редакции Выбор
Как айтишник из Ашана выбирался из зарплаты в 35 000 рублей
Я из маленького города, и всегда завидовал предпринимателям. В инстаграм* они выглядели такими свободными, такими счастливыми. Когда в областном центре я видел их черные машины и белоснежные виниры, я мечтал, что когда-нибудь и сам стану предпринимателем.
Я работал в АШАН за 35 000 ₽ в месяц, и несмотря на то, что в трудовой у меня было написано IT-специалист, по факту работал на телефоне:
«Алло, у меня сломались весы, приезжайте, пожалуйста! У меня сломалась касса!»
Поэтому много времени оставалось, чтобы думать, как бы заработать денег.
ДИСКЛЕЙМЕР: Статья написана автором блога «упал, поднялся», на основе интервью с владельцем игровых комнат и разработчиком детских игр Владимиром Макаренко.
Попытка уйти в бизнес № 1: икеевская полка для виртуальной реальности
В 2013 году появились первые VR очки — Oculus Rift. Я заказал их на Ebay (30 000 ₽) и обклеил икеевскую полку (она уже была дома).
За 4 кв.м в ТЦ мне назвали аренду в 30 000 ₽. Я прибавил зарплату сотрудников, расходы на рекламу. Смета получилась на 90 000 ₽ и решил, что не потяну.
Попытка уйти в бизнес № 2: детский игровой притон
Наконец, мы с женой решились работать на себя и вместо одной VR-полки запланировали открыть детский игровой парк. Расчет был переехать из Уфы в Белорецк (60 000 население), чтобы в маленьком городе это было в новинку.
Так, в 2014-м получая зарплату 35 000 ₽, я ощутил себя профессиональным предпринимателем, уволился и взял кредит на 450 000 ₽.
Инвестиции детский игровой центр
Я купил приставки Xbox и PlayStation (100 000 ₽) и телевизоры (70 000 ₽).
Всего мы вложили 335 000 ₽, а остальное ушло на первые зарплаты и аренду.
Ожидание
Прибыль прикинули на салфетке. Просчитал, что за рабочий день с 9 до 22.00 будет приходить 50-60 человек, вход по 300 руб, умножаем на 50, получаем 15 000 в день. За месяц — это 450 000 ₽, то есть 350 000 ₽ чистыми!
Реальность
В городе Белорецк на 60 000 человек за 300 ₽ в игровой парк никто не хотел, и постепенно ценник опустился до 120 ₽, а количество посетителей сильно недотягивало до бизнес-плана.
Мы планировали быть счастливыми и богатыми, работать тогда, когда захотим, а начали работать с 9 до 23:00 без выходных каждый день на протяжении 3 лет как зомби. А средняя прибыль заведения была в районе 45 000 ₽ в месяц.
Кальяны, пиво, дети
Мы не понимали, на какого клиента ориентироваться, и получилось, что помещение каждый начал использовать по-своему.
— Антикафе
Парни заходили поиграть в фифу и настолки, а мы организовали им кальян. Угли от кальянов прожигали мебель.
— Игровой клуб
Тусовка пацанов 16-20 лет думает: «че делать?» — 120 ₽ в час, вроде немного. И вот играют у тебя приличные парни, а уже у нас им звонят друзья.
Але, ты где?! Я в Мегатроне!
Круги общения разные и вроде сначала к тебе заходят нормальные пацаны, а вот по таким звонкам приходят к ним уже не нормальные пацаны.
Так, все местные кадры под разными веществами становятся твоими посетителями.
— Пивбар
Наша арендодательница, земля ей пухом, скажем так, сориентировалась. Она увидела толпы разной степени благополучности подростков в своем здании, сложила 2 плюс 2, и забацала напротив нас спорт-пивбар.
То есть теперь парни, приходившие к нам порубасить в мортал комбат и фифу теперь могли удобно зацепить пивка напротив. А мы потом до ночи оттирали все от разлитого пиваса. Так, шаг за шагом у нас сформировались комбо злачного места.
— Игровая комната
Тут же мамы приводили поиграть детей.
Финансово мы выживали, но денег катастрофически не хватало. В один момент мы не смогли платить по кредитам, и когда начались звонки коллекторов, мы разделились. Жена оставалась в игровой, а я дополнительно открыл фотосалон.
Попытка уйти в бизнес № 3: фотосалон
Я взял принтер (20 000 ₽) и швейную машинку (10 000 ₽), арендовал закуток на рынке (10 000 ₽) и занялся печатью на футболках и подушках, которые сам же и шил. Рекламу покупал ВКонтакте в местных пабликах.
Того, что я пережил в этой будке, я не видел ни в нашем игровом притоне, ни в такси, где я иногда подрабатывал по ночам. Клиенты, которые мало платят, хотят вытрясти из тебя всю душу. Сейчас я боюсь проходить мимо тех мест, меня чисто физически трясет.
Постоянными клиентами была категория романтических девчонок. Девушки печатали футболки со своей фотографией или где они целуются с парнем и сердечками, чтобы подарить своим половинкам. Наверное, так они пытались «пометить свое».
Ей хочется, чтобы у него было что-то про нее. Наверное, эти футболки никто никогда не надевал. Удивительно, но мальчики такие тоже были. Они печатали футболки:
«Карина, я тебя люблю, с тобой навеки»
В лучшие месяцы это приносило порядка 30 000 ₽. С учетом того, что я сидел там с 9 до 20:00. Когда-то было больше, а когда-то приходилось возвращать деньги.
Ситуация с налоговой
Пока мы сутками работали с женой (она в игровом притоне, я в фотосалоне) за 75 000 ₽ денег, на налоги у нас, конечно, не оставалось. Я сдавал нулевые декларации. И тут от налоговой приходит письмо.
Прежде чем пойти на ковер, я посоветовался с друзьями.
— Откуда они знают, что вы вообще работали. Скажи, что 3 года делаете ремонт, что-то тестируете понемногу.
С таким планом я пошел в инспекцию.
— А что это, Владимир, вы работаете, а налоги нам не платите?!
— Дак где работаем-то, Анастасия Викторовна, мы вот, ремонты делаем.
Фотки показываю. Мы и правда тогда часто делали ремонты. Инспектор открывает нашу группу ВК.
— Да вы что угараете? У нас уже все дети к вам ходят на праздники, мы сами у вас празднуем.
А там взрослые женщины, у них и правда детям по 8-10 лет. Тут я понял, что нужно сдаваться.
— Если хотите проблем, мы устроим, если не хотите, оплатите по графе уточнение платежа по налогам.
Я заплатил 90 000 ₽ за три года, а с налоговой стал дружить, они посоветовали мне удобную систему налогообложения — патент (42 000 ₽ в год).
Попытка уйти в бизнес № 4: детский игровой центр
Все поменялась, когда одна мама пришла с запросом:
Ребенок не хочет никаких аниматоров и ведущих, хочет у вас отметить день рождения. Мы взяли чуть больше почасового прайса, запустили кинект спорт и иксбокс и провели праздник. Когда мы от одного человека получили больше дневной выручки и минимум проблем, мы решили, что нужно сосредоточиться на детских праздниках.
А чтобы отвадить аудиторию, сложившуюся вокруг нас, мы переехали.
Игра, которая перевернула игру
Еще когда работал в айти, я всегда интересовался разработкой мобильных игр на unity. Я начинаю думать, как сделать детские праздники интереснее. И сначала пилю игру в стиле Minecraft.
Дети делились на команды, и игра генерировала для них задания. Ведущий объяснял правила, выдавал реквизит и поздравлял именинника, а все остальное происходило автоматически. Игра считала очки, включала музыку, определяла победителя.
Дальше я пишу интерактивную игру, где дети могут управлять игрой с помощью своего тела. Обычная веб-камера смотрит на ребенка, и скрипт анализирует движения.
Детей, которые всех Джеков Воробьев и Человеков пауков посмотрели, интерактивные игры очень радовали.
Кто больше всех яиц наприседает в ящик, тот и победил. Тут уже алгоритм анализирует положение тела и понимает, где находится рука, где голова. А на фоне играют песни, сгенерированные нейросетью. Может показаться, что такое работает только на свадьбе, где все под глубоким градусом, но детям это тоже отлично заходит.
Дети видят, что действиями могут влиять на игровой процесс и очень радуются. Они соревновались, кричали, и это порвало весь город.
Получился такой станок по автоматизации праздника. И наше предложение стало звучать так:
Приведите детей, а все остальное сделаем мы! Но не забудьте еду.
Мы не хотели связываться с Роспотребнадзором.
Одному нравится Бэтмен, другому Уэнсдей, а у нас разные игры и интерактив удовлетворяет всех.
С интерактивными играми это стало похоже на бизнес, отмечать дни рождения к нам ходил весь город, и приносило от 80 до 150 000 ₽ чистыми.
Админы получали 28-30 000 ₽ зарплаты, а ведущие по 700 ₽ за праздник.
Попытка № 5: продажа игр аниматорам
Вдохновленный успехом, я прикрыл фотобудку и сконцентрировался на играх.
Идея была продать игры, которые заходят у нас в другие города и игровые комнаты. Запустил ВК таргет, и это сработало. Когда я продал свою первую игру, ощущения были, будто я нашел первую любовь или добыл огонь. Я подключил простую систему лицензированная и взял 5 000 ₽.
Продавал в основном аниматорам, а жизнь у аниматора сложная. Нужно постоянно быть в тренде. Ты только накопил/купил костюм зомби (от 30 000 ₽), как выходит Уэнсдей и больше никто не любит зомби, все любят ведьм. А если костюм старый, никто твои услуги заказывать не будет. Под каждый праздник надо подстраиваться, кто-то отдельно покупает шутки-прибаутки у сценаристов (от 5 000 ₽).
А с моими играми ведущему уже не нужно скакать с костюмом, шариками и мыльными пузырями. Достаточно запустить игру, и дальше дети все делают сами, а ведущий освобождается и может фотографировать довольных детей. А родителям не надо отдельно искать аниматора, фотографа, игровую, сценарий, нужно просто прийти.
Я думал, что мое решение должны были купить разом все аниматоры. Игры постоянно обновляются, интерактив, ты сильно выделяешься среди конкурентов.
Владельцы игровых тоже бы должны среагировать: ты вкладываешь в аниматора в костюмы, актерские курсы, а он может просто уйти и открыть свою игровую и забирает клиентов.
Но оказалось, что аниматоры и владельцы игровых — ребята консервативные, и переходят на новое очень вяло. Однако получилось продавать игр на 100-250 000 ₽ в месяц.
Попытка уйти в бизнес № 6: интерактивные стены
Денег все еще не хватало и я нашел технологию интерактивных стен.
И тут продажи пошли. Крупные конкуренты продавали такие стены за 500 000 ₽. Я нашел аналоги за 20 000 ₽ в Китае, за 500 000 ₽ продавать не умел и стал продавать за 40 000 ₽. То есть крупняки прогревали рынок рекламой, а я своим демпингом подбирал спрос.
Я стал зарабатывать около 300 000 ₽, но работал за всех. Мой телефон постоянно звонил. То что-то сломалось, то не приехало, я стал очень уставать. Наверное, модно сейчас называть это выгоранием и неумением делегировать.
Поэтому я пришел к своему знакомому бизнесмену. Он продавал детские горки детским садам на много миллионов. Он заинтересовался моим предложением и спросил:
— Сколько ты зарабатываешь?— 300 000 ₽, примерно.
— Со мной сделаешь 3 млн ₽!
Я подумал, что сэкономлю с партнером 10 лет, представил, как даю интервью Форбс, и мы договорились 50 на 50.
Когда я презентовал свои игры команде, мне казалось, что я Илон Маск.
Я отвечал за тех. часть, партнер стал директором и подтянул руководителя отдела продаж и маркетинга. Все работали по полной, и уже через полгода бизнес вышел на оборот 8 млн в месяц, и приносил на пике порядка 2 млн ₽ прибыли.
Но прибыль мы вкладывали обратно, а спустя 2 года, я зарабатывал те же 300 000 ₽ и начал обсуждать с партнером подъем моего дохода. Партнер объяснял мне, что денег в компании нет, а я по дружбе не просил показать отчетность на бумаге, деньгами распоряжался он.
Из-за такого недопонимания я вышел из бизнеса. Долю свою получил.
Крайняя попытка уйти в бизнес
Я ушел строить свою компанию с блекджеком и всем остальным. Думал про разные варианты:
— Начать делать игры для дома
— Создавать развивающие интерактивные программы и выходить на госучреждения
— Запускать игровые центры
Теперь я отвечаю и за маркетинг, и за продукт, и за продажи, а деньги из проданного бизнеса уже потратил. У меня работает разработчик (120 000 ₽) и менеджер (60 000 ₽). Есть кассовый разрыв. Детям всегда нужно что-то новое, поэтому много вкладывал в новые игры.
Пока работал в партнерстве, работал только над продуктом, а теперь занимаюсь и продажами, и маркетингом сам. Идет, честно сказать, трудно.
Если под интерактивные стены рынок был прогрет, то про мой продукт никто не знает и все очень долго решаются.
С 2014-го я второй раз в долгах, а работаю 24 на 7, поэтому решил расписать эту статью и разобраться, что я делаю не так. Полезно это как минимум мне, а если сможете посоветовать в комментариях, буду благодарен отдельно.
ДИСКЛЕЙМЕР: Статья написана автором блога «упал, поднялся», на основе интервью с владельцем игровых комнат и разработчиком детских игр Владимиром Макаренко.
Уже больше года Слава Рюмин раз в неделю берет интервью у предпринимателей про реальный бизнес, а не этот ваш успешный успех.
Может показаться, что «Упал, поднялся» — это веселые истории о том, как пожарить косточки, насушить листья, склеить картон, чтобы заработать миллионы на маркетплейсах. Но на самом деле в блоге уже больше 50 статей из разных ниш с подробными выкладками по цифрам.
— Предприниматели и управленцы примеряют истории героев на себя, чтобы найти выходы из кризисных ситуаций;
— Сотрудники, хотят узнать, сколько денег на них заработали;
— Инвесторы смотрят, какие бизнес-идеи приносят деньги, а какие знакомят с коллекторами
— Продакт-менеджеры читают, чтобы бесплатно получить исследования целевой аудитории предпринимателей.
Подписывайтесь на блог «Упал, поднялся — интервью про бизнес».
Если вам нужен контент-маркетинг, например, на vc.ru или Хабр, напишите Рюмину.
*Компания Meta признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации.