Главное Авторские колонки Вакансии Образование
591 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Как из идеи социального бизнеса сделать устойчивую бизнес-модель? Опыт Музея Темноты в Москве

У многих предпринимателей есть убеждение, что социальный бизнес – это почти то же самое, что и благотворительность, и прибыли такая деятельность вряд ли принесет. Но это лишь предубеждение и незнание того, как строится прибыльная бизнес-модель. Музей Темноты – наглядный тому пример.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Из высоких смыслов — в прибыльную бизнес-модель

Социальный бизнес отличается от классического тем, что впереди всего идет смысл, идея, миссия. И уже потом из них конвертируется бизнес-модель. Поэтому на первом этапе важно уделить внимание видению проекта, а потом сбалансировать его с финансовым успехом, чтобы бизнес приносил не только пользу обществу, но и прибыль. Как это сделать:

  1. Вдохновляйтесь существующими примерами. Но не просто копируйте их, а именно вдохновляйтесь и создавайте новую, улучшенную и подходящую именно вам версию. Если же существующий проект безапелляционно запал вам в душу, поинтересуйтесь, есть ли у него франшизная система.
  2. Далее очень важно протестировать выбранную бизнес-модель с помощью MVP, только так вы будете уверены, что при масштабировании не произойдёт сбоя.
  3. После тестирования MVP пропишите модели расширения и сужения бизнеса. Так вы подготовитесь к масштабированию и кризису заранее и будете спокойно реагировать на любой исход событий.

Бизнес-модель с социальной миссией на примере «Музея Темноты»

Основатели музея вдохновились зарубежным опытом: они побывали на невидимой выставке в Будапеште. Но предприниматели решили не останавливаться на опыте других, а создать улучшенную версию пространства полной темноты. Основатели решили: гости смогут познакомиться не только с темнотой, но и с проводниками в этот мир — незрячими людьми. Так бизнес стал социально ответственным.

С начала работы над проектом до запуска бизнеса основатели прошли путь длиной 4 года, разрабатывая концепцию и бизнес-модель. Именно такой скрупулёзный подход помог бизнесу быстро окупить себя, выйти в плюс, пережить 2 кризиса и завоевать множество наград.

В центре бизнес-модели — ценностное предложение. Цель проекта — показать посетителям, что красоту и многообразие окружающего мира можно открыть для себя даже без помощи зрения.

Вторая ценность, которую даёт Музей Темноты — трудоустройство незрячих. В нашей компании могут работать от 12 до 20 незрячих гидов. При этом мы не строим организацию только для незрячих людей, это не так называемая отдельная «песочница». Напротив, мы стираем границы этой «песочницы» и даём незрячим людям возможность войти в мир зрячих людей.

Мы ориентируемся на массовую аудиторию: семьи с детьми, молодых людей, которые ищут интересные развлечения, туристов. И привлекаем их через несколько каналов: сайт, социальные сети, агрегаторы, партнёры, офлайн-реклама в торговом центре. Данные о пришедших клиентах мы собираем в единую базу, только так возможно всё анализировать и управлять итогами анализа: улучшать сайт, корректировать смыслы в рекламе, генерить идеи для социальных сетей.

Наши каналы привлечения первичных и вторичных клиентов отлично работают потому, что мы производим качественный продукт. Продукт — это 90% успеха компании. Вы должны гордиться своим товаром или услугой и постоянно совершенствовать её, основываясь на пожеланиях аудитории.

Наш показатель NPS равен 95%. Гости возвращаются в «темноту», чтобы продлить свой опыт. Такого результата мы добились благодаря следующим составляющим:

  1. Мы тщательно отбираем персонал и обучаем каждого члена команды 5 месяцев. И после поддержка лидера гидов не прекращается ни на день. Лидер постоянно дает обратную связь, общается с гидами, решает вопросы.
  2. Все наши проекты уникальны и находятся на стыке нескольких сфер: развлекательной, образовательной, психологической, социальной. Именно такое сочетание делает продукт интересным и вне конкуренции. Очень важно, что мы регистрируем и патентуем все наши разработки. Так мы можем защитить себя от угрозы копирования и порчи репутации из-за недобросовестных конкурентов. С нами работает команда юристов, которая специализируется на авторском праве.
  3. Мы посчитали и выверили все количественные и качественные показатели, которые позволяют реализовывать флагманский продукт эффективно, качественно и безопасно для наших гостей. Например, количество человек на экскурсии — не более 8, чтобы гид уделил внимание каждому человеку. Время нахождения в тёмной части — не более 50 минут, так как более долгое нахождение в темноте — это стресс для организма зрячего человека.

В музее предусмотрена суженная бизнес-модель для кризисных ситуаций. Мы знаем, что минимально музей должна посещать тысяча гостей в месяц, это минимум 32 гостя в день и 8 экскурсий. Именно при таком объёме музей продолжит функционировать и будет окупать себя.

Благодаря четырём годам работы над идеей и бизнес-моделью удалось создать рабочий бизнес, благодаря чему через 3 месяца музей вышел в ноль, а через год вернул инвестиции. «Музей Темноты» пережил 2 кризиса за период 2020-го — 2022-го года. Мы в два раза увеличили оборот, получили более 800 отзывов, из которых 600 — с отметкой «5 звёзд», и получаем положительный отклик от сотрудников. Также музей сотрудничает с некоммерческими организациями и благотворительными фондами. Мы неоднократно получали и продолжаем получать признание. В копилке музея более 10 побед и статусов лауреата.

Более того, мы не планируем на этом останавливаться. Когда мы тестировали MVP, то поняли, что наш главный канал — это рекомендации наших гостей. Сначала у нас были только новые клиенты, потому что наша бизнес-модель предполагала, что интересна только новым людям. Но потом гости говорили, что хотят новый опыт в темноте. И мы начали разрабатывать дополнительные продукты и упаковывать франшизу.

Чтобы из высокой идеи создать прибыльную, работающую, масштабируемую бизнес-модель, нужно приложить усилия и выделить на это время. Разработать видение, цели, миссию, стратегию. Прописать целевую аудиторию, каналы привлечения клиентов, поработать над качеством продукта и профессионализмом персонала. Протестировать MVP, прописать суженную и расширенную модели.

Зато результат не заставит долго ждать: очень скоро вы начнёте получать прибыль, положительные отзывы гостей и признание общества и бизнес-сообщества!

27 апреля 2024 года, нам исполняется 8 лет! Благодаря нашей прекрасной команде, в которой царят сплоченность, высокие смыслы и культура, мы смогли пройти большой путь и будем продолжать нести в мир нашу миссию и пробуждать в людях осознанность. Благодарю каждого, кто внес вклад в развитие Музея Темноты!

Для меня честь работать с вами и делиться нашими общими успехами с сообществом предпринимателей. С наступающим днём рождения, друзья!

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем