Доходы ТОП-30 российских Martech SaaS выросли на 30%: как Индекс маркетинга влияет на рейтинг компаний
Как появился рейтинг: не нашёл — сделай сам
Меня зовут Влад Мотрошилов. B2B-маркетолог, автор и редактор.
Мои основные клиенты — SaaS-компании. Для изучения клиентской базы мне понадобилось составить списки целевых кампаний по категориям: Martech, HR-tech, Fintech и другим. Нужно было проранжировать их, понять кто лидеры в своих категориях и как у них обстоят дела с маркетингом.
В интернете ничего похожего не нашёл, кроме двух рейтингов SaaS-компаний по выручке за прошлые годы от уважаемых авторов. Они не решали мои задачи, но послужили отправной точкой для собственного исследования.
Начать я решил с любимых мной по профессиональным соображениям маркетинговых технологий. В результате появилась первая версия рейтинга ТОП-30 Martech SaaS, которой делюсь с вами (точнее, в нём сейчас 29 сервисов, потому что пока нет финансовых результатов JivoSite — явного претендента на место в списке).
Что такое «Индекс маркетинга»
Одной из задач исследования было установить наличие или отсутствие корреляции доходов с уровнем развития маркетинга в компании.
Я не аналитик, и не претендую на создание универсальной метрики. Конечно, такой показатель не отражает все нюансы состояния маркетинга в компании, как наверно и любой другой. Но это лучшее, что я могу вам предложить после долгого перебора параметров. И точно лучше, чем ранжировать уровень маркетинга компании по субъективным оценкам.
Индекс отражает в себе количественные показатели: трафика сайта, лояльную аудиторию в соцсетях и брендовые запросы в поиске:
Индекс маркетинга = Трафик сайта и блога (тыс. визитов в месяц) + Аудитория Телеграм (тыс. подписчиков) + Аудитория Youtube (тыс. подписчиков) + Количество точных брендовых запросов в Яндекс (тыс. запросов в месяц)
В дальнейшем его можно дополнить или откорректировать. Например, добавить количество упоминаний в СМИ и соцсетях или изменить веса показателей.
Как подбирал участников рейтинга
Список компаний тоже неокончательный и будет дополняться. Есть нюансы с классификацией и с тем, что я мог кого-то просто пропустить.
Я добавлял в рейтинг компании с собственным юрлицом. Финансовых результатов сервисов, которые напрямую принадлежат корпорациям, нет в открытом доступе. Не рассматривал компании, которые, на мой взгляд, не соответствуют критериям SaaS, например, рекламные сети и биржи.
Результаты 2023 года
Рейтинг компаний
- Доходы выборки из 29-ти Martech SaaS компаний выросли на 30%, с 14,83 млрд рублей в 2022 году до 19,26 млрд рублей в 2023 году
- Прибыль сервисов суммарно выросла на 85%, с 1,81 до 3,35 млрд рублей
- Численность штатных сотрудников увеличилась на 4% с 2640 до 2736 человек
- Лидерами рейтинга остаются «1С-Битрикс» и Mindbox. С 9-го на 3-е место поднялся MPSTATS
- 9 компаний из первой десятки 2022 года остались в ней и в 2023 году
- Лидерами по росту доходов стали сервисы в специализациях «Маркетплейсы» и «Рассылки»
Влияние индекса маркетинга
Хотя сервисы принадлежат к одной отрасли, часто это совсем разные компании, которые работают для разной целевой аудитории: от сервисов для малого бизнеса со средним чеком в несколько тысяч до энтерпрайз-решений, которые стоят миллионы. Например, Mindbox получает в 2 раза больше дохода от 866 крупных клиентов, чем YClients от 42 тысяч.
Несмотря на это, мы видим в таблице корреляцию «Индекса маркетинга» с доходами: компании с высоким индексом в основном сконцентрированы в верхней части рейтинга по доходам. В нижней части таблицы зависимость прослеживается ещё ярче.
Поэтому, не претендуя на экспертность в статистике, вижу связь между доходами и маркетинговыми усилиями компаний.
Ссылка на таблицу с данными
Рейтинг Martech SaaS + индекс маркетинга 2023. Полная версия
Жду критику
Надеюсь, рейтинг будет полезен или просто интересен ИТ-маркетологам. Жду корректировок и дополнений от представителей компаний и неравнодушных коллег.
Пишите замечания и предложения. Учту конструктивную критику в версии 2.0 рейтинга Martech. Возможно, это будет уже ТОП-50 или ТОП-100. В планах продолжить ранжировать сервисы в других сферах, и объединить их в рейтинг российских SaaS.
Если вашей ИТ-компании нужен автор качественного B2B-контента: блогов, кейсов клиентов, статей, текстов для сайта, инструкций — посмотрите мои кейсы и обсудим ваши задачи.