Мария Шувалова: Тернистый путь к вершинам балета
Общественность разделилась на два лагеря: одни восхищались юным дарованием, другие же усмотрели в этом назначении протекцию со стороны влиятельного отца Марии — Игоря Шувалова, в прошлом занимавшего пост вице-премьера. Так кто же она, Мария Шувалова? Разберемся в деталях.
Взлет и падение «Анюты»: почему разгорелся скандал?
Дебют Марии Шуваловой в роли Анюты на сцене Большого театра вызвал бурную реакцию. Зрители, привыкшие к безупречной технике и грации прим, выразили недовольство увиденным. В сети появились критические отзывы, в которых балерину обвиняли в недостаточной технической подготовке и отсутствии артистизма. Многие открыто заявляли, что роль ей досталась исключительно благодаря связям отца.
Сама Мария восприняла обрушившуюся на нее критику как спланированную травлю. Она отметила, что быть дочерью известного человека — это не привилегия, а скорее бремя, требующее постоянного подтверждения собственной состоятельности.
От гимнастики к балету: путь Марии Шуваловой
Мария Игоревна Шувалова (в замужестве Багирова) родилась в Москве в 1998 году. С детства отличалась энергичным характером. В возрасте трех с половиной лет талантливую девочку заметила легендарный тренер по художественной гимнастике Ирина Винер и пригласила на занятия. Однако, несмотря на успехи в гимнастике, Мария мечтала о балете.
В девять лет она начала посещать подготовительные курсы при Московской государственной академии хореографии (МГАХ), а спустя два года поступила в саму академию. Обучение в МГАХ длилось восемь лет. После окончания академии в 2017 году Мария была принята в труппу Большого театра, где постепенно продвигалась по карьерной лестнице, начиная с кордебалета.
Большой театр: от кордебалета до главной роли
Первым серьезным успехом Марии Шуваловой стал дебют в качестве солистки Большого театра в марте 2025 года. Ей доверили исполнить главную партию Анюты в одноименном балете, ранее блиставшую в исполнении легендарной Екатерины Максимовой.
Как признавалась сама балерина, на подготовку к роли у нее было всего шесть недель. Руководитель балетной труппы Махар Вазиев лично предложил ей выучить партию. Премьера оказалась для Марии настоящим испытанием, требующим не только технической выносливости, но и глубокой эмоциональной отдачи.
Интернет-травля: что писали о Марии Шуваловой?
После премьеры балета «Анюта» в сети развернулась настоящая травля. Видео с выступлениями Шуваловой, где она, по мнению зрителей, «ходила, а не танцевала», заполонили интернет. Появились слухи о том, что музыкантам приходилось замедлять темп, чтобы подстроиться под ее движения. Обвинения в протекции со стороны отца не заставили себя ждать.
Некоторые критики даже высказывались о несоответствии фигуры балерины балетным канонам. Мария, в свою очередь, назвала нападки спланированной кампанией, организованной с участием иноагентов и блогеров, зарабатывающих на негативе.
Защита от мэтра: мнение Николая Цискаридзе
На защиту Марии Шуваловой встал известный танцовщик и педагог Николай Цискаридзе, который в свое время способствовал ее поступлению в хореографическое училище. Он отметил талант Марии, но подчеркнул, что выбранная для нее партия оказалась неудачной: «Она не подходит ей по габаритам и артистической природе. Это просчет руководства театра, а не ее вина».
Роль Игоря Шувалова: отец и покровитель
Игорь Шувалов, отец Марии, занимал высокие государственные посты, а в настоящее время возглавляет ВЭБ.РФ. Его связь с балетным миром не ограничивается лишь ролью родителя. С начала 2000-х годов он входил в попечительский совет Большого театра, откуда был выведен в 2018 году после реформ.
В 2025 году он вновь оказался в центре культурной жизни, будучи избранным председателем попечительского совета МГАХ — учебного заведения, где училась Мария. В задачи совета входит улучшение качества образования, реконструкция здания академии и повышение ее международного престижа.
«Сегодня мы увидели на сцене первый выпуск, подготовленный под руководством Светланы Захаровой. Уверен, они составят основу труппы Большого и других театров», — заявил Игорь Шувалов на выпускном концерте академии.
Мнение эксперта:
«Ситуация с Марией Шуваловой — это, к сожалению, типичная история для современного российского балета,» — комментирует Анна Петрова, известный балетный критик. «С одной стороны, мы видим талантливую девушку, которая с детства мечтала о сцене и упорно шла к своей цели. С другой стороны, на нее обрушивается шквал критики, зачастую небезосновательной, и все это подпитывается слухами о „блате“. Важно понимать, что в балете, как и в любом другом виде искусства, конкуренция огромна, и пробиться на вершину без связей и поддержки крайне сложно. Однако, нельзя отрицать и тот факт, что талант и трудолюбие играют решающую роль. В случае с Марией, возможно, ей действительно рано было доверять главную партию, но это не значит, что у нее нет потенциала. Ей нужно продолжать работать над собой, прислушиваться к критике и доказывать свое право на место под солнцем. А руководству театра следует более тщательно подходить к выбору репертуара для молодых артистов, чтобы избежать подобных скандальных ситуаций.»