редакции Выбор
Marketeur fatal, или про владельца бизнеса и его...маркетологов
Честно говоря, я был удивлен, и даже немного растерялся. Мне всегда казалось, что есть просто люди, профессионалы. Кто-то разбирается в своей области хорошо, кто-то не очень. При чем тут вообще пол?
К чему я это вспомнил? Буквально на днях мой клиент сказал, что некоторые маркетологи напоминают femme fatale: они тоже всегда первым делом спрашивают про бюджет=)
Мысль, конечно, крамольная...но мне в связи с этим в голову пришла интересная аналогия про маркетинг в ключе «а почему они интересуются только деньгами?». И как бы себя вел маркетолог в аватаре женщины, охочей до чужих миллионов.
Лично в моей практике встречались два типа marketeur fatal:
1. «Заводная Анжела»
Такой маркетолог уверен, что при наличии бюджета можно легко и быстро развернуть кипучую деятельность, чтобы показать свой «профессионализм».
Девиз «Анжелы»: «Вы всё делали неправильно, сейчас я покажу вам, как надо!». Она легко и непринужденно тратит ваши деньги — делает ребрендинг, заказывает сайт в крутом агентстве, нанимает новых сотрудников....
«Анжела» как ураган — она и здесь, и там. Она мотивирует и заводит. Красиво презентует и позволяет создать в команде и ТОП-менеджменте ощущение, что вот теперь-то всё быстро наладится. Все сразу куда-то бегут, что-то переверстывают, разрываются текущие контракты, проводятся новые тендеры...
Результатом такой бешеной активности обычно становится полный подрыв деятельности, которая давала результат. Даже если и не идеальный, но результат.
Когда бюджет иссякает, «Анжела» уходит к другому.
2. «Амбициозная Жанна»
Такому маркетологу очень хочется поуправлять большим бюджетом, чтобы потом сказать: «Видали, каким большим бюджетом я управлял?!».
На самом деле, «Жанне» плевать на вашу компанию — она хочет пристроиться к кому-то поинтереснее, побогаче. Вы для нее просто площадка для отработки навыков.
Девиз «Жанны»: «О нас все должны узнать!». На это она направляет все свои силы и ваши деньги: организует дорогие промо, закупает рекламу на федеральных каналах, билбордах и журналах типа РБК, коллабится со знаменитостями.
Так-то неплохо, но важная деталь — эти результаты нельзя оцифровать и вложения вряд ли когда-то отобьются...но «Жанну» это не волнует! Она поставит красивые цифры и лого в свое резюме — и тоже уйдет к другому, а собственник останется с разбитым сердцем и пустым кошельком.
C одной стороны, это несерьезный пост=) Во-первых, как я уже сказал, профессионализм от пола не зависит, а во-вторых, такие крайности редко встречается. Как обычно, истина где-то посередине. С другой стороны, приходя в компанию после таких «профессионалов», я часто встречал выжженное дотла маркетинговое поле. Факт!
И вроде как собственник сам себе злобный Буратино — а тебя кто просил смотреть на красивые...обещания? Маркетинг — это не креатив и яркие промо. Это цифры и регламенты.
Мое убеждение, что избежать встречи с подобными «Анжелами» и «Жаннами» можно, ориентируясь на определенные «маячки».
Позитивным сигналом могут служить следующие сообщения маркетолога:
- Не планирую ломать то, что работает, пока не выстрою лучшую альтернативу.
- Отключаю только то, что очевидно несет убытки. Всё покажу на фактах и цифрах. Всё объясню простыми понятными словами, на языке выгод.
- Найду точки роста внутри компании.
Ну а если одной цитатой, то лучше, чтобы ваш будущий коллега размышлял в здравой бизнес-логике: «Обсудим цель. Посмотрим текущие цифры. Выясним, что можно сделать в части ассортимента и TMA, уже и так зашитых в контракты, для улучшения ситуации. Тогда и будет понятно, какой потребуется бюджет для достижения плана».
Поэтому призываю не вестись на «красивое», а все-таки смотреть на цифры и факты.
Больше интересного в моем канале Неочевидный миллиард, подписывайтесь!