Главное Авторские колонки Вакансии Вопросы
227 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Что такое теория обучения взрослых?

Как улучшить корпоративное обучение персонала? Как вариант, использовать андрагогику. Что это, в чем суть теории, и почему это работает? Разбираемся.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Чтобы обучить взрослых, необходимо сделать обучение увлекательным и эффективным. Для этого нужно разобраться, как устроен ум обучаемого.

Если речь идет о корпоративном обучении, в качестве ученика выступает взрослый специалист, который уже за свою жизнь накопил определенные знания и навыки, имеет свой опыт. Особенностями обучения взрослых занимается андрагогика.

В чем суть теории обучения взрослых

Теорию обучения для взрослых, андрагогику, разработал Малкольм Ноулз в 1968 году. Она представляет собой концепцию обучения взрослых, а также и исследование того, как обучение взрослых отличается от обучения детей.

Основная задача андрагогики — поиск стилей обучения, которые более всего подходят взрослым. Теория постоянно дополнялась и переживала адаптацию под меняющиеся внешние обстоятельства. Сейчас она способна дать некоторые ответы по поводу организации корпоративного обучения сотрудников, предлагая принципы обучения взрослых и определяя цели учебных курсов для взрослых.

В своей теории Ноулз сделал 5 предположений об обучении взрослых:

  1. Самостоятельное обучение. Во взрослом возрасте мы готовы учиться самостоятельно, а не с инструкторами, поскольку на этом этапе своего развития мы уже перешли от зависимости к независимости.
  2. Использование опыта. Во время обучения взрослые используют уже существующий фоновый опыт и черпают из него знания.
  3. Готовность учиться. Взрослые мотивированы учиться, если знают четкую причину обучения. Например, возможность карьерного роста.
  4. Практическое применение. Взрослым важно, чтобы то, что они изучают, можно было применить в жизни. Если новые знания и навыки помогут справляться с существующими проблемами и ежедневными задачами — есть смысл учиться.
  5. Мотивация к обучению. У взрослых, в отличие от детей, не внешняя, а внутренняя мотивация к обучению. Дети учатся под воздействием взрослых, а взрослые сами находят причины для своего обучения.

Так Ноулз обозначил основные отличительные особенности обучения взрослых, то, как взрослые воспринимают обучение и что ими движет.

Принципы повышения эффективности обучения взрослых

Ноулз описал также принципы, которые позволяют улучшить процесс обучения взрослых:

  1. Взрослым важно принимать участие в планировании собственного обучения. Они также готовы участвовать в проведении обучения и в возможности контролировать то, чему их учат, и как.
  2. Взрослым процесс обучения давался бы легче, а обучение было бы содержательнее, если бы в процессе обучения можно было использовать прошлый опыт.
  3. Взрослым больше подойдет обучение не путем запоминания фактов и информации, а путем рассуждения и решения проблем.
  4. Взрослым важно использовать полученные знания в жизни. Идеально, если новые знания можно применить немедленно.

Все это вполне можно учесть в системе корпоративного обучения компании, чтобы процесс обучения был еще продуктивнее.

Как применить теорию обучения взрослых к корпоративному обучению

Как мы можем учесть эти предположения и принципы обучения взрослых? Можно пересмотреть систему корпоративного обучения с учетом теории и определить, соответствует ли она принципам андрагогики.

Для этого нужно задать вопросы:

  1. Как проходило обучение раньше, и соответствовало ли оно принципам обучения взрослых?
  2. Что можно изменить, чтобы существующие курсы соответствовали этим принципам?
  3. Как поставить задачу провайдерам, чтобы указанные принципы были учтены?

Вовлекайте сотрудников в процесс

Один из принципов — стремление взрослых участвовать в процессе своего обучения. Вовлекайте сотрудников в процесс! Перед началом разработки курса узнайте у сотрудников, интересны ли будут для них такие курсы, на самом ли деле они хотят этому научиться, нужно ли это им.

Сотрудники — не маленькие дети: им не нравится, когда вопрос их собственного развития решается без них. Вы об этом можете и не узнать, но эффективность будет ниже, чем могла бы быть.

Позволяйте им участвовать и в ходе обучения. Поощряйте их высказывать свое мнение, запрашивайте обратную связь, а по окончании посоветуйтесь о том, что можно было сделать лучше. Чувство участия позволит сотрудникам обучаться осознанно.

Позвольте сотрудникам быть самостоятельными

Во многих компаниях в определенное время появилась традиция проводить обязательное для всех корпоративное обучение в строго выделенный период в году. Часто это было оправдано: участников нужно было собирать в одной аудитории, приглашать бизнес-тренера. Сейчас обучаться можно когда угодно и где угодно — многие курсы уже есть в онлайн-формате, бизнес-тренинги проводятся в зуме, развито микрообучение. Это позволяет не ограничивать сотрудников во времени и сроках, а также в порядке прохождения тех или иных курсов. Позвольте им обучаться и тренироваться, когда им удобнее, предложите самостоятельно выбрать перечень дисциплин и порядок прохождения курсов, самостоятельно установить цели и принять решение о целесообразности обучения.

Обеспечьте немедленное применение

В нашем портфолио есть удивительный и воодушевляющий кейс онлайн-курса, в котором все участники дошли до конца с высокой вовлеченностью. Дело было не только в талантливом бизнес-тренере, что само собой важно. Перед обучением руководитель поставил перед сотрудниками сложную задачу, решить которую помогало обучение, а сдача с презентацией была запланирована после обучения. Каждый обучаемый точно понимал, как применять полученные знания для конкретной рабочей задачи, никому и в голову не пришло пропустить учебу. Кейс здесь.

И наоборот, нет ничего более демотивирующего, чем обучение тому, что в ближайшее время не пригодится.

Решайте проблемы

В ходе обучения решайте проблемы, а не просто озвучивайте факты. Лучше всего это происходит в ходе деловых игр. Заказать деловые игры можно в ManGO! Games, здесь можно заказать каталог. Взрослые отлично играют в бизнес-игры, усваивают новые навыки в ходе игр или осознают потребность в новых знаниях.

Обучайте в ходе реализации реальных проектов, это тоже эффективный способ получения новых знаний и практического опыта.

Воркшопы, мастерские, мастер-классы

Удачно совмещает все четыре принципа обучения взрослых такой формат как воркшоп. Его можно также назвать мастерской. Суть формата — в совместной деятельности для достижения определенной цели. Формат позволяет участникам самовыражаться, проявлять активность, принимать самостоятельные решения, экспериментировать, рисковать, согласовывать свои решения с другими участниками и, главное, быть полностью вовлеченными в процесс, в котором обучение и применение практически одновременны.

Традиционное обучение уже неактуально

Чтобы обучение взрослых стало не классическим обучением, таким как для детей, только с добавлением юмора, кофе-пауз и некоторых других элементов, важно учитывать чувства участников, климат всей группы, отношение участников к обучению. Задайте участникам обучения или даже сами себе вопросы:

  1. Всерьез ли относятся участники к обучению?
  2. Получают ли они в процессе обучения инсайты?
  3. Захотят ли продолжать обучение?
  4. Есть ли у участников возможность оценить учебную программу по собственным критериям?

Почему традиционная модель поведения уже не работает? Давайте вспомним признаки традиционной системы обучения:

  1. Обучение представляется скучным занятием.
  2. Цели обучения определены заранее.
  3. Обучаемый находится в менее выигрышной позиции, чем тот, кто уже закончил обучение.

Чем ваш курс отличается от этого и отличается ли? Прежде чем заказать курс у популярного провайдера, задумайтесь, какое обучение вам нужно и как учесть в курсе требования к обучению взрослых.

Традиционное обучение неприятно, потому что оно ставит обучаемого в ситуацию, которую не считают успешной. Все стремятся к успеху, а успех ассоциируется с уже полученным образованием, с уже имеющейся компетентностью. Ученик же в такой философии еще не успешен — он только на пути к успеху.

Однако кроме успеха есть еще любознательность, поиск, исследования, открытия, творчество — это процесс, в котором хочется оказаться, особенно взрослым, имеющим за плечами опыт, который хотелось бы применять и использовать для новых открытий.

Именно это имелось в виду, когда появился термин «обучение на протяжении всей жизни» или непрерывное обучение. Но не везде подход был воспринят правильно, увы, в основном структура обучения не изменилась.

Подход ManGO! Games

В ManGO! Games подход совершенно другой. Мы уверены, что удовольствие можно и нужно получать не когда достигнешь цели, а в самом процессе обучения.

Наши интерактивные тренинги, в ходе которых мы решаем проблемы в мини-группах, марафоны, деловые игры, в том числе онлайн — вовлекают несмотря на сложность материала. Мы стремимся к тому, чтобы обучение было увлекательным и ярким событием. Мы уверены: обучение не должно подавлять, обучаемый не должен чувствовать себя жертвой и заложником, не должен ощущать себя беспомощным.

Знакомы ли вам такие ощущения и непрямые послания в ходе обучения?

  1. Нужно строго следовать правилам.
  2. Во время обучения личные отношения между обучаемыми не играют никакой роли.
  3. Старательно усваивайте материал: если сможете дать правильные ответы, получите поощрение.

Мы против такого подхода, у нас нет единого правильного ответа — играйте и ищите ответы, учитесь чувствовать свою команду, друг друга, учитесь справляться с трудностями и обстоятельствами, становитесь в ходе игры увереннее и мудрее.

Обучайтесь с нами, играя! Заказать каталог деловых игр можно прямо здесь!

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем