Главное Авторские колонки Вакансии Образование
206 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Токсичность босса: как быть?

Стресс руководящего персонала и ошибки тех, кто находится в подчинении, не должны быть поводом для грубого поведения. Поверьте, моральное, психологическое насилие имеют такую же боль, как и физическое.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

С одной стороны, попытки отстоять свои права, попытаться объяснить руководителю всю ситуацию, смогут только ухудшить всю ситуацию. С другой стороны, молчание со стороны сотрудников только будет поощрять руководителя и дальше не жалеть своих сотрудников, из-за чего грубое отношение к подчинённым будет скорее нормой, чем отклонением. Как же пресечь такие случаи, если увольнение — не вариант?

СПРАВКА. В таком случае помогают специализированные тренинги, рассчитанные как на сотрудников, так и на руководящих.

Стресс или привычка

Если руководитель иногда срывается на вас, повышая голос, ударяя по столу или же приходя с критикой, то не стоит делать поспешных выводов. Возможно, что у человека просто стресс, из-за чего он просто потерял самообладание, наговорил лишнего. Иногда даже харизматичный лидер может иметь проблемы, из-за и срывается на подчинённых. Со стрессом может столкнуться каждый, в этом нет ничего страшного или сверхъестественного. А попасть под руку начальника в такой тяжёлый момент может быть неприятно каждому, но если трезво оценить всю ситуацию, то станет несколько легче пережить такую неприятную ситуацию. Вам стоит ответить на простой вопрос: а по какой причине может вообще переживать руководитель? Может, в компании возникли какие-либо проблемы или же вы и правда допустили серьёзную ошибку, из-за чего компания может понести убытки?

Если сам по себе начальник готов к разговорам, ведёт себя корректно, то стоит спросить у него, когда он придёт в норму, успокоится. Стоит донести до руководителя, что та форма общения, с помощью которой он общается, некорректна для вас, с вами стоит общаться по-другому. Если начальник адекватный, то он воспримет данные слова нормально, не будет возмущаться.

Если же он привык разговаривать с подчинёнными в грубой форме, то воздействовать на такого человека будет достаточно тяжело. Стоит понимать, что такие люди просто не понимают, что именно они делают не так, они считают, что ничего необычного или сверхъестественного они не делают. Более того, они могут считать, что такой формат общения будет помогать им эффективно управлять компанией. По мнению таких руководителей, крики будут стимулом для эффективной работы компании, ведь якобы грубые слова будут куда быстрее доходить, но это не так. Такие менеджеры могут оправдывать свою грубость самыми различными причинами: сотрудник не вовремя сдал проект, была допущена даже небольшая ошибка. Им просто не приходит в голову, что реагировать на ошибки можно спокойно. Интересно то, что чаще всего такие управленцы формируются из сотрудников.

Как можно общаться с руководителем, который нагрубил?

Если избегать проблему, то это только приведёт к её усугублению. Если молчать, то это даст руководителю возможность всегда ругаться на своих сотрудников и создаст ложное впечатление, что всех сотрудников всё устраивает. Такого начальника искренне удивит то, что вы решите написать заявление об увольнении. Поэтому важно донести до такого руководителя, почему вас не устраивает грубое отношение к себе. Это, конечно, не будет гарантировать полное решение проблемы, но хотя бы приведёт к положительным изменениям.

А для этого рассмотрим некоторые шаги, которые помогут прийти к некоторым положительным результатам. Ведь просто молчать и не реагировать на негативное поведение — не вариант.

1 шаг: выберите подходящее время для разговора

Стоит избежать того времени, когда начальник больше всего не настроен на конструктивный разговор, — во время горячей фазы общения. Такой этап характеризуется тем, что у обеих сторон эмоции будут преобладать над разумом, рационально мыслить просто не получится. Чтобы прийти к этому этапу, нужно немного подождать, выдохнуть. Для успокоения можно сделать простое упражнение: вдох, задержать воздух и выдох — каждый из трёх этапов 2–5 секунд не более. Повторяйте это упражнение до тех пор, пока не почувствуете внутреннее спокойствие. Другой вариант — можно мысленно посчитать про себя до двадцати и обратно. И третий вариант — попейте воды.

2 шаг: используйте «мягкое начало»

Не используйте привычное «Нет», вместо этого используйте «Да, и...» — постарайтесь найти хоть что-то в словах руководителя, с чем можно согласиться. Поверьте, такой приёмобезоружит вашего оппонента, поэтому слова будут восприниматься несколько спокойнее, чем могло бы быть.

СПРАВКА. Для сравнения прочитайте две фразы, поставив себя на место руководителя, «Нет, мы не можем сделать работу быстрее» и «Да, я понимаю вас, нужно сделать работу быстрее. И я хочу обратить ваше внимание на условия, мешающие этому». Вторая фраза будет воспринимать куда легче, так как будет видно ваше старание и понимание руководителя.

3 шаг: говорить нужно о себе

Стоит избегать те фразы, что начинаются с местоимений «вы», например: «Вы меня обвинили» или «Вы грубо со мной разговаривали». Не стоит и приписывать злые намерения: «Вы хотели меня оскорбить», «Вы хотели меня унизить при всех» и тому подобное. Такие выражения сразу же будут восприниматься как враждебные, из-за чего конструктивного диалога опять-таки не получится. Описывать в разговоре стоит только то, что будет описывать ваши чувства, а не предположительные чувства оппонента.

А помочь вам выразить свои чувства помогут следующие выражения:

  1. Я чувствую себя обиженным вашим комментарием «...». Возможно, вы не хотели меня обидеть, но я воспринял это именно так.
  2. Я понимаю, что вы сделали замечание по поводу «....», и я тут ошиблась, но меня задевает форма, в которой была высказана критика.
  3. Я думаю, вы не хотели меня обидеть, но мне было неприятно от слов, которые были сказаны «...».
  4. Я буду чувствовать себя неуверенно каждый раз, когда со мной разговаривают повышенным тоном или выражают необоснованную критику. Мне намного легче воспринимать ситуацию, если всё происходит спокойно.

Обратите внимание! Произносить эти фразы стоит, держа при этом зрительный контакт. Вне зависимости от занимаемой вами должности и вы, и руководитель имеет право на уважительное отношение к себе.

Возможно руководитель сделает вид, что не воспринимает ваши слова всерьёз, но поверьте, со временем он задумается о них, эмпатия сыграет своё.

Если же разговор один на один, да ещё и со зрительным контактом, выдержать будет тяжело можно воспользоваться электронной почтой. Но стоит понимать, что письмо увидит не только конечный адресат, но ещё и другие лица: HR-служба и другие отделы, поэтому стоит использовать максимально корректную форму выражения эмоций и недовольства.

4 шаг: привлечение к разговору HR-директора

Вовлекать третью сторону в возникший конфликт стоит очень осторожно, этой стороне в ыдолжны доверять. Этим человеком может стать HR-директор, который сможет рассудить, по необходимости прислушаться к мнению каждой из сторон. Как же нам сможет помочь HR-директор? Допустим, порекомендует руководителю получить навыки более грамотного общения с подчинёнными, да и банально напомнит о привычных правилах делового общения.

Как эмоционально справиться с ситуацией?

Если возможности повлиять на отношение руководителя к вам нет, то стоит поменять собственное отношение ко всему происходящему. Сделать это можно при помощи следующих советов:

  1. Напомните о цели, из-за которой вы работаете. Конечно, в первую очередь стоит прийти на ум заработная плата, но это далеко не самое важное, хоть и приоритетное. Попробуйте абстрагировать от конфликта с начальником и вспомнить про дружный коллектив, интересную работу, возможность продвигаться дальше. Стоит благодарить компанию за то, что есть сейчас.
  2. Развивайте стрессоустойчивость, эмоциональный интеллект. Это сам по себе полезный критерий для сотрудника, помните, что другие люди не определяют наши эмоции. Мы сами решаем, обидеться ли нам на конкретного человека, держать эту ситуацию в голове или же просто отпустить её.
  3. Примите недостатки руководящего как неизбежность. Все люди имеют свои недостатки, без них никуда, никто не идеален. Одни очень жадные, другие злые, а третьи мрачные. Чтобы ваша работа, да и в общем-то жизнь, не превратилась в сущий кошмар, стоит понимать, что грубость руководства — не ваша вина, а недостаток развитости управленческих навыков. И то, что он оскорбляет кого-то, не значит, что он делает это намеренно, возможно, что он просто не умеет общаться по-другому.

А развить в себе необходимый уровень стрессоустойчивости помогут специализированные тренинги. Здесь же можно найти тренинг для руководителей.

Конечно, ни одна не будет оправдывать поведения, выходящего за рамки дозволенного. Стресс руководства, ошибки работников, плохая погода и прочее — не причины срываться на подчинённых и причинять им вред. Каждому руководителю и сотруднику стоит помнить, вербальное насилие причиняет такой же душевный вред, как удары во время физического насилия. Каждый сотрудник, человек имеет право на уважительное отношение к себе, без необоснованной критики и вербального насилия.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем