Главное Авторские колонки Вакансии Вопросы
😼
Выбор
редакции
574 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Как российская робототехника переживает кризис и санкции?

Робототехника… как много в этом слове. Некоторым оно напоминает о школьных кружках, другим – о пролетевшей моде на научную фантастику в книгах и кино. И только меньшая часть задумывается о том, что робототехника окружает современного человека повсюду.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Источник: Shutterstock

В век технологий робототехника стала чем-то привычным, а потому незаметным. Робототехника укрепилась в повседневной жизни каждого человека и контролирует всё: от IT-решений до производственных процессов и сферы услуг.

Во многом экономику формирует производство. Страны-лидеры конкурируют между собой в производительности, качестве, инновациях. Используются самые разнообразные подходы к труду, но наблюдается один устойчивый тренд, общий для всех — автоматизация.

«Вкалывают роботы, а не человек» — так видели будущее создатели «Приключений электроника» и во многом оказались правы: речь идет даже не о предприятиях, а о целых отраслях экономики, где машины массово замещают людей. Конечно же, в этом есть свои риски, но сейчас очевидно: владельцам бизнеса выгодно задействовать труд роботов практически во всех отраслях нашей жизни. И, конечно же, спрос рождает предложение: маркетплейсы роботов уже сейчас полны автоматизированными решениями для любых задач.

Но в каком состоянии находится российская робототехника? На фоне экономического кризиса и обширных санкций этот вопрос становится принципиальным. Насколько самостоятельна Россия в вопросах автоматизации и технического прогресса? Об этом расскажет эксперт маркетплейса prorobotov.org Алиса Конюховская.

О чем пойдет речь?

Существует два основных сегмента на рынке робототехники: промышленный и сервисный. Каждый из них еще с прошлого века развивался по собственным законам, в своем темпе. И этот темп сбился в момент введения жестких санкций против России.

Промышленная робототехника и зарубежные поставщики

Крупнейшими поставщиками роботов на российские предприятия были, согласно данным TAdviser за 2021 г., KUKA (68%), FANUC (36%) и ABB (18%). KUKA (Германия) остановила поставки из-за европейских санкций, FANUC (Япония) приостановила все операции в России и Беларуси, а ABB (Швейцария) летом объявила об уходе из России из-за нарушения логистических цепочек. Таким образом, Россия осталась без трех самых крупных поставщиков промышленной робототехники. Появились критические ниши, в которых принципиально важно или налаживать собственное производство, или переключаться на новых поставщиков. Сиюминутно на помощь приходят остатки со складов, а местами — параллельный импорт.

Мировым лидером в производстве промышленных роботов является Япония. Именно параллельный импорт помогает сократить дефицит японских робототехнических решений: из Страны восходящего солнца роботы попадают в Россию через Китай.

И здесь нужно остановиться на Поднебесной: около 50% рынка промышленных роботов приходится именно на Китай — а значит, «тащить» роботов оттуда проще, чем из какой-либо другой страны. Сами же китайские поставщики с интересом смотрят на российский рынок, а значит, в ближайшем будущем дефицита робототехнических решений не возникнет. Здесь речь идет как о поставках через Китай японских роботов, так и о китайской робототехнике: китайские интеграторы обладают передовыми технологиями мирового уровня и с удовольствием осваивают российские предприятия.

Спрос на робототехнические решения в России, несмотря на кризис, устойчив: проблема нехватки рабочих рук и оптимизации расходов стоит остро, а потому отечественные заказчики продолжают инвестировать в автоматизацию. Этому способствовал и выгодный курс доллара, который установился в конце 2022 г.: компании ловили момент и активно закупали роботов.

А что с сервисной робототехникой?

Для начала конкретизируем: сервисная робототехника — это обо всем, что не связано с производством. Это и медицинские роботы, и сельское хозяйство, и клининг, и роботы для общественных мест, и беспилотники... у каждого из сегментов есть свои особенности. Но также, как и промышленная робототехника, сервисная сильно зависит от иностранных технологий.

В этом секторе сильнее сказывается фактор турбулентности в экономике: если спрос на промышленных роботов устойчив, то для сервисных он сильно зависит от финансового состояния компании-заказчика. Когда предприятие урезает расходы, под сокращение подпадают траты на сервисных роботов. Сервисная робототехника явно не является такой же привлекательной для инвестиций, как промышленная.

В России существуют крупные передовые производители сервисных роботов: Promobot, «Яндекс», «Моторика». Всего в этой отрасли насчитывается около 300 российских производителей. Ранее они работали как на российский рынок, так и на экспорт в страны Запада. В 2022 году им пришлось переориентироваться, и они открыли для себя новый перспективный рынок — Ближний Восток. При этом они остаются российскими компаниями и продолжают обеспечивать внутреннего потребителя всеми передовыми разработками.

Заказчиками сервисных роботов в России являются в основном крупные государственные предприятия. В 2022 году усилилась доля гособоронзаказа, теперь «военка» — одна из самых бурно растущих сфер отечественной робототехники. В этом плане спросу на сервисных роботов ничто не угрожает, он остается устойчивым со стороны государства.

Также активно развивается беспилотный наземный транспорт. Так, SberAutoTech обладает самым большим беспилотным автопарком в Европе, превосходя «Яндекс» по этому показателю. Компания разрабатывает как легковые, так и грузовые беспилотники, и успешно их тестирует по всей России. Другие компании занимаются разработкой беспилотных трамваев, комбайнов, самосвалов, и тоже вполне успешно.

Слабые стороны российского рынка робототехники

Как упоминалось выше, зависимость от иностранных технологий в робототехнике существенна. Крупнейшие иностранные компании уходят из России, и пока что не завершен процесс поиска новых поставщиков, а импортозамещение достигло успехов не во всех сферах. Параллельный импорт работает, но скорее является локальной историей и не обеспечивает поставок в докризисном объеме.

Что касается российских производителей, то у многих из них не развит маркетинг. Зачастую потребитель просто не знает о том, что технологические решения, которые ему нужны, существуют в России. Конечно, эту проблему нельзя решить централизованно: каждая компания сама рано или поздно должна осознать, что о продукте нужно рассказывать.

Робототехника — непростой бизнес, его потянет не каждый предприниматель. Чтобы вести его, нужен мощный капитал, который не всегда есть у начинающих компаний. Любые технологии и комплектующие стоят больших денег и требуют инвестиций, которые не всегда просто привлечь в России.

Еще одна проблема многих российских разработок — низкая функциональность. В отрасли существует «робототехника ради робототехники», когда разработка создается без какой-либо цели. Как итог, такие решения сложно интегрировать, они не приносят реальной пользы — вспомним робота Федора и большинство других российских антропоморфных роботов. При этом порой на их разработку уходят колоссальные средства.

Что в итоге?

Российская робототехника не на 100% самостоятельна, ей есть к чему стремиться в плане импортозамещения. Также стоит работать над маркетингом и применимостью разработок.

Тем не менее, российские технологии во многом являются передовыми. Все, что касается беспилотного транспорта, военных разработок, медицинских роботов — сильные разработки, которые могут на равных конкурировать с ведущими иностранными производителями.

Во многом помогает параллельный импорт и сотрудничество с Китаем, чьи разработки помогают закрыть ниши, оставшиеся после ухода зарубежных компаний.

Эксперты дают российской робототехнике оптимистичные прогнозы, и мне охотно в них верится. В 2023 должен вырасти российский спрос как на промышленную, так и на сервисную робототехнику. Нам остается ждать и наблюдать за тем, что нас ждет дальше.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем