редакции Выбор
История успеха Airtable: как переизобрести электронные таблицы и заработать 11 миллиардов долларов
Всем привет! На связи команда корпоративного мессенджера Compass.
Теперь мессенджер Compass можно установить на свой сервер за 10 минут. А если хотите начать общаться прямо сейчас, попробуйте облачную версию.
Сегодня поговорим об Airtable — облачном решении на 11 миллиардов долларов, которое сочетает в себе функции базы данных и электронных таблиц. Расскажем, как один талантливый инженер объединил в приложение то, что корпорация Microsoft не может нормально соединить уже больше 30 лет.
Кто основал Airtable
Идею сервиса придумал Хоуи Лю — бакалавр машиностроения Университета Дьюка и бывший продакт-менеджер Salesforce. В 2010 году корпорация выкупила его компанию, которая работала над плагином Etacts — он позволял интегрировать почту Gmail в аккаунты Salesforce.
Так Лю попал в большую структуру — и увидел, как неудобно в ней организованы процессы. Например, понял, что специалистам без технического образования очень сложно работать с таблицами и базами данных. Они тратили слишком много времени на сортировку информации и делали это так плохо, что результат можно было оптимизировать в разы.
Кроме того, Хоуи отметил, что рынок давно не предлагал бизнесу новые продукты. С тех пор, как Microsoft создала Excel и Access, прошли десятилетия. И все это время другие компании разрабатывали копии программ от «микромягких».
Мир нуждался в современном решении — и Хоуи решил его предложить.
Читайте также:
Как Salesforce создала первый в мире облачный продукт и бизнес на 245 миллиардов долларов
В 2012 году Лю ушел из Salesforce, чтобы основать свою компанию. Но он создал ее не в одиночку: для разработки по-настоящему классного продукта требовалась сильная команда. Так основателями Airtable стали еще два человека:
- Эндрю Офстад — бакалавр экономики и вычислительной техники, в прошлом — руководитель команды редизайна Google Maps и продакт-менеджер Android;
- Эммет Николас — специалист в области компьютерных наук, бывший программист в Microsoft и Stack Overflow.
Вместе парни собрали MVP продукта и представили наработки первому инвестору. Им стал Эштон Кутчер — голливудский актер, который регулярно вкладывает деньги в перспективные стартапы. Сумму инвестиций не разглашают. Однако ее хватило, чтобы обеспечить команду деньгами на два года вперед.
Friendly Reminder: Приведите коммуникацию в порядок в мессенджере Compass. Можно использовать облачную версию или развернуть мессенджер на своем сервере всего за 10 минут.
Как команда развивала Airtable и с какими сложностями столкнулась
В 2014 году Лю, Офстад и Николас представили миру первый рабочий прототип Airtable. Они запустили бета-тестирование сервиса, участвовать в котором можно было только по приглашению.
Отзывы о сервисе были в основном положительными, и на протяжении следующего года ажиотаж вокруг Airtable продолжал расти. Люди делились впечатлениями о платформе в социальных сетях, рассказывали в сообществах и на корпоративных ивентах — «сарафанное радио» работало безотказно.
А в марте 2015-го компания открыла доступ к сервису. А затем, в течение нескольких лет, занималась привлечением инвесторов — параллельно с развитием продукта.
«На первых порах мне было сложно объяснять инвесторам, в чем заключается идея [Airtable]. Она казалась заезженной, ведь электронные таблицы появились даже раньше компьютеров и сильно изменили мир технологий.Люди и компании привыкли вкладывать деньги в проекты другого плана. Мало кто понимал, что в сегменте таблиц и баз данных все еще можно создать что-то новое.» — Хоуи Лю, CEO Airtable
Презентация Airtable не была похожа на стандартный питч. Обычно основатели показывают в презентациях графики, исследования рынка, расчеты экономики. У Хоуи ничего этого не было. Вместо цифр и диаграмм он рассказывал инвесторам о таблицах — как они могут изменить подход к работе и какой потенциал скрыт в low-code решении.
Если честно, многие инвесторы смотрели на это стеклянными глазами. Я отчетливо помню несколько случаев, когда они говорили: «Мы даже толком не понимаем, что вы тут рассказываете», — а затем инвестировали в наш проект.
Хоуи Лю, CEO Airtable
По словам Хоуи, первые несколько попыток привлечь инвестиции заканчивались успешно лишь благодаря команде. Инвесторы не верили в продукт — зато они верили в профессионалов, которыми Лю, Офстад и Николас себя окружили.
«Даже потрясающий замысел ждет провал, если у тебя плохая команда. А с хорошей командой можно довести до ума и слабую идею.»- Хоуи Лю, CEO Airtable
Кто инвестировал в Airtable и куда пошли деньги
С момента основания до августа 2024 года Airtable получила десять раундов инвестиций. Из них только по семи были раскрыты точные суммы вложений. Согласно им, за 9 лет в платформу инвестировали 1,36 миллиарда долларов.
В декабре 2021 года Airtable привлекла 735 миллионов долларов. По результатам раунда оценочная стоимость компании составила 11 миллиардов долларов.
За годы существования пошли в маркетинг и улучшение продукта. Так, уже в первый год после официального релиза был выпущен ряд ключевых функций:
- формы;
- интеграции;
- штрих-коды для продуктов;
- инструмент регистрации на ивенты;
- календарь.
Компания также запустила API-конструктор, благодаря которому сообщество могло самостоятельно модифицировать Airtable под свои задачи. Фича сработала так хорошо, что команда начала выбирать лучшие идеи пользователей и превращать их в общедоступные шаблоны.
Наконец, примерно в то же время в Airtable появился Kanban View — функция отображения задач на канбан-доске. Это нововведение привлекло к продукту еще больше внимания.
Все последующие решения были направлены на расширение социальных функций платформы (например, разработка Airtable Universe), улучшение существующих инструментов и внедрение ИИ.
Airtable Universe — большой список пользовательских шаблонов с базами данных. Здесь можно найти БД с мебелью для интерьеров, подборку AR- и VR-студий разработки игр и многое другое. Источник: Airtable
В 2017 году компания запустила маркетинговую кампанию в Сан-Франциско. Выбор локации не случаен: Кремниевая долина сулила больших корпоративных клиентов — и много прибыли. Ставка оправдалась: за следующие несколько лет Airtable начали пользоваться половина компаний из списк Fortune 500, включая Tesla, Airbnb, Zapier, Slack, Walmart и т. д.
Читайте также:
Как неудачная игра превратилась в мессенджер Slack и принесла создателям миллиарды
Как сервис Zapier добился капитализации 5 миллиардов долларов
Как дела у компании сейчас
Airtable превратилась в комплексную no-code платформу с адаптивным интерфейсом, в которой есть 22 категории бесплатных шаблонов под разные задачи, 200+ расширений и возможность интеграции с популярными сервисами. А еще компания внедрила в продукт ИИ. Он помогает автоматизировать организацию работы, анализировать данные и искать в них инсайты, которые увеличивают продуктивность бизнеса.
С финансовой стороны дать оценку невозможно, потому что Airtable не публикует отчеты. Последние новости о выручке, которые можно найти в сети, относятся к 2019 году — тогда компания заработала 39 миллионов долларов.
По данным официального сайта, в августе 2024 года Airtable используют 450+ тысяч организаций. Какая доля платных пользователей и сколько денег они приносят, рассчитать невозможно, потому что тарифы на сервис указаны в долларах на одно рабочее место.
У Airtable есть бесплатная версия с усеченным функционалом и три платных тарифа, которые предназначены для команд разного размера. Источник: Airtable
Судя по внутренним новостям, команда взяла курс на более плотную интеграцию продукта с ИИ, а также на техническое расширение:
- в августе 2023 года компания Slalom присоединилась к партнерской сети Airtable;
- в январе 2024 года произошло поглощение двух ИИ-компаний: airplane и balsa;
- в июле 2024 года — очередное поглощение ИИ-компании: Airtable купила Dopt.
При этом в 2023 году компания сократила 237 человек — с таким обращением выступил CEO компании Хоуи Лю.
«Это решение — результат последнего года работы. Мы поняли, куда нужно двигаться, и что делать, чтобы Airtable продолжал расти. Наш бизнес требует иного сочетания ролей в команде.И хотя на уровне компании решение правильное, это не уменьшает его [негативное] влияние на другом, индивидуальном уровне.Это было трудное решение и я беру на себя полную ответственность.» — Хоуи Лю, CEO Airtable
Наконец, в апреле и мае 2024 года произошли перестановки в руководстве компании: пост Chief Revenue Officer занял Пол Ольс, а на роль Chief Marketing Officer пригласили Йона Перейру. Вероятно, ротация кадров нужна для перестройки внутренних процессов: сокращения издержек и увеличения прибыли.