Как из хобби я сделал бизнес
Программированию я учился на компьютере Поиск. Может, помните: 640 килобайт оперативки, 5-дюймовые дискеты, Dos и Norton Commander.
Мне повезло, потому что папа руководил компьютерным кружком, так что дома постоянно находились какие-то компьютеры, которые я потихоньку осваивал. Осваивал и среду программирования, но поначалу необычным образом. Во времена ограниченного пространства на дискетах, обычно держали одну загрузочную дискету с DOS’ом, а на остальных дискетах были только программы.
На моей загрузочной дискете в автозагрузке стоял TurboBasic и чтобы запустить любимую игру, мне приходилось загружать TurboBasic, выходить из него в DOS, чтобы затем сменить дискету и выполнить желанный запуск игры. Но в один прекрасный вечер отец написал “print hello world” и показал, что компьютер может выполнять команды.
Всё! Игры кончились! Точнее, для меня стало гораздо интереснее их писать и соревноваться в написании простейших игрушек, утилиток под dos с такими же друзьями-гиками.
С возрастом программирование затянуло по самые уши. До сих пор храню дома сотню тех 5-дюймовых дискет с первыми написанными программами. Потом был вуз, оконченный по специальности инженер-программист АСУ и ВТ.
Диплом и компания Юлмарт
Обучение в институте, как и у всех, закончилось написанием дипломной работы. В силу специфики получаемой профессии темой дипломной работы была Информационная система торгово-складского учета online с интерфейсом продаж в торговом зале. По сути, это уже был интернет-магазин.
Впоследствии я увидел отличную реализацию идеи, которую защищал в дипломном проекте, в Юлмарте. Правда, диплом я писал в 2008 году, когда о Юлмарте никто и не слышал.
Как я набрался опыта в Rufox
После института я пошел работать в крупный проект Rufox. У нас там была команда из 30 человек, 8 из них - программисты, которые делились друг с другом опытом.
Особенность работы заключалась в том, что от программистов требовались совершенно разные компетенции. Приходилось решать множество задач на стыке технологий. Все мы занимались не просто программированием в узких сферах, а становились широкопрофильными специалистами по разработке интернет-проектов. В Rufox’е, куда ни ткни, все время было что-то сложное и уникальное.
Как-то у меня появился заказ на небольшой сайт. Я стал смотреть разные CMS и удивился, что в них нет того, что мы в Rufox давным-давно применяем: ORM-объекты, МVC-архитектура, современные шаблоны проектирования для ООП… Ни в одной из популярных CMS-систем я не нашел этого в 2011 году. Мне захотелось написать что-то, что будет соответствовать времени. Использовать признанный мировой опыт. Тогда и родилась идея сделать более современную систему.
Рождение ReadyScript
Решение заниматься собственным проектом окончательно сформировалось на пятом году работы в Rufox.
Я стал готовиться к своему проекту. Возвращался с работы в 6 вечера и еще 6 часов сидел и писал код. В итоге у меня появилась первая презентабельная версия продукта, которую можно было демонстрировать.
Мне понравилась сфера торговли, когда я защищал диплом. Мне показалось действительно очень удобным покупать в интернете.
Почему еще я выбрал электронную коммерцию? Интернет-магазины – самый дорогой вид разработки сайтов. Может, дороже лишь порталы, но порталы – не массовый продукт, а магазины могут быть массовыми. Значит, ниша будет прибыльной для партнеров, через которых я и планировал развиваться. Так, написанный диплом, моя страсть к программированию и выбранная ниша послужили толчком к появлению проекта ReadyScript.
Совпало и то, что когда я задумал заниматься своим проектом, Rufox реформировался, но о моих планах узнал главный партнер компании. Сам он очень верил в сферу IT, так что поддержал мое желание заниматься новым проектом.
Примерно полгода я с утра до вечера писал свой любимый продукт и строил его ядро все в том же уютном офисе Rufox. Со временем понял, что не смогу сравниться с компанией, у которой есть штат, даже если буду работать 24 часа. Я стал набирать сотрудников среди своих друзей-разработчиков и ускорять процесс разработки и внедрения новых возможностей.
На этапе становления компании большую роль играли дружеские отношения. Изначально нас интересовали не столько деньги, сколько возможность делать интересную работу с использованием современных технологий.
Дальше нужно было думать о первом продвижении продукта. Уже на старте у нас был убедительный сайт, где можно было попробовать демоверсию продукта, а потом принять решение о покупке, но об этом сайте никто не знал.
Я сделал так: купил за тысячу рублей базу предприятий города и всем отправил коммерческое предложение о создании интернет-магазина. На удивление был очень большой отклик. Первым клиентом был человек, который заказал сразу два интернет-магазина автомобильной тематики, партнерские отношения сохраняются у нас с ним и по сей день.
Как мы развиваемся сегодня
Благодаря созданным на начальном этапе инфраструктурным сервисам: тикет система, сервис пожеланий, сервис платных разработок, ReadyScript сейчас уверенно развивается в технологическом плане. Мы получаем огромное количество отзывов по нашим продуктам, что позволяет нам держать руку на пульсе отрасли электронной коммерции и разрабатывать то, что действительно нужно владельцам магазинов.
За последние 3 года мир сильно поменялся, мобильные устройства стали использоваться наравне с ПК в повседневной жизни, это создает новые вызовы разработчикам программного обеспечения, которые мы принимаем. Мы сейчас активно работаем в направлении разработки мобильных приложений для администраторов магазинов, а также для конечных пользователей, и уже в следующем году планируем порадовать наших пользователей новым сервисом.
Мы осознаем, что масштабирование компании напрямую связано с партнерской сетью, поэтому стараемся создавать привлекательные условия для сторонних разработчиков и веб-студий. У нас несколько видов выгодных партнерских программ, низкая комиссия в маркетплейсе, большое количество материалов документации, видеоуроков, форум сообщества и конечно служба поддержки.
Сфера электронной коммерции многогранна, у начинающих предпринимателей часто возникают естественные вопросы “как начать?”, “как раскрутить магазин?”, и т.д. Для решения данной образовательной задачи, мы ведем общественную деятельность, постоянно публикуя полезную информацию в наших группах в соцсетях(ВК и Facebook) и в статейном разделе на нашем сайте.