Главное Авторские колонки Вакансии Образование
156 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Как сделать доступный контент для людей с ограниченными возможностями

Рассказываю о том, как мультимедийные технологии способны сделать цифровой мир по-настоящему инклюзивным
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Мир стремительно цифровизируется, и доступ к информации стал неотъемлемой частью жизни. Но для миллионов людей с ограниченными возможностями здоровья этот мир остается недоступным. Они сталкиваются с серьезными барьерами, которые мешают полноценно участвовать в общественной, экономической и культурной жизни. Речь идет не только об инвалидах, но и о пожилых людях, людях с временными ограничениями по здоровью — всех, кто по тем или иным причинам испытывает сложности в использовании цифровых технологий и онлайн-контента. Рассказываю о том, как мультимедийные технологии способны помочь решить эту проблему, сделав цифровой мир по-настоящему инклюзивным.

Мосты в цифровой онлайн-мир

Современный человек постоянно взаимодействует с цифровой средой и мультимедийным контентом: читает новости, смотрит образовательные или развлекательные видео, заказывает продукты, покупает товары онлайн. Но далеко не всегда интерфейсы онлайн-сервисов комфортны даже для здорового пользователя — стоит сильно устать после рабочего дня, и вот уже зрение плывет, работать с текстом на сайте тяжело. Пользователям с ограничениями здоровья по слуху, зрению, мобильности еще труднее. Однако современные технологии сегодня предлагают множество решений, способных сделать цифровой контент доступным для всех.

Адаптивный дизайн — это основа основ. Сайт или приложение должны одинаково хорошо работать на любом устройстве — от огромного монитора до крошечного смартфона. Речь идет не просто о корректном отображении, а о комфортной работе вне зависимости от разрешения экрана и потребностей пользователя.

Хорошо проработан сайт образовательной платформы для людей с нарушениями слуха и зрения «Академия»: можно подобрать шрифт, цветовую гамму, скрыть изображения. Кроме того, на странице нет ничего лишнего, а у всех элементов при наведении курсора появляется всплывающее окно с пояснением.

Проверить качество сайта можно с помощью плагина Funkify: он показывает, как видят страницу пользователи с разными ограничениями здоровья. А оценить адаптивность — через сервис ILoveAdaptive.

Экранный диктор — технология, которая помогает людям с нарушениями зрения воспринимать текстовый контент. Она встроена во многих операционных системах: в Windows она так и называется, «Экранный диктор». В macOS это VoiceOver.

Однако для того, чтобы технология правильно работала в онлайн-пространстве, внутри сайтов и приложений должен быть реализован альтернативный текст (alt-текст). К каждому изображению добавляется текстовое описание, которое озвучивает экранный диктор. Без alt-текста картинка остается «невидимой» для незрячих пользователей, лишая их важной информации.

Субтитры и аудио-описание открывают видеоконтент для глухих и слабослышащих. Субтитры — это просто текст, который отображается на экране синхронно с речью. Аудио-описание же — это отдельный звуковой поток, описывающий визуальные элементы видео: мимику актеров, действия на экране, место действия. Это позволяет полностью погрузиться в сюжет даже без зрения.

Транскрипции превращают аудиоконтент в текст. Они полезны не только для людей с нарушениями слуха, но и для тех, кто предпочитает читать, а не слушать. Лекции, подкасты, аудиокниги — все это становится доступно в текстовом формате.

Синтез речи — это технология, которая преобразует текст в речь. Она помогает людям с нарушениями зрения воспринимать текстовую информацию, а также делает контент более удобным для пользователей с когнитивными особенностями, которым легче воспринимать информацию на слух.

Технологию синтеза речи использует приложение Myskazka: это сервис терапевтических сказок, которые создаются с учетом предпочтений под каждого ребенка. Поэтому заранее записная озвучка от диктора не подходит. Синтез речи позволяет быстро преобразовывать текст в аудио, причем с живыми интонациями, паузами, дыханием.

Мультимедийная инклюзия в офлайн-пространстве

Все перечисленные условия подачи контента для сайтов и приложений необходимо применять и к мультимедийному контенту в музеях, выставочных центрах, торгово-развлекательных комплексах и других офлайн-пространствах. Ведь далеко не все люди с ограничениями здоровья не могут посещать культурно-развлекательные мероприятия. Поэтому важно, чтобы в общественных пространствах становилось больше инклюзивных возможностей.

Так Дарвиновский музей проводит инклюзивные кинопоказы, где видеоряд дополняется закадровыми описаниями, чтобы слабовидящим зрителям было легче представить то, что происходит на экране. А для слабослышащих зрителей к видеоряду добавлены субтитры.

В Музеях Кремля на входных кассах работает сенсорный терминал для незрячих и глухонемых — он помогает ознакомиться с описанием объектов. Рядом с ним расположена специальная аудио мнемокарта, с помощью которой можно найти наощупь интересующие соборы. Кроме того, для слабослышащих посетителей установлены индукционные петли, которые преобразуют звуковые волны в радиосигнал.

Еще один инклюзивный проект — это карта сенсорной безопасности от Еврейского музея и центра толерантности. Посетители могут увидеть уровни сенсорной нагрузки в разных зонах и построить для себя комфортный маршрут: без яркого света или без резких звуков. Повышенную или пониженную сенсорную чувствительность нельзя приравнивать к инвалидности и схожим ограничениям здоровья, однако она тоже может создавать большие сложности в общественных местах.

Помимо этого мультимедийные технологии могут стать не просто помощниками, но и ключевыми инструментами в уникальном инклюзивном пространстве для развлечения и развития. Такую задачу мы преследовали при разработке сенсорной комнаты для Центра социальной интеграции Дианы Гурцкой. Наши специалисты создали систему, сочетающую ультраширокий экран, объемный звук и интерактивные сенсорные контроллеры Kinect. Движения рук детей преобразуются в звуки и визуальные эффекты на экране, создавая захватывающее интерактивное пространство для посетителей с ограниченными возможностями.

Ключевым фактором успеха стало не только использование передовых технологий, но и тщательная проработка деталей: от настройки звука до выбора напольного покрытия. Результат — комната, которая стимулирует развитие и творчество. Место, где дети могут максимально раскрыть свой потенциал.

Другой наш пример — Симуляционный центр для обучения уходу за людьми с когнитивными нарушениями и пожилыми пациентами с инвалидностью. ИТ-группа «Открытие» оборудовала центр интерактивными панелями, LED-экранами и системой «умный дом», управляемой голосом. В данном случае, инклюзия проявляется не только в доступности информации, но и в создании удобной и комфортной среды обучения.

Важно отметить, что в проекте была решена сложная задача по организации быстрого вызова скорой помощи с помощью голосового помощника — деталь, которая показывает внимательное отношение к потребностям пользователей.

Стандарты доступности: дорожная карта к инклюзии

Создание доступного контента — это не просто благотворительность, а необходимость. Международные стандарты, такие как WCAG (Web Content Accessibility Guidelines), ADA (Americans with Disabilities Act) и EN 301 549, определяют критерии доступности веб-сайтов и приложений. Они устанавливают четкие правила, направленные на обеспечение воспринимаемости, управляемости, понятности и надежности контента.

В России действует ГОСТ Р 52872-2019, основанный на принципах WCAG. Однако, в отличие от многих других стран, соблюдение ГОСТа не обязательно для российских компаний. Это значительный недостаток, который тормозит процесс цифровой инклюзии.

Принятие законодательных норм, обязательных для исполнения, стало бы важным шагом на пути создания по-настоящему инклюзивного цифрового пространства. Соблюдение стандартов не только делает контент доступным для людей с ограниченными возможностями, но и улучшает пользовательский опыт в целом.

Взгляд в будущее

Дальнейшее развитие технологий — искусственного интеллекта, нейросетей, дополненной и виртуальной реальности и других — будет открывать новые горизонты повышения доступности цифрового контента для людей с ограниченными возможностями. Ассистивные технологии продолжат совершенствоваться и упрощать взаимодействие с окружающей средой: как онлайн, так и офлайн. Однако важно, чтобы бизнес и государство проявляли еще больше инициативы для развития инклюзии.

Поддержка государством разработки и внедрения инклюзивных технологий, а также проведение просветительских кампаний играют важнейшую роль в формировании культуры доступности. Общественные организации также вносят значительный вклад в разработку стандартов и методик обеспечения доступности, а также в продвижении идей цифровой инклюзии.

В будущем мы увидим более широкое распространение интеллектуальных систем поддержки доступности, интеграцию инклюзивных технологий в все сферы жизни — от образования и здравоохранения до торговли и развлечений. Создание универсального дизайна, учитывающего потребности всех пользователей, станет стандартом разработки цифрового контента.

Цифровая инклюзия — это не просто вопрос этики, а важнейшая составляющая равенства и социальной справедливости. Создание доступного цифрового контента — это технически решаемая задача. Существуют эффективные технологии и стандарты, помогающие решить проблему доступности. Однако для полной реализации потенциала цифровой инклюзии необходимы совместные усилия компаний-разработчиков, государственных органов и общественных организаций.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем