Главное Авторские колонки Вакансии Образование
188 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Руками — трогать. Какие интерактивные решения внедряют музеи и зачем это нужно

С каждым годом музеи все меньше ассоциируются с застывшим во времени пространством, где серьезные посетители молча перемещаются от одного экспоната к другому. Благодаря развитию технологий музеи становятся площадкой увлекательного препровождения и для взрослых, и для детей.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Зачем музею интерактивные технологии

В первую очередь, появление разных категорий цифровых решений в музеях — это естественный ответ на изменение аудитории. С каждым годом увеличивается доля людей нового поколения: привыкшего к технологиям, взаимодействующего с ними практически с первых дней жизни. Людей, для которых естественно воспринимать информацию не из бумажной книги, а с планшета, не листать сухие страницы, а свайпать по экрану.

Это не значит, что новому поколению совсем не нужны обычные книги, старые картины и реальные скелеты древних животных в экспозиции. Но возможность получить информацию или новый опыт через более привычный цифровой формат добавляет таким посетителям удобства при визите в музей. А потому делает музей для них более привлекательным.

Во-вторых, добавление интерактивных решений меняет роль посетителя музея. Раньше он был зрителем: пришел, походил по залам, все рассмотрел и ушел. Где-то он параллельно послушал, например, пение птиц, представленных в экспозиции, или послушал аудио-гид. Но от этих дополнительных мелочей роль посетителя не менялась.

Интерактивные решения превращают посетителя музея из зрителя в участника, исследователя. Человек может стать действующей частью экспозиции и ощутить себя в прошлом столетии или на другом конце земли, погрузиться глубже в исторические события, узнать больше об экспонате, его истории или его создателе. При этом сохранность самих экспонатов не страдает.

Особенно важен интерактив для детей с их любознательностью и интересом к игре, активным действиям. Просто бродить от картины к картине понравится не каждому ребенку, а увидеть, как эта картина пишется, повинуясь движению руки посетителя в воздухе, уже любопытнее.

Помимо этого интерактивные решения помогают лучше понять некоторые экспозиции. Вместо того, чтобы открывать энциклопедию для получения дополнительной информации, человек взаимодействует с условной интерактивной панелью и видит, как проходило переселение народов, как менялись материки, как Москву отстраивали после 1812 года и так далее.

Простой интерактив: экраны, панели, инсталляции

Самая распространенная категория интерактивных решений в музеях — это мультимедийные экраны и сенсорные столы. Они упрощают навигацию между залами, что особенно важно в крупных музеях с большим количеством экспозиций. Также они помогают ближе познакомиться с экспонатами выставки: изучить предмет в деталях, не касаясь его, или получить больше информации — не из физической энциклопедии, а из цифровой.

В Курском областном краеведческом музее на большом сенсорном столе посетителям доступна детализированная информация о Курской битве. На карте проиллюстрирован ход битвы в динамике, воспоминания свидетелей этого события усиливают эффект погружения. Бонус — игра-викторина по теме.

А в Музее искусств Кливленда установлена интерактивная мультимедийная стена — огромный сенсорный экран (больше 12 метров), с помощью которого несколько посетителей одновременно могут знакомиться с представленными в музее произведениями искусства. В том числе с находящимися в хранилище (светочувствительными). Помимо этого при помощи интерактивной стены посетители могут формировать личные виртуальные коллекции, создавать маршруты на своем смартфоне или использовать предложенные системой.

Востребованы в музеях и интерактивные инсталляции — особенно интересны они в исторических музеях, где с помощью такого решения можно интересно и увлекательно показать события прошлого. Например, в Центре Гиляровского (филиал Музея Москвы) реализован «Проект 1812» с интерактивной инсталляцией, отображающей пожар, уничтоживший старую Москву, а после — отстройку новой. На огромных экранах разворачиваются события 1812 года, а усиливает эффект иммерсивный аудиоспекталь.

Много интерактивных элементов и в Музее Победы на Поклонной горе. Например, они присутствуют в экспозиции «Битва за Москву. Первая Победа!». На интерактивных панелях отображаются тысячи фотографий, ход оборонительных и наступательных операций, и многое другое.

Другая категория простых и распространенных интерактивных решений — приложения. В первую очередь через них музеи предлагают посетителям интерактивную навигацию. Например, как у Оружейной палаты Московского Кремля. Помимо того, что в приложение встроена карта, оно может подсказать, куда непременно стоит заглянуть и что интересного там найдется. А во время движения по маршруту мобильный гид расскажет об объектах рядом с посетителем. Вдобавок, в приложениях могут появляться игры и квесты для конкретной выставки или музея.

Помимо приложений музеи начинают взаимодействовать с посетителями через чат-боты. С их помощью можно, например, во время экскурсии пройти квиз, в игровой форме узнать новое об экспонатах или о теме выставки.

Сложные технологии: другая реальность и проекции

Постепенно в музеях появляется все больше сложных технологий для вовлечения посетителя. Во-первых, это дополненная и виртуальная реальность. Технологии AR позволяют оживить объект: например, заставить огромного динозавра сойти с постамента и отправить гулять по залу. А VR-решения, которые могут создавать видео на 360° или интерактивную среду, способны буквально затянуть посетителя вглубь экспоната или позволить прикоснуться к его созданию. Элементы AR и VR появляются как в традиционных музеях, так и в мультимедийных.

Например, в Музее железных дорог при помощи VR посетители могут пройтись по императорскому поезду, который совершал маршрут «Санкт-Петербург—Хельсинки». Сам поезд сейчас находится в Финляндии, и виртуальная реальность — самый доступный способ «путешествовать» на нем. Помимо этого в Музее можно поучаствовать и в VR-квесте: отыскать в поезде утерянные предметы.

Еще один увлекательный квест недавно появился в Государственном музее истории Санкт-Петербурга. При помощи VR-технологий посетители могут стать узниками тюрьмы Трубецкого бастиона Петропавловской крепости и попытаться сбежать из него за три попытки. Позднее в музее могут появиться и другие исторические VR-квесты.

Другой пример использования VR — в Третьяковской галерее. Посетители при помощи очков и джойстика могли оказаться в мастерских художников, управлять предметами в этом пространстве и даже попробовать написать свою картину. А в Музейном центре Цинциннати (США) благодаря VR-технологиям посетители могут полетать среди древних динозавров, буквально «превратившись» в одного из них.

Также в экспозиции музеев встраиваются «умные» вещи и сенсоры, чтобы экспозиция менялась в зависимости от действий посетителя. Например, в Галерее современного искусства в Казани на выставке «Николай Рерих» можно было «пролететь» над нарисованными горами, написать свою картину, управлять облаками или создать северное сияние — просто двигая телом.

Классические мультимедийные экраны в музеях все чаще дополняются или заменяются видеомэпгингом или 3D-мэппингом: проекцией на физический объект. «Экраном» может быть и ровная стена, и рельефная поверхность. Видеомэппинг может, например, сочетаться с традиционными картинами или скульптурами и заставлять их «оживать», делать объемнее. Или он может встраиваться в физическую экспозицию и создавать дополнительный слой реальности.

Так в Музее Победы на Поклонной горе на стены среди физических экспозиций транслируются проекции фильмов-реконструкций военного времени. Посетитель одновременно присутствует в смоделированной в реальности среде условной железнодорожной станции и видит на стене видеоряд с той же станции. Все это создает максимальное погружение в тему и идею экспозиции.

Еще одно интересное и важное для сохранения истории применение видеомэппинга — это возможность виртуальной реставрации объектов искусства и культуры. Например, в Национальном музее искусств Каталонии удалось восстановить фрески церкви Сан-Клементе де-Таулл, и сейчас компьютерная модель проецируется на стены здания, позволяя посетителям увидеть изначальный вид этих стен. А в музее Метрополитен видеомэппинг показал настоящие цвета древнего египетского храма. Причем проекция интерактивная, посетители могут рассматривать отдельные детали или слои.

Постепенно в музеи проникает и голография — для трехмерного воссоздания предметов искусства или для формирования более интересного пользовательского опыта у посетителей. В Музее Победы на Поклонной горе голография используется для демонстрации оружия, которое применяли во время Второй мировой войны. Его можно даже изучить детально, управляя инсталляцией движением руки в воздухе. Также при помощи голограмм здесь показывают игровые видеофильмы.

Наиболее активно технологии используют Мультимедиа-музеи и Центры современного искусства. Например, на выставке «Реальный космос» в Центре современного искусства «Марс» для максимального вовлечения посетителей применяют и AR, и VR, и голографию, и проекции. Благодаря этому посетитель может «выйти» в космос и узнать больше о работе МКС.

Есть ли предел музейной цифровизации

Новые интерактивные объекты и технологии в музеях будут появляться, потому что сами технологии становятся массовыми и более доступными, помогают открыть для людей больше предметов культуры и искусства, привлекать новых посетителей. Постепенно музеи будут становиться все более технологичными пространствами.

Как интерактивные столы и экраны уже стали привычными многим посетителям, так в ближайшей перспективе привычными могут стать и голограммы, и VR-решения. Но все это будет появляться в очень умеренных количествах, особенно в традиционных музеях, а не мультимедийных арт-пространствах.

Если посетитель приходит в условный Эрмитаж, чтобы вживую увидеть предметы быта из прошлых столетий, для него в фокусе будут именно они. Любые интерактивные решения выступят дополнением, и важно сделать так, чтобы они не перетянули внимание на себя.

То же, касается, например, музеев с картинными галереями. Прикрепленный рядом QR-код, добавляющий AR-интерактив, чтобы увидеть процесс написания картины, — это интересно. Но если таких решений станет слишком много, посетитель будет отвлечен от ключевого объекта — картин.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем