Главное Авторские колонки Вакансии Вопросы
538 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Три варианта склада для интернет-магазина: выберите свой

Рано или поздно каждый интернет-магазин сталкивается с проблемой хранения. И проблемой выбора из трех основных вариантов: собственный склад при магазине, отдельный склад или все-таки аутсорсинг. У каждого есть плюсы и минусы, в том числе неочевидные. Как выбрать оптимальный вариант, на что обратить внимание рассказывает основатель службы внутригородской доставки и сети экспресс-складов Даркстор у дома (резидент Сколково) Кирилл Чеканов
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Вариант 1. На базе магазина

У офлайн-магазина, который запускает доставку, или у магазина, который работает исключительно онлайн, чаще всего есть собственные площади. На самом первом этапе это может быть даже собственное жилье владельца. И чаще всего, именно эти площади становятся складом.

Например, выйти в онлайн решил магазин формата «у дома». Плюсы очевидны: покупатели, которые привыкли ходить за покупками по дороге домой, скорее всего, воспользуются доставкой в выходные, праздники, если на улице идет дождь и в любой другой ситуации, когда идти в магазин не хочется.

Для магазина доставка — дополнительный доход, но потребуется место. Причем, не столько для хранения — у магазина уже есть небольшой склад с запасом товаров. Сколько для формирования и упаковки заказа.

По классике площадь служебного помещения склада рассчитывают в зависимости от числа сотрудников. Если собирать и упаковывать заказы будут 2 работника, потребуется 10 кв. м, три человека — 15 кв. м. Если сотрудников не больше трех, на каждого должно приходится не менее 5 кв. м, при численности складского персонала от 3 до 5 — по 4 кв.м. Если заказами занимаются более 5 человек — по 3,25 кв. м.

С учетом доставки число единиц хранения тоже увеличится. Так что нужно учесть и площадь хранения, и оборудование — стеллажи, холодильники. Есть специальные формулы их расчета, на небольшом складе лучше исходить из здравого смысла. Например, не покупать товаров больше, чем позволяют общие возможности полок и прилавков в магазине и складского помещения.

Важный момент: есть разные режимы хранения продуктов питания. Либо сухое хранение, либо температурные режимы: холодильный и морозильный. Если в ассортименте магазина есть заморозка, на складе нужно учесть место для морозильника.

Краткий итог. Склад при магазине хорош тем, что расходы на логистику минимальны (товары уже в магазине), нет дополнительных расходов на аренду (помещение под склад выделяют из общей площади торговой точки). Этот вариант оптимален с точки зрения контроля качества, но возможности хранения ограничены, если вы не федеральный ритейлер. И доставка долгая из-за небольшого количества персонала.

Вариант 2. Отдельный склад

Если расчеты показывают, что небольшой склад при магазине не справится с объемами, или у интернет-магазина (ИМ) нет собственного помещения, а число заказов растет, нужен отдельный склад.

Со всеми вытекающими: покупка и обслуживание, аренда и персонал, эксплуатационные и логистические расходы. Как говорится, подчеркните нужное.

И здесь начинаются проблемы. Первая — в Московском и других регионах с городами-миллионниками свободных складов практически нет. Сошлюсь на данные консалтинговой компании NF Group: в Москве и Московской области доля свободных складских площадей по схеме прямой аренды по итогам 1 квартала 2024 года остается на минимальном уровне, не превышая 0,1%. Скорее всего, ситуация в ближайшее время не изменится: концу года аналитики NF Group ожидают сохранения доли свободных площадей на околонулевом уровне.

Справедливости ради, аналитики говорят о качественных складах, как правило, большой площади. Но и в сегменте небольших помещений тренд сохраняется. Это подтверждается опытом нашей компании. Мы подбираем помещения, приближенные к спальным районам, крупным жилым массивам, чтобы снизить расходы на логистику. И сталкиваемся с дефицитом таких площадей даже в новых ЖК.

Если помещение под склад нашлось, у онлайн-ритейлера возникает масса забот. Нужно найти складской персонал, о дефиците которого не писал уже только ленивый. По разным оценкам, нехватка линейного персонала на складах составляет 20–30%. Компании конкурируют между собой за сотрудников, прежде всего, уровнем оплаты труда.

Но, главный, на мой взгляд, минус в схеме работы с собственным складом — логистика. Склад один, например, в Мытищах, а клиенты по всей Москве и даже Московской области. Затраты в деньгах и времени на доставку велики. Думаю, не нужно напоминать о московских автомобильных пробках.

Краткий итог. Плюсы собственного склада — расходы на хранение ниже, можно хранить сезонные товары до следующего пика спроса (елочные игрушки), можно создавать запас товаров в преддверии сезона высокого спроса. Минусы — собственный склад для онлайн-магазина означает дополнительные расходы. В том числе на логистику.

Вариант 3. Аутсорс склада или Распределенная складская инфраструктура

Нет желания организовывать собственный склад — можно отдать хранение и логистику на аутсорс специализированной компании. Если задача просто избавиться от операционки связанной со складскими операциями — можно выбрать один из классических сервисов по складской обработке. Сборка и доставка на таких складах обычно занимает 1 день. Если вам не важна скорость — это хороший вариант.

Если вам важно доставлять быстро — уточните есть ли у компании дарксторы (экспресс склады в разный районах города). Такие склады собирают и доставляют товары за 60 минут, аналогично сервисам по доставке продуктов питания.

За счет распределенной инфраструктуры складов партнера ИМ может гарантировать покупателям единый срок доставки по городу, или в определенном районе. Это влияет на удовлетворенность покупателя и желание сделать импульсивную покупку.

Вариант 4. Холодные ПВЗ

Если нет задачи сделать быстро, но хочется удобно для клиента и дешево — воспользуйтесь услугой температурных ПВЗ. Они работают как известные нам сухие форматы, но оборудованы холодильным и морозильным оборудованием. Например, в сети «Дарскстор у дома» доставка в любую точку Москвы обойдется ИМ в 375 руб.

В этой схеме — товары хранятся на складе ИМ, а при поступлении заказа передаются оператору, который доставляет их в ПВЗ. Условия хранения соблюдаются на всем пути товара от склада ИМ до покупателя: сервис заберет товары машиной-холодильником и привезет в пвз с возможностями хранения при температуре от +4 до −22

Для продавца логистические расходы в этой схеме ниже за счет того, что все товары привозят в ПВЗ консолидированно. Но срок доставки увеличивается: как правило, товар доставляется в пункт выдачи на следующий день после поступления заказа.

Краткий итог: разные схемы аутсорса обеспечивают оптимальные сроки и стоимость доставки для ИМ. Расходы на логистику возникают, но это средний вариант между складом при магазине и собственным складом за городом.

Резюмирую, собственный склад — довольно дорогое удовольствие, особенно для небольшого ИМ. Склад при офлайн-магазине — недорогой вариант на первых порах пока объемы работы в онлайне невелики, но срок доставки увеличивается. Аутсорс — средний по стоимости логистики, плюс — в отсутствии лишних забот для ИМ.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем