Кейс: Секрет успешного найма в крупной транспортной компании: от психологической устойчивости до тест-драйва
А последний тесно увязан с KPI и такими качествами, как: чувство ответственности, быстрая реакция, широкий кругозор, умение найти неординарный выход из сложной ситуации, психологическая устойчивость. Перечисленные качества должны быть особенно ярко выражены у людей, работающих, в сфере услуг.
В компании «Интерсервис» (крупный игрок на рынке заказных пассажирских перевозок и служебной развозки Северо-Западного региона), где я — Марина Доронина — являюсь HR-директором — вопрос найма и подготовки специалистов решен с помощью системного подхода.
Возможно, наш опыт пригодится и другим организациям, которые стремятся значительно увеличить эффективность своего главного ресурса — кадров.
Водитель должен быть с безаварийным стажем и не моложе 30-ти лет
Как устроена наша система обеспечения предприятия кадровыми ресурсами?
Штат водителей подбирается, исходя из автопарка «Интерсервиса», который включает современные комфортабельные автобусы на 47-64 мест, микроавтобусы, минивэны и автомобили с кузовом «седан» представительского класса.
Перечень первоначальных требований к кандидатам на должность водителя в компанию «Интерсервис» значителен:
- Наличие водительских прав категории B и/или D;
- опыт безаварийных пассажирских перевозок — от 5 лет;
- возраст соискателя — 30-55 лет;
- проживание — в пределах пешей доступности автопарков компании;
- готовность соблюдать дресс-код (все водители на работе должны придерживаться классического стиля в одежде — костюм или джемпер, белая рубашка, темные брюки);
- знание английского и/или иного иностранного языка (предпочтительно).
Справка
Компания «Интерсервис» — транспортный оператор крупномасштабных конгресс-мероприятий всероссийского и международного уровня. Учреждена в Санкт-Петербурге в 1995 году. Специализируется на обслуживании корпоративных клиентов — коммерческих компаний, государственных и негосударственных организаций, предоставляя им в аренду автотранспорт с водителями. Компания придерживается в своей деятельности корпоративных социальных ориентиров («Автобус Добра»), а также следует стандартам ESG.
Почему отдаем предпочтение сотрудникам постарше?
Потому что молодые водители зачастую ведут себя на дороге более рискованно, чем их коллеги в возрасте. Об этом говорит более чем 28-летний опыт работы «Интерсервис» на рынке транспортных услуг.
А так как безопасность людей стоит во главе угла деятельности нашей компании, то мы ввели определенный возрастной ценз для граждан, желающих к нам трудоустроиться на должность водителя.
Залог приема на работу: отлаженные коммуникационные навыки, успешно пройденный тест-драйв и хорошее здоровье
В ходе интервью наши HR-cпециалисты тестируют соискателя на психологическую устойчивость, эмпатию и широту кругозора.
Последние два качества (как и знание иностранного языка) особенно важны, так как компания часто осуществляет транспортное обслуживание международных конгресс-мероприятий.
Их участниками и гостями являются российские и иностранные лица с хорошим образованием и высоким социальным статусом.
Во время поездки, тем более, если она продолжительная, требуется со стороны водителя умение и желание поддержать беседу с такими людьми.
Если собеседование прошло успешно, то претендента в водительское кресло ожидает тест-драйв.
Проверка навыков вождения и знания правил дорожного движения проходит на одном из транспортных средств. Это может быть автобус, микроавтобус, минивэн или седан — в зависимости от вакансии.
Соискатель демонстрирует уровень своего профессионального мастерства, управляя в пределах получаса транспортным средством, с выездом на проезжую часть. Все это время рядом с ним находится наш штатный водитель в качестве наблюдателя. От его вердикта зависит, возьмем мы на работу соискателя или нет.
В случае успешного прохождения тест-драйва соискатель получает от нас направление на медицинский осмотр. И если врачи вынесут положительное заключение относительно его здоровья, то мы принимаем счастливчика на работу.
«Интерсервис»: совершенствование профессиональных знаний и навыков поставлено на поток
После официального трудоустройства водителя в нашей компании обычно ожидает этап стажировки в пределах 2-5 дней.
В чем она заключается?
В изучении маршрута или маршрутов, например — если речь идет о таком виде услуги, как развозка сотрудников наших компаний-клиентов на работу и обратно. Или в участии под руководством водителя-наставника в транспортном обслуживании какого-либо конгресс-мероприятия.
Стажировки как таковой может и не быть, если, например, новичок будет задействован в коммерческих заказах, у которых каждый день разные маршруты. Но система поддержания кадровых ресурсов в эффективном состоянии у нас выстроена таким образом, что любой сотрудник с первого дня работы вовлечен в процесс совершенствования своих профессиональных знаний и навыков.
И речь не только о тренинге в ходе самой работы.
В компании идет постоянное обучение водителей по теме безопасности дорожного движения — так называемые профессиональные инструктажи. Кроме того, мы периодически приглашаем водителей на мероприятия с участием представителей других подразделений, где все собравшиеся делятся друг с другом соображениями по поводу того, как можно улучшить тот или иной аспект транспортных услуг.
Четыре уровня оценки и стимулирования профессионализма водителей
В компании действует четырехуровневая система оценки профессионализма водителей.
Такая оценка выносится ежемесячно и подводится ежеквартально в отношении каждого водителя по следующим критериям:
1) Уровень обеспечиваемой им безопасности для пассажиров во время
движения;
2) Степень дисциплинированности;
3) Уровень сервиса, предоставляемого пассажирам;
4) Уровень технического обслуживания транспортного средства.
Полное соответствие первому критерию означает, что в течение прошедшего месяца такой-то сотрудник не допустил ни одного зафиксированного нарушения ПДД (вроде превышения скоростного режима или правил обгона).
Максимальное соответствие второму критерию означает, что водитель все поездки совершал в соответствии с графиком, не допускал ни опозданий, ни задержек.
Третий критерий оценивается на основе обратной связи с клиентами. Отзывы от пассажиров о наших водителях — весьма распространенная коммуникативная практика.
И практически всегда они носят положительный характер. Обычно это благодарности, высказанные в адрес конкретных водителей за их доброжелательность, внимательность, готовность оказать помощь, умение поддержать беседу и проявить уместное чувство юмора.
Четвертая оценка отражает отношение водителя к закрепленному за ним транспортному средству.
За мастерство и находчивость вне стен компании — отдельное поощрение
Отличившиеся в положительную сторону по всем четырем критериям в течение трех месяцев сотрудники награждаются квартальной премией.
Таким образом, система оценки водительского KPI одновременно служит инструментом поощрения и стимулом повышения профессиональных качеств.
Кроме того, дополнительные баллы за профессионализм наши водители могут получить от любого сотрудника организации — начиная от диспетчера и заканчивая генеральным директором — за мастерство и находчивость, проявленные вне функционала компании.
Например, в мае 2021 года в Санкт-Петербурге проходил ретро-автопарад.
Организаторы парада призвали участвовавших в нем водителей вывести на дорогу ЛиАЗ-677 — легендарный, но весьма некомфортный в управлении советский автобус эпохи Брежнева.
Никто из участников автопарада не решился сесть тогда за руль этого раритетного авточуда. Никто, кроме одного из водителей нашей компании. Он ловко забрался в кабину ЛиАЗа, завел ветхий бензиновый движок и показал настоящий мастер-класс вождения на музейной технике. За высокий профессионализм и находчивость этот сотрудник был поощрен руководством.
Тимбилдинг способствует повышению профессионализма
Данный пример демонстрирует, что большой мотивирующей силой в деле повышения профессионального мастерства может стать массовое мероприятие, нацеленное на проявление отраслевой и корпоративной солидарности. Это означает, что необходимо уделять внимание такому инструменту коммуникаций внутри трудового коллектива как тимбилдинг.
В период антиковидных ограничений, как и во многих других организациях, резко сократилось число командных встреч. Но постепенно мы наверстываем упущенное и стараемся, чтобы наши сотрудники имели возможность пообщаться друг с другом и вне рабочего времени.
Речь идет об организации корпоративных торжеств в связи с мировыми, общенациональными и профессиональными праздниками, годовщинами компании и знаменательными событиями в жизни ее сотрудников.
Думаю, что наши взгляды на эффективное решение кадрового вопроса разделят многие HR-специалисты крупных компаний и госучреждений. Те из них, кто уже успел пополнить ряды наших клиентов, зачастую успешно внедряют у себя методики повышения KPI.
Перевозка сотрудников, туристов, гостей и детей — «Интерсервис»
Задать вопрос WhatsApp: +7 (921) 323—61—85
Тел.: +7 (812) 665—66—79