Главное Авторские колонки Вакансии Образование
😼
Выбор
редакции
505 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

История Whoosh: как стать феноменом кикшеринга и заработать миллиарды рублей

Соучредители променяли самолеты на самокаты и стали миллиардерами всего за пять лет.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Всем привет! На связи команда корпоративного мессенджера Compass.

Теперь мессенджер Compass можно установить на свой сервер за 10 минут. А если хотите начать общаться прямо сейчас, попробуйте облачную версию.

Сегодня поговорим о Whoosh — кикшеринге, который сделал электросамокаты в России популярным транспортом, а своего владельца — миллиардером. Расскажем, как всего за пять лет компания прошла путь от стартапа «из гаража» до многомиллиардного сервиса, акции которого торгуются на Московской бирже.

Кто основал Whoosh

Идея создать кикшеринг в России пришла Дмитрию Чуйко — на тот момент вице-президенту по инновациям авиакомпании S7. В начале 2018 года он отправился в командировку в Сан-Франциско. Там, на побережье, увидел электросамокаты компании Bird — первого прокатного сервиса в США, который позволял арендовать самокаты через приложение. Менее чем за год эта компания привлекла 415 миллионов долларов инвестиций и получила оценку в 2 миллиарда долларов.

Дмитрий Чуйко — CEO Whoosh. Источник: ВШЭ

Идея так зацепила Дмитрия, что по приезде в Россию он сразу же создал бизнес-модель будущей компании. Согласно ей, на запуск дела с 50 электросамокатами ему требовалось 500 тысяч долларов.

Бизнес-модель выглядела слишком привлекательно, чтобы не попробовать реализовать ее. Чуйко начал воплощать идею, но не один — соучредителями его компании стали еще три человека:

  1. Егор Баяндин, заместитель генерального директора S7 Travel Retail;
  2. Олег Журавлев, руководитель корпоративного IT-интегратора S7;
  3. Сергей Лаврентьев, президент туроператора City Sightseeing Russia, который раньше также работал в S7.

Предприниматели совмещали развитие нового дела с основной работой. Для запуска они купили самокаты Xiaomi Mijia M365, а затем начали разрабатывать платформу и IoT-модуль — он был нужен для передачи данных и связи транспорта с приложением. Создание модуля поручили команде инженеров, а платформу и мобильное приложение взял на себя Егор Баяндин.

Friendly Reminder: Приведите коммуникацию в порядок в мессенджере Compass. Можно использовать облачную версию или развернуть мессенджер на своем сервере всего за 10 минут.

Как соучредители развивали компанию

Дмитрий и его коллеги планировали запустить Whoosh в тестовом режиме уже летом 2018 года — спустя несколько месяцев разработки. Но по приближении сезона они отложили старт — не успели доработать IoT-модули.

«Мы были не готовы к запуску летом 2018-го даже в виде MVP — подвели IoT-модули. Иногда они не подключались к интернету, иногда не давали разблокировать самокат. Мы понимали: если запустимся сейчас, потерпим провал.»

Дмитрий Чуйко, CEO Whoosh

А еще к этому периоду два прямых конкурента запустили свои сервисы.

«Делисамокат»

Предложил пользователям как-бы-автоматизированную систему проката. Компания разместила станции в нескольких точках Москвы и приставила к ним промоутеров: они «временно» выдавали самокаты вручную, но через приложение.

По словам пользователей, сервис был отвратительным: люди не могли зарегистрироваться в приложении, получали самокаты на точках до полутора часов, а состояние техники было плохим — компания закупила для кикшеринга дешевые подделки самокатов Xiaomi.

Отзывы пользователей на приложение «Делисамокат». Источник: Teletype

YouDrive lite

Давал клиентам возможность подключаться к самокатам через Bluetooth. Их также расставляли на станциях компании, но не только: взять транспорт в аренду можно были и с велопарковок, что очень удобно. В целом, проблем с этой компанией было в разы меньше, но она предлагала не самый оптимальный и безопасный метод коннекта техники.

Выйти на рынок с тем, что есть, означало встать в один ряд с конкурентами — то есть гарантированно провалиться. Поэтому предприниматели отложили время старта до следующего года. За это время они доработали модули и закупили дополнительные самокаты, чтобы выгодно отличаться от конкурентов.

В итоге Whoosh удалось запустить в апреле 2019 года. И старт был настолько удачным, что к концу осени сервисом воспользовались 200 тысяч человек — они откатали на самокатах 300+ тысяч поездок.

Так получилось во многом потому, что конкуренты пропустили сезон. «Делисамокат» попытался внедрить полустанционную модель работы — хотели разрешить пользователям оставлять технику не только на станциях, но и на велопарковках. Не сложилось: то ли «полустанционка» работала не так, как хотели, то ли повлияло обращение Собянина с критикой этой модели.

YouDrive lite тоже пропустил сезон без уточнения причин. А набирающий ход стартап Urent в то время работал только в Краснодарском крае.

Whoosh очень повезло. За тот год компании удалось выручить 69 миллионов рублей — и получить 21 миллион прибыли. Заработали достаточно, но могли больше: часть денег ушло на транспортировку самокатов до пункта зарядки (аккумуляторы тех моделей были несъемными), другая — на разработку собственного замка.

Whoosh запустили сразу по модели free-float — их можно было оставлять не только на станциях, но и в определенных локациях города. Источник: TAdviser

Что случилось с Whoosh в пандемию

Как ни странно, взрывной рост. В начале 2020 года компания запустила франшизу и вышла в три города России. А по ходу сезона ещё в восемь, в том числе в Сочи и Новороссийск — на поле конкурентов из Urent. Собственники получали по 25% комиссии с франчайзи. И вроде бы бизнес шел неплохо, но к концу года программу решили закрыть: не сошлись во взглядах с партнерами на масштаб предприятия.

Чуйко с коллегами хотели превратить самокат из развлечения в транспорт — а для этого в городах должно было быть как можно больше станций компании. Ведь чем развитее сеть, тем проще пользователям добираться из точки А в точку Б — а значит, рассматривать самокаты как альтернативу велосипедам, такси и каршерингу.

Чтобы стать на шаг ближе к цели, предприниматели привлекли инвестиции: в Whoosh вложился фонд Ultimate Capital — выделил на развитие 1 миллион долларов. На эти деньги стартап купил еще самокатов: теперь вместе с Mijia в их парке были Ninebot со съемными батареями, которые проще обслуживать.

В итоге за 2020 год Whoosh выручила 855 миллионов рублей, из которых 211 миллион — чистая прибыль. А в начале 2021-го стартап снова привлек средства. «ВТБ Капитал Инвестиции» выкупил 13,7% компании за 800+ миллионов рублей. А банк «Открытие» дал еще 1 миллиард рублей под залог долей основателей.

Большая часть вырученных средств была тут же направлена на расширение парка: компания закупила 35 тысяч самокатов вдобавок к уже имеющимся 10 тысячам. Остальное ушло на доработку софта и внедрение новой бизнес-модели — Whoosh ввела подписку на сервис, которая отменяла стартовый взнос за каждую поездку.

Примерно в то же время государство обратило внимание на растущий рынок кикшеринга. За последние годы резко увеличилось число ДТП с участием самокатов — их использование нуждалось в регулировании. Но так как ниша новая, никто не понимал, как правильно это делать. Поэтому начали с обысков и возбуждения уголовных дел против компаний. Продолжили локальными запретами на установку самокатов в городе. Закончили подписанием соглашения, которое обязует компании ограничить скорость техники на дорогах и в отдельных локациях.

Дмитрий Чуйко оценил ущерб от запретов в 20% локальной выручки — например, в Санкт-Петербурге или Казани. Тем не менее по итогам 2021-го сервису удалось выручить 4,2 миллиарда рублей и получить 1,8 миллиардов прибыли.

Ключевые показатели Whoosh за 2021 год. Источник: Skolkovo

Чуть позже Whoosh запустила школу вождения для пользователей — теперь каждый мог изучить теорию и сдать практический тест на управление самокатом. Инициативу поддерживают и развивают до сих пор: например, проводят арт-выставки, посвященные ПДД. А еще ужесточают систему внутренних штрафов: за нарушения пользователи платят рублем, а в некоторых случаях и блокировкой аккаунта.

Как компания не смогла закрепиться в Европе

В конце 2021 года Whoosh попыталась открыть бизнес в Европе. Выделила 20 миллионов долларов, учредила дочернюю компанию в Португалии, планировала стартовать с 2,5 тысяч самокатов. Затем собственники надеялись закрепиться в Венгрии, Польше и еще четырех странах — и довести парк самокатов за рубежом до 15 тысяч.

Весной 2022-го с перспективами пришлось распрощаться, а летом — продать европейский бизнес эстонскому кикшерингу Prime. Сумма сделки не разглашалась.

«Whoosh решила сосредоточиться на развитии бизнеса в СНГ и России, где работает с 2019 года. Мы видим, что население активно пользуется самокатами — у сервисов кикшеринга есть много возможностей для роста и развития вместе с городами. Самое важное для нас — продолжать формировать культуру вождения среди горожан и способствовать тому, чтобы самокаты как можно скорее получили правовой статус.»

Дмитрий Чуйко, CEO Whoosh

Что с Whoosh сейчас

Компания продолжает развиваться в рамках России и СНГ, а также в Чили и Бразилии — пока в тестовом режиме.

В 2022 году стартап провел IPO на Московской бирже и привлек 2,3 миллиарда рублей. А чуть ранее получил еще 3,5 миллиардов инвестиции при размещении облигаций.

Изменение стоимости акций Whoosh с декабря 2022-го по начало сентября 2024-го. Источник: Tradingview

В 2023 году Whoosh локализовала производство декоративных частей самокатов — ковриков, накладок, грипс и заглушек к ним и т. д. — в России. Компания пошла на это из-за удорожания логистики и проблемы с получением заказов. По словам Чуйко, благодаря локализации им удалось сэкономить на ремонте около 20% средств.

Наконец, компания отчиталась о финансовых показателях за шесть месяцев 2024 года. За счет инвестиций в рост ей удалось увеличить парк самокатов до 200 тысяч штук. Выручка компании за этот период составила 6,3 миллиардов рублей, а чистая прибыль — 259 миллионов.

У компании все очень хорошо — но все может быстро измениться.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем