Как пережить провал, завоевать любовь миллионов пользователей и стать компанией на $20 миллиардов: история успеха Notion
Привет! На связи команда корпоративного мессенджера Compass.
Мессенджер можно за 10 минут установить на свой сервер.
Сегодня поговорим о Notion — сервисе планирования и управления проектами, который оценивается в 20+ миллиардов долларов. Им пользуются больше 30 миллионов человек — он очень популярен. Но мало кто знает, что в 2015 году Notion провалился на рынке и чуть не закрылся.
В статье расскажем, кто создал стартап, с какими проблемами столкнулся и как сумел превратить Notion превратился в сервис, который восхищает миллионы людей по всему миру.
Что такое Notion и что он умеет
Создатели позиционируют сервис как «all-in-one workspace». Он в одиночку способен заменить сразу несколько популярных приложений. Например, Trello, Microsoft Word, Google Docs, Evernote, Confluence, Todoist и Airtable.
Вот основные функции, которые доступны в Notion:
Создание и редактирование заметок
В сервисе можно создать структурированные заметки с текстом, изображениями, таблицами, списками задач и т. д. Вы можете добавлять в них комментарии, оставлять заметки и форматировать текст.
Организация задач и проектов
В Notion можно создавать канбан-доски, календарные планы и списки задач. С их помощью легко управлять рабочими проектами. Каждый элемент доски или списка может включать вложенные задачи и дополнительную информацию: приоритет, дедлайны, полезные ссылки, теги и т. д.
Базы данных и таблицы
В Notion можно создавать базы данных и таблицы для удобного хранения информации. Например, туда можно занести контакты, каталог продуктов или личное расписание.
Данные в таблицах можно фильтровать, сортировать и группировать. Эти функции помогают легче и удобнее организовать рабочее пространство.
Шаблоны
В Notion есть наборы темплейтов, которые помогают эффективнее вести проекты или задачи и не дизайнить страницы с нуля. Например, если вы захотите создать трекер привычек, сможете выбрать подходящий среди шаблонов. Останется только заполнить его — и страница готова к использованию.
Совместная работа
Платформа позволяет легко делиться страницами и базами данных с другими пользователями — то что нужно для командной работы. Вы можете назначать задачи, оставлять комментарии и редактировать документы вместе с коллегами в режиме реального времени.
ИИ-помощник
Одно из последних нововведений Notion. ИИ автоматизирует некоторые функции сервиса: например, формирование списка задач, поиск информации и контроль за проектами.
С помощником быстрее вести дела и легче систематизировать данные. Правда, в бесплатной версии Notion его функционал ограничен — чтобы использовать все возможности ИИ, нужно оформлять тариф Plus за 8 долларов в месяц.
Friendly Reminder: Мессенджер Compass можно установить на свой сервер всего за 10 минут.
Кто создал Notion
Идея сервиса принадлежит Ивану Чжао, уроженцу Китая, который в детстве переехал в Канаду. Он окончил Университет Британской Колумбии по направлению когнитивных наук и прикладному искусству.
Иван отлично владел фотокамерой и всегда носил ее с собой. Но его настоящая страсть была в другом — он любил программирование. Именно этот навык помог ему преуспеть после высшего образования.
У Ивана было много друзей среди художников и диджитал-артистов. Они классно рисовали, но совершенно не могли писать код — создать сайт было для них чем-то сложным и непонятным.
Тогда Иван занялся разработкой сайтов-портфолио на заказ. Ремесло приносило хороший доход, но парень быстро устал от него. Чжао не хватало масштаба: хотелось сделать такой продукт, который позволил бы любому человеку без знаний программирования создавать интересные одностраничники.
К сожалению, его собственных знаний не хватало, чтобы создать такой сервис. Тогда Иван связался с Тоби Шачманом — магистром Университета Нью-Йорка, который защитил диссертацию по визуальному программированию.
Навыков Тоби было достаточно, чтобы реализовать идею Чжао. Однако после обсуждения концепции друзья решили отказаться от первоначальной задумки — и создать более комплексный продукт, который позволял бы собирать мини-приложения без кода.
«Перед нами стояла романтическая цель: сделать инструмент, который поможет непрограммистам „переоткрыть“ цифровое пространство. Эта тема снова популярна. Она была популярной в 90-е годы [появление операционной системы Windows, распространение интернета — прим. ред.], но затем о ней забыли на пару десятилетий.» — Иван Чжао, CEO Notion
Как Notion получил первые инвестиции — и пережил фатальные трудности
В 2013 году идея Notion покорила инвесторов — Чжао и Шачман получили награду Equity Gap Fund of the Year 2013 и привлекли деньги на разработку сервиса. Примерно в то же время они нашли третьего человека в команду. Им стал Саймон Ласт — перспективный программист и приятель Тоби, который поддался уговорам и бросил летнюю стажировку, чтобы присоединиться к команде стартапа.
В 2013 году друзья начали собирать первый прототип своей программы. У них получился Concept — программа, которая позволяла пользователями совместно верстать веб-страницы.
Сразу после окончания работы над Concept команду покинул Тоби Шачман — он решил заняться развитием других проектов. Впрочем, его уход никак не повлиял на Ивана и Саймона: ребята объединились с создателями сервиса SugarBox — Крисом Пруча и Джессикой Лэм. Оба стартапа решали одинаковую проблему, поэтому коллаборация получилась продуктивной.
В течение двух лет они собирали первую версию Notion. Идея была интересной: команда интегрировала свои наработки в софт для создания текстовых документов. Но реализация подкачала — сервис долго загружался, часто вылетал, а совместное редактирование страниц не работало должным образом.
Новый продукт оказался никому не нужен. Так «долгострой» превратился из прекрасной идеи в полнейший провал. Команда не могла заработать на нем денег, а запас инвестиций к 2015 году почти закончился. Перед друзьями встал нелегкий выбор: отказаться от идеи или переработать ее на базе новых технологий — без каких-либо гарантий на успех.
«Мы уделили слишком много внимания тому, что хотели донести миру. Но совсем не учли, чего мир хотел получить от нас. Поэтому приложение оказалось никому не интересным.» — Иван Чжао, CEO Notion
Иван и Саймон не отступили, но потеряли Джессику и Криса: разошлись по обоюдному согласию. Более того, впоследствии Чжао и Ласту пришлось переехать из Сан-Франциско в Киото — все ради экономии скудного бюджета. Как выяснится потом, решение оказалось великолепным: друзья попали в окружение, в котором ничто не отвлекало их от работы над продуктом.
«Мы не говорили по-японски, японцы не говорили по-английски. Поэтому все, что мы делали, — торчали дома и писали код.» — Иван Чжао, CEO Notion
Как сообщают представители Figma, в тот период Иван был одним из самых активных пользователей их сервиса. Чжао проводил в приложении по 18 часов в сутки — он и Саймон шаг за шагом создавали Notion v1.0.
«Дизайн — самая важная часть нашего сервиса. Ведь мы создаем инструмент, который будет решать ежедневные проблемы пользователей.» — Иван Чжао, CEO Notion
Как провальный стартап превратился в 10-миллиардную компанию
Еще в 2015 году, до переезда в Японию, Иван и Саймон запустили Notion v0.5 на платформе Product Hunt. Уже тогда в программе появились изменения — их было достаточно, чтобы стартап заметила аудитория. Он стал постепенно «расползаться» по сообществам и привлекать внимание людей, но до повального интереса было далеко.
Только в 2016 году, с выходом версии 1.0, о Notion заговорили всерьез. Стартап попал в топ Product Hunt и быстро получил первых клиентов. Три мучительных года разработки и один год редизайна — с дичайшими переработками и постоянными сомнениями в результате — завершились победой Чжао и Ласта.
Проект заметили, в него захотели инвестировать. В 2017 году Notion получил очередной пакет посевных инвестиций, в которых участвовали SV Angel, Sequoia Capital, First Round Capital, Felicis Ventures и т. д. Деньги пошли на развитие сервиса — в 2018 году команда выпустила его вторую версию.
Затем состоялось два раунда венчурных инвестиций. 19 июля 2019 году компания привлекла 18,2 миллиона долларов — по результатам раунда ее оценили в 800 миллионов долларов. Результат, который показал Notion, был достигнут трудами всего 27 человек — именно столько сотрудников насчитывала компания Ивана Чжао вплоть до декабря 2019-го.
«Когда меня спрашивают, почему в компании работает так мало людей, я люблю говорить: „Роман „Моби Дик“ написал один человек. Не факт, что трое авторов справились бы с ним быстрее и лучше“. С приложениями и сервисами так же. Если не понимаешь, что строишь, но нанимаешь кучу людей, то компания будет расти очень медленно — и это в лучшем случае. Мы в Notion знаем, что делаем. И для наших целей текущего штата вполне достаточно.» — Иван Чжао, CEO Notion
В апреле 2020 года сервис привлек еще 50 миллионов долларов — и стал стоить два миллиарда долларов. На фоне пандемии количество его пользователей выросло в пять раз. Часть их пришли из корпоративного сектора. Компании искали простой продукт, в котором можно вести проекты, совместно редактировать тексты и выполнять прочие рабочие задачи. В тот период клиентами Notion стали Samsung, Figma, Nike, Pixar, Toyota и т. д.
Но не только потребности компаний стали драйвером роста. Notion внезапно завирусился в TikTok — тренд подхватили зумеры. Им очень понравился лаконичный дизайн сервиса и обилие «украшений» для страниц: иконок, обложек, изображений. Они стали использовать приложение как лайфстайл-фичу — для ведения личных планов, сбора полезных ссылок, создания CV и портфолио проектов и т. д.
Подобный всплеск популярности не мог пройти бесследно. Он привел к тому, что в октябре 2021 года компания привлекла 275 миллионов долларов от венчурных компаний Sequoia Capital, Coatue и Shine Capital. С учетом новых инвестиций Notion оценили в десять миллиардов долларов.
По состоянию на февраль 2024 года Notion оценивается в 20 миллиардов долларов и зарабатывает до 67,2 миллионов долларов. Очевидно, компания не исчерпала возможности для роста. Многофункциональность помогает ей постепенно отвоевывать долю рынка у крупных компаний — таких как Google и Microsoft.