Яндекс Советник — оружие экосистемы, или как ему противостоять
Яндекс Советник: что это такое?
Яндекс Советник представляет собой специальное браузерное дополнение, которое предлагает помощь пользователям в поиске более доступных товаров или аналогов из базы Яндекс Маркета. Согласно информации с официального сайта sovetnik.yandex.ru, Советник умеет обнаруживать страницы товаров и сравнивать их стоимость с аналогичными предложениями от других интернет-магазинов, что позволяет рекомендовать более низкие цены для пользователей. Яндекс Советник по умолчанию встроен в различные браузеры (например, Яндекс Браузер), интегрирован в другие приложения (FreeGate, SaveFrom и другие), и доступен для использования на мобильных устройствах.
Аналитика
На сегодняшний день браузерное дополнение Яндекс.Советник имеет более 50 миллионов активных пользователей, что сопоставимо с аудиторией таких популярных ресурсов, как Авито или Facebook в России в пику своей доступности. По данным на 2019 год, количество пользователей, использующих расширение, превысило 50 миллионов, и за последние пять лет, несмотря на пандемию, девальвацию рубля, санкции и другие факторы, аудитория продолжала расти. Более того, популярность Яндекс.Браузера за этот период только увеличилась — с 19% до 31% [источник: Яндекс.Радар https://radar.yandex.ru/browsers], в том числе и на мобильных устройствах. Для показов строки Яндекс Маркета на мобильных браузерах в таких тематиках как автотовары, товары для дома и офиса, детские игрушки, аксессуары, спортивный инвентарь достигает 91%. Всего же Советник всплывает в 10-30% случаев, в зависимости от тематики — товары широкого потребления увеличивают долю, а в сезон, например, на 14 февраля, доля и вовсе подскакивает до 40%.
Экосистема атакует
Разговоры о том, что Яндекс перестал быть платформой для игроков и сам превратился в игрока, начались на профильных конференциях более десяти лет назад. С учетом экспансии Android и браузера Chrome с встроенным поиском от Google, Яндекс не имел другого выбора, кроме как самостоятельно бороться за пользователей своих сервисов не только в рамках собственной экосистемы, но и в экосистемах конкурентов, в первую очередь Google. Так, к примеру, на днях появился сервис Яндекс Выгода. Браузерное дополнение предоставляет пользователю актуальные промокоды с сайтов, которые владельцы этих сайтов предварительно загружают в сервис. Однако в окне поиска также можно найти промокоды и других площадок, например, при запросе «iphone». В целом, можно сказать, что логика функционирования данного сервиса повторяет смысл Яндекс.Советника — сервиса, обеспечивающего пользователя дешевыми и аналогичными товарами конкурентов.
Что для бизнеса
Для бизнеса, Советник — это утечка конверсии. Как владелец интернет-магазина, вы приводите посетителей на сайт, возможно, вы даже заплатили за визит в Яндекс Директ, а через браузер посетитель уводится к конкуренту на Яндекс Маркет. Несправедливо? Скорее да, чем нет. Однако позиция Яндекса сводится к тому, что факторов принятия решения по покупке много, а Советник всего лишь показывает товары дешевле. Тем не менее, сложно представить, чтобы в каком-нибудь гипермаркете, например, Ашане позволили стоять промоутеру с плакатом «Псс, парень, за углом дешевле».
Еще важный момент, который почему-то обходят стороной — это вопрос юзабилити сайта. Нередки случаи, когда всплывающие баннеры Маркета ломают верстку сайта, перекрывая навигационные элементы. Вот пример: из-за желтой панели Яндекс Советника невозможно закрыть фото и продолжить путь по сайту.
Вот еще один пример того, как целое меню с кнопкой корзины скрыто из-за той же самой панели. Другими словами, пользователь, добавив товар в корзину, не может перейти в нее, чтобы оформить заказ.
Как бороться с Яндекс Советником
Решить проблему позволяют платные и условно-бесплатные решения:
1. Антисоветник
2. Deadviser
3. СтопСоветник
4. YadBlock
5. Блоксоветник
6. Goodmode
7. Hidelab
8. AZhelp
9. Антисов
10. Советник Оф
Каждый сервис дает от 3 до 10 дней бесплатного пользования. По промокоду U24 в сервисе можно получить максимум дней.
При выборе сервиса для блокировки рекламы Яндекс.Маркета следует обращать внимание на несколько важных компонентов, которые появляются при посещении страницы с товаром: желтую панель, иконку счетчика найденных предложений и всплывающее окно в правом нижнем углу. Также важно проверить работоспособность выбранного сервиса в различных браузерах, включая мобильные устройства.
Необходимо, чтобы скрипт блокировщика не препятствовал нормальной работе сайта, включая защиту от DDOS-атак, чтобы не допустить сбоев в работе. Основные поставщики скриптов, обычно, прибегают к использованию сервисов типа Cloudflare или аналогов, однако доверяй, но проверяй.
Сторонний скрипт должен быть безопасен для SEO, не добавлять лишних тегов к сохраненной копии, не подгружать скрытых ссылок или рекламу, не перенаправлять пользователя на другие сайты и, конечно же, обеспечивать конфиденциальность данных.
Обзор сервиса Антисоветник
Антисоветник является одним из самых распространенных в интернете решений для блокировки подсказок Яндекс.Маркета. Данный сервис успешно функционирует уже более 5 лет и обслуживает более 1300 клиентов.
Уникальные особенности:
- Блокирует все элементы Яндекс.Советника, в т.ч. и в мобильном браузере.
- Предоставляет возможность блокировки популярных подсказчиков, таких как Авито Помощник.
- Дополнительные преимущества включают защиту от скликивания и антибот.
- Нет ограничений на количество блокировок.
Привлекательность для корпоративных клиентов:
- Предоставляются бонусы при оплате за несколько месяцев, такие как скидки в рублях и бесплатные дни.
- Возможность выставления счета на юридическое лицо и получения закрывающих документов в личном кабинете, без необходимости стоять в очереди в бухгалтерии.
- Для крупных площадок предусмотрен отдельный сервер с блокировщиком и индивидуальные условия работы.
Вместо выводов
Если Яндекс из платформы для игроков сам стал игроком, надо принимать эти правила и защищать свой ресурс от утечки посетителей. Цена вопроса, будь то платное решение, либо разработанное внутри вашей компании, с лихвой перекрывается упущенной выгодой от потери трафика.