Качество продукта и этичность бизнеса. Взаимосвязь
Запрос общества на продукты и услуги именно такого производителя растет. Потребитель выбирает не просто продукт, а продукт качественный, произведенный с минимальными экологическими последствиями, продукт или услугу, который создан компанией с миссией и ценностями, соответствующими запросу покупателя. Общество становится более гуманным, чутким, и самое важное — ответственным. Новые нормы потребления и поведения на рынке налицо. Как никогда интересен социальный бизнес, рост которого мы наблюдаем в России.Социальное предпринимательство действительно помогает создавать не только качественные продукты и услуги, но также и решает определенные социальные задачи, неся в себе новые для общества смыслы.Учитывая рост популярности такого бизнеса в России, неудивительно, что производители сталкиваются с копированием своих идей. Давайте рассмотрим, какие последствия несет бизнес, копирующий чужой продукт с нарушением авторского права и может ли такой бизнес считаться социальным?
Каковы идея и принципы социального бизнеса?
Социальный бизнес — это предприятие, чья деятельность направлена не только на получение коммерческой прибыли, но и улучшение социума, общества, в котором мы живем. Часто социальный бизнес решает определенную проблему, например, проблему инклюзии — предоставления рабочих мест для людей с ограниченными возможностями. Может ли социальный бизнес, исходя из такого определения, считаться социальным в случае, если свою бизнес идею он взял у другого социального предпринимателя с нарушением авторского права? Вряд ли. Следуя миссии социального предпринимательства, деятельность такого бизнеса должна быть направлена на улучшение социума. В случае же копирования идей с нарушением авторского права такой бизнес несет сразу несколько негативных влияний, а именно:
- коммерческий и репутационный вред тому самому социальному бизнесу, который изначально разработал и запатентовал свои идеи;
- нарушение этических и авторских норм общества и их распространение;
- как следствие такого поведения, скопированный продукт скорее всего будет некачественным на выходе. Ведь авторский продукт на то и авторский — он содержит авторский стиль, подход и формулу успеха. Без знания начинки продукта, которую можно получить и легальным путем, например, через франшизу, остается только его упаковка, но теряется смысл.
С ростом популярности социального бизнеса мы получили и рост предпринимателей в этой сфере. Важно помнить, что социальный предприниматель отличается своей миссией от стандартного предпринимателя. Если в стандартном бизнесе миссия компании часто привязана только к успеху в определенной экономической нише и к коммерческой прибыли, то социальный предприниматель скорее фокусируется на улучшении социальной обстановки, миссия социального бизнеса более глобальна.
Социальное предпринимательство — это предпринимательство, следующее определенной социальной идее. Социальный предприниматель как раз и создает эту идею, воплощая ее далее в своем продукте. Рост такого бизнеса в России — явление безусловно положительное, позволяющее нам самим изменить обстоятельства к лучшему и создать равноправные условия и для людей с ограниченными возможностями. Тем не менее с ростом этой ниши мы также видим и предприятия, которые работают в этом секторе просто по причине его растущей популярности, предприятия без своей идеи, но позаимствовавшие ее незаконным способом в этой же среде.
Авторское право и качество продукта
Авторское право — это основа работы всей творческой индустрии, это ее фундамент. Именно авторское право позволяет монетизировать воплощенную творческую идею, обеспечивает доход автора и организации, осуществляющей претворение мероприятия либо идеи в жизнь.
В обстоятельствах, где ваши идеи бесплатно и с нарушением авторского права заимствуются из вашего бизнеса, важно помнить
- Оригинальный продукт находится под авторским правом и его нелегитимное использование нерадивыми конкурентами также влечет за собой и ответственность покупателя.
- Нерадивые конкуренты, нарушающие данный закон, преследуются по закону РФ.
- Использование продукта, произведенного с нарушением авторского права, несет за собой моральную ответственность, не юридическую. Автор, разработавший продукт, не получает деньги и признание, когда вы используете неофициальную копию продукта. Таким образом, вы как будто крадете у самого автора, используя продукт его интеллектуального либо креативного труда бесплатно. Ведь автор разрабатывал продукт не бесплатно, он вкладывал в развитие идеи свои таланты и свое время и другие ресурсы. В случае, когда автор хочет подарить такой продукт бесплатно, он это делает на своей официальной странице.
- Скопированный продукт вряд ли будет обладать высоким качеством. Например, продукты образовательного характера, иммерсивные продукты не могут быть так просто скопированы, поскольку сам продукт обладает сложностью и внутренней начинкой, запатентованной организацией. Поэтому покупая такую копию, вы скорее всего не получите ожидаемого эффекта, поскольку, несмотря на внешнюю похожую упаковку, маркетинг и рекламу, продукт не несет в себе авторского алгоритма и не включает те механизмы, которые должен.
- Более грустным последствием использования такого продукта может быть то, что вместо положительного ожидаемого результата вы получите результат прямо противоположный. Например, покупая скопированный некачественно с нарушением авторского права обучающий курс, вы рискуете получить некачественное образование, которое, возможно, и вовсе отвадит вас от дальнейшего обучения, демотивирует вас и т. д. Худшим вариантом здесь будет продукт, который учит вас совсем не положительным качествам. Например, курс по развитию эмоционального интеллекта или развитию фокуса внимания достаточно сложно оценить непрофессионалу. На рынке сегодня большое количество коучей, и все они продают похожий продукт, гарантией качества продукта будет выступать как раз авторские права курса, репутация организации, его разработавшей, и репутация тренерского состава.
В заключение хочется еще раз сказать о том, что социальный бизнес выполняет важную роль для общества, не только принося доходы для незащищенных категорий граждан и людей с ограниченными возможностями, но и меняя наше общество к лучшему, дополняя наши ценности. Социальный предприниматель движим мечтой об улучшении мира и создании новых общественных благ. Истинный социальный предприниматель не будет нелегитимно заимствовать идеи продукта у своего конкурента, но будет создавать свои собственные уникальные услуги и продукты. В наше время, где часто тренды и реклама управляют вниманием человека, важно изучить, насколько по-настоящему экологичен продукт или социальная услуга, которую вы приобретаете, чтобы ненароком не купить пустую идею, упакованную в тренд экологичности или социальности. Нерадивые компании, занимающиеся бизнесом на неэтичных условиях, не должны наживаться на текущих трендах, и мы как потребители и участники этого рынка должны отстаивать свои права на качественный продукт, который может подтвердить и авторство, и все свои ингредиенты.