Социальное предпринимательство как путь создания нового общества
Социальное предпринимательство в России
До 2019 года социальное предпринимательство не выделялось в отдельную категорию бизнеса на территории РФ, хотя его цели отличаются от стандартного общеприменимого коммерческого принципа извлечения наибольшей выгоды. Определение социального предпринимательства и его особенный статус утвердили только в 2019.
ФЗ 245 характеризует такое предпринимательство как особую форму бизнеса, направленную на достижение общественно важных целей и способствующая решению социальных проблем.
Феномен социального предпринимательства существовал в России и до даты его официального выделения в отдельную группу бизнеса.
Социальная ответственность
Понять сущность социального предпринимательства поможет термин социальной ответственности.
Социальная ответственность основана на этическом принципе, говорящем о том, что помимо коммерческих личных или корпоративных интересов мы должны учитывать интересы и ценности общества.
Формулировки принципов такого подхода были провозглашены еще философами древних цивилизаций, но с течением времени их позабыли. В 20 веке эта идея была возрождена вместе с книгой американского экономиста Говарда Боуэна «Социальная ответственность бизнесмена».
Сегодня социальная ответственность прописана в миссиях практически всех крупных корпораций. Часто компании выбирают определенную сферу окружающей среды, которую берут под патронаж. Например, местные экологические проблемы, где располагается предприятие, либо социальную инфраструктуру.
Корпорации реализует социальную ответственность разными способами, такими как конкретные проекты по экологии, партнерства с НКО, посредством пожертвований, волонтерства, и т.д. Примеры социально ориентированных проектов можно найти у «Лукойла», «Газпрома» и других крупных компаний.
Социальное предпринимательство как новаторский вид бизнеса
Социальное предпринимательство идет на шаг вперед корпораций, реализующих социальную ответственность, как часть своей корпоративной этики. Социальные предприятия работают на принципе получения прибыли не только для бизнеса, но и обогащения общества. Термин социального предпринимательства объединяет компании, коммерческая деятельность которых направлена на решение определенных социальных проблем населения. Значимость таких компаний не только в решении проблем на местах, без вовлечения государства, но и в позиционировании другого отношения к самой проблеме.
Социальный бизнес в России сегодня проник во все сферы нашей жизни. Такой бизнес осуществляет себя в формате и детских садов, и медицинских клиник, спортивных клубов, музеев, фабрик косметики и другого.
Реализация социального бизнеса базируется на развитии человеческого капитала. Социальный бизнес часто несет миссию инклюзии, предоставляя полноценные возможности для тех категорий граждан, которые не могут в полной мере себя обеспечивать, либо обладают рядом ограничений для вовлечения в обычную экономическую активность.
К сожалению, отношение общества к таким категориям граждан часто наполнено жалостью, что не позволяет талантам этих людей раскрыться. Социальное предпринимательство показывает на примере, что такие люди обладают большими талантами в тех сферах, которые стали для них компенсаторными. Возможность для самореализации посредством творчества или другой коммерческой деятельности как раз и предоставляет социальный предприниматель.
Например, незрячие и слабовидящие люди прекрасно ориентируются в темноте и обладают повышенным уровнем чувствительности, открывающей им двери в музыкальное творчество, ораторство и другие виды искусств и коммерческой деятельности. Социальные предприниматели строят мостик между обществом и людьми с ограниченными возможностями, позволяя им раскрыться в полной мере и вести активный образ жизни.
Такой подход дает и экономическую прибыль, и продукты новаторского типа и меняет отношение общества к проблеме. Одним из важных направлений социального предпринимательства является работа направленная на просвещение общества о настоящем потенциале человека, его неограниченных возможностях.
Как это работает? Каким образом социальному предпринимательству удается привлечь внимание общественности к проблемам, которые долгое время были на виду и не решались? Каков механизм социального предпринимательства?
Социальное предпринимательство как главный тренд будущего успеха
Модель бизнес отношений, построенных на потреблении и только на нем, кажется безнадежно устаревшей. Мы перешли все рубежи такого поведения, и уже достаточно давно большой бизнес взял на себя социальную и экологическую ответственность и, наряду со своей основной деятельностью, осуществляет проекты направленные на улучшение социума.
Сегодня мы живем в мире, который пристально следит за нашим отношением к окружающей среде, коллегам, обществу. И этот мир требует нового бережного отношения к себе. Мы не покупаем товары, но покупаем смыслы. Мы интересуемся где, кем и как был произведен товар или услуга, а значит ценности разумного потребления и этичного отношения друг к другу и окружающей среде уже диктуют новые рыночные реалии.
Феномен социального предпринимательства заключается в том, что проекты, работающие в этом направлении, производя продукт или услугу, не наносят вреда обществу или экологии, либо минимизируют его, и при этом вкладывают в свой продукт экстра ценность для самого социума. Такие компании создают новые ценности и ведут за собой общество. Мы замечаем этот вклад, и он становится значимым для нас. Становясь причастными к доброму делу, мы несем эти смыслы дальше в мир.
Социальное предпринимательство и его ценности имеют накопительный эффект. С популяризацией социального бизнеса мы рискуем оказаться совсем в другой, благородной окружающей среде, сильно отличающейся от сегодняшней. Социальное предпринимательство и есть способ создания условий развития нового общества.
С момента выделения социального предпринимательства в отдельный вид бизнеса в РФ прошло всего 4 года. В сентябре 2023 года количество зарегистрированных социальных компаний в России достигло 10 000, и динамика роста за последний год составила около 30%. Несомненно, что востребованность социального бизнеса будет только расти, ведь она основана на потребностях самого общества. Сегодня можно прогнозировать, что с ростом социального бизнеса в России будет меняться и наше социальное пространство, становясь более гуманным и свободным.