменив свои верхние уровни пирамиды Дилтса (ценности/убеждения, идентичность, миссия), иными словами, изменив мировоззрение. В основе мировоззрения лежит наша личная жизненная философия. Именно она определяет уровень жизнестойкости человека. Определяет не абстрактно, не на словах, а в реальной жизни. Именно личная философия позволяет человеку достойно пройти сквозь трудности, сохранить достоинство, здравомыслие и адекватность. И чтобы НЕ превратиться в «измученных травматиков», чтобы уменьшить негативное воздействие стресса, избежать «выгорания», снизить уровень тревожности, необходимо менять свое восприятие мира.

Мы не можем управлять ветром, но мы можем НАСТРОИТЬ паруса. Личная философия как хороший парус: при любом ветре позволит прийти туда, куда вы планируете.

Тот, кто смотрел фильм, основанный на реальных событиях, «Шпио́нский мост», помнят диалог главных героев: художника Рудольфа Абеля, подозреваемого в ведении шпионской деятельности в пользу СССР, и его адвоката Джеймса Доновану:

⁃ Скажу честно, вас хотят отправить на электрический стул.

⁃ Понятно.

⁃ И вы совсем не волнуетесь?

⁃ А это поможет?

«А это поможет?» — вот яркий пример проявления в жизни принципов стоицизма — одной из самых актуальных в наши дни философских концепций.

Именно стоицизм может стать фундаментом личной философии, поскольку формирует в человеке силу и мудрость, создает мощный внутренний стержень.

А чтобы погрузиться в стоицизм я предлагаю почитать книги:

✓ Марк Аврелий «Размышления римского императора».

✓ Сенека «Нравственные письма к Луцилию»

Эти книги помогут сформировать психологические стратегии, чтобы справиться и преуспеть в наше время Черных лебедей.

По большому счету, стоицизм — это антихрупкость в отношении судьбы.

Н.Талеб (автор термина «антихрупкость») так экстраполировал принципы стоиков на день сегодняшний:

«Мой идеал современного стоического мудреца — это человек, преобразующий страх в благоразумие, боль в информацию, ошибки в инициативу, желание в действие».

Если резюмировать, то во времена достатка и спокойствия мы могли себе позволить быть гедонистами, считать удовольствие высшим благом и смыслом жизни, а сегодня нам жизненно необходимы принципы стоицизма. Поскольку стоицизм — это философия трудных времен.

✅О том, какие принципы стоицизма можно использовать для усиления себя в наших непростых условиях, расскажу в следующий раз...

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем