Главное Авторские колонки Вакансии Образование
270 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Как привлечь китайских студентов в ваш университет?

В этой статье расскажем о том, какими зарубежными направлениями интересуются китайские студенты и какие маркетинговые инструменты использовать, чтобы привлекать их в свой университет.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Китайские студенты и зарубежные университеты

Существенный рост уровня жизни и заявленная Си Цзиньпином победа над бедностью далась стране не просто так. Экономический рост Поднебесной неразрывно сопровождают активная вовлеченность китайцев в рабочий процесс, частые переработки и сложность движения по карьерной лестнице. Рост социальной конкуренции и экономического неравенства в Китае — актуальный тренд последнего времени, в особенности давящий на китайскую молодежь, от которой требуется получение высокого уровня образования для поиска хорошей работы. Данный процесс еще на этапе начальной школы подстегивается также и родителями, заинтересованными в том, чтобы их дети обрели высокий статус в обществе.

Проблема заключается в том, что, несмотря на рост числа высших учебных заведений, поступить в хороший китайский ВУЗ далеко не так просто. Более того, в Поднебесной есть свой аналог ЕГЭ — экзамен гаокао, сдать который на высокие баллы крайне сложно. В этих условиях китайские студенты и их родители все чаще обращаются к альтернативному варианту — обучению за рубежом.

Еще до пандемии число китайских студентов, выезжающих за рубеж стабильно росло, достигнув отметки 704 тыс. в 2019 году. Однако пандемия не изменила данного тренда. По данным Белой книги «Китайские иностранные студенты 2023», более половины студентов сохранили планы по обучению за рубежом. По некоторым оценкам, в 2023 году число студентов, отправившихся учиться за рубеж, могло составило 545 тыс. человек.

Количество китайских студентов, выезжающих на обучение за рубеж в 2012-2019 и 2023 гг. (тыс. чел.). Источник: NBS.

В каких странах учатся китайские студенты? Если мы обратимся к статистике, то увидим, что это прежде всего англоязычные страны — США, Австралия, Великобритания и Канада, что связано с качественным образованием и английским языком, обучение на котором является удобным и привычным для студентов, планирующих учиться за границей. Далее, идет Япония и страны Европы, в том числе и Россия, которая заняла в 2022 году 7-е место по числу студентов из Китая.

Основные страновые направления по числу обучающихся китайских студентов в 2022 году (тыс. чел.). Источник: Белая книга «Китайские иностранные студенты 2023».

По данным Белой книги за 2022 год, к основными мотивациями обучения китайских студентов за рубежом относятся не только стремление улучшить перспективы трудоустройства и получить продвинутые знания, но и расширение международного кругозора и персонального опыта, а также улучшение языковых навыков.

На примере статистики по обучению в университетах США можно увидеть, что китайцы интересуются преимущественно техническими науками и бизнес специальностями, в которых они видят большие перспективы для трудоустройства. Также значимую долю занимают социальные науки и естественно-научные специальности.

Распределение основных направлений подготовки китайских студентов в университетах США в 2022/2023 году. Источник: Opendoors

Перспективы привлечения китайских студентов в российские ВУЗы

Выше мы отметили, что Россия — далеко не последнее направление, входящее в топ-10 по популярности среди китайских студентов. В отличие от США и других западных стран образование в РФ при сравнительно неплохом качестве и наличии сильных университетов международного уровня существенно дешевле.

Росту интереса китайских студентов к обучению в России также способствует развитие российско-китайского образовательного сотрудничества и увеличение числа грантов для иностранных студентов. Например, наравне с Chinese Government Scholarship для российских студентов параллельно действует стипендия Правительства РФ, доступная для китайских студентов.

Мы можем проследить активный рост как числа принятых, так и числа обучающихся в России китайских студентов. По данным Минобрнауки РФ, в 2015 году в России училось 11,8 тыс. китайских студентов, в 2019 году — 23,7 тыс., а в 2023 году их число превысило 40 тыс. при приеме в 14,4 тыс человек, что демонстрирует растущий интерес к российским образовательным программам.

В основном студенты из Китая поступают в российский бакалавриат, а также все более активно интересуются магистерскими программами в РФ — в 2023 году прием на программы бакалавриата и магистратуры практически сравнялся. Намного менее популярны программы специалитета, особенно с учетом того, что в Китае действует понятная и уже давно привычная для местных жителей Болонская система.

Типы образовательных программ, на которых обучаются китайские студенты в России в 2019 и 2023 гг. Источник: Министерство науки и высшего образования РФ.

Основные стратегии привлечения студентов из КНР

Адаптация сайта университета и продвижение в Baidu

Адаптация сайта университета играет важную роль в привлечении иностранных студентов для поступления на программы высшего образования. Китайские студенты, планирующие обучение за рубежом, как правило делают ставку на английский язык, поэтому качественная проработка программ и курсов на английском языке крайне важна. Однако для видимости в Китае и привлекательности для китайской аудитории стоит рассмотреть возможность адаптации сайта на китайском языке, что позволяет улучшать привлекательность учебного заведения.

В процессе перевода и локализации сайта стоит рассмотреть возможность приобретения китайского домена и хостинга, которые позволяет улучшить видимость в китайских поисковиках и скорость загрузки в Китае. При этом не стоит забывать о том, что китайцы — это преимущественно пользователи мобильных девайсов, поэтому стоит уделить особое внимание адаптации сайта для мобильных устройств.

Пример сайта МГУ на китайском языке

В Китае заблокированы привычные нам поисковые системы и лидером рынка является Baidu, на работу с которым стоит ориентироваться. Для того, чтобы хорошо придвигаться потребуется не только оптимизация по ключевикам, но и присутствие на разных интернет площадках. Хорошие позиции в поисковике занимают платформы от Baidu, такие как Baidu Zhidao и Tieba, а также популярный форум Zhihu, на котором можно создать аккаунт, делиться с пользователями контентом и отвечать на вопросы.

Пример контента НИУ ВШЭ на Zhihu

Еще один способ продвижения, который можно задействовать — это таргетированная реклама в Baidu Ads, которую можно будет настроить исходя из специфики вашей целевой аудитории.

Работа с китайскими соцсетями

Присутствие в китайских соцсетях играет не меньшую роль в продвижении образовательных услуг и формировании благоприятного образа университета среди китайских иностранных студентов. Наличие аккаунтов в таких соцсетях, как WeChat и Weibo позволяет формировать цифровой след, который способствует укреплению доверия со стороны китайской аудитории.

Прежде всего, мы рекомендуем завести аккаунт в WeChat — основной китайской соцсети. Доступны два основных варианта — подписной и сервисный аккаунты. В первом случае зарегистрироваться будет проще и быстрее, вы сможете регулярно создавать контент и делиться им с аудиторией, причем на первоначальном этапе можно наполнять аккаунт контентом, который будут создавать сами студенты, что сблизит вас с целевой аудиторией. Сервисный же аккаунт открывает доступ к рекламному кабинету WeChat Ads и через него можно принимать платежи. В отличие от подписного аккаунта, который будет находиться в папке с другими подписными аккаунтами, он будет отображаться в как отдельный чат. Аккаунт в WeChat также полезен возможностью настраивать CRM, что существенно упрощает взаимодействие с аудиторией.

Пример сервисного аккаунта НИУ ВШЭ в WeChat

Также можно рассмотреть и другие популярные соцсети: сервис микроблогов Weibo, который используется для того, чтобы делиться текстовым и видео-контентом, Douyin — наиболее популярный в Китае сервис коротких видео, Little Red Book — набирающая популярность лайфстайл платформа, основной аудиторией которой являются молодые люди (в особенности девушки) из крупных китайских городов.

Адаптированный сайт ТГУ с ссылкой на аккаунт в Weibo

Работая с соцсетями не стоит забывать о размещении QR-кодов как онлайн, так и в офлайн-пространствах, благодаря чему китайцы смогут перейти в ваш аккаунт и подписаться на него. В целом стоит подумать о работе с уже обучающимися у вас китайскими студентами, которые ведут блоги в соцсетях. Отличная опция — это интересный нативный контент за небольшое поощрение от китайских студентов-микроинфлюенсеров из вашего ВУЗа, обладающих как правило достаточно лояльной аудиторией.

Пример пользовательного контента, связанного с обучением в России, на Douyin

Сотрудничество с китайскими образовательными агентствами

В ряде случаев китайские абитуриенты в поиске вариантов для международного образования доверяют такого рода исследование специальным образовательным агентствам, основная задача которых — разработать план по поступлению за рубеж и помочь разобраться в подаче заявки, выборе предметов и других моментах.

Такие агентства не только предлагают абитуриентам консультационные услуги, но и активно ведут свои соцсети, где делают обзоры на обучение в разных странах. Сотрудничество с китайскими образовательными агентствами — это хороший способ выйти на целевую аудиторию, который также показывает высокую эффективность. В том числе и с учетом наличия специализации у некоторых таких центров на обучении в России.

Примеры аккаунтов китайских агентств по поступлению за рубеж в Douyin

Выводы

Таким образом, государственное сотрудничество и развитие программ образовательного обмена способствуют росту интереса и информированности китайцев о возможностях обучения в России, которая выступает достаточно конкурентным по сравнению с США и Европой направлением. Данный тренд является хорошим условием для активизации привлечения иностранных студентов из Китая в российские ВУЗы, чему способствует наличие рабочих кейсов (МГУ, ВШЭ) и наличие широких возможностей диджитал-маркетинга по продвижению в Китае.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем