редакции Выбор
Нет времени объяснять! Андрей Артемьев о том, как запустить корпоративное издание за 2 недели
Первый день работы руководителем по коммуникациям я начал с совещания Совета директоров. В компанию я пришел не зеленым «только с ветки» пиарщиком, но практики выпуска издания для коллектива численностью почти 800 человек у меня не было.
Топ-менеджмент мгновенно определил приоритет внутрикома: запустить корпоративное издание. Пришел я в понедельник 28 мая, а к 8 июня первый номер газеты или журнала (кстати, как мы его назовем?) должен был выйти.
С чего начать, о чем писать
Совет директоров обрисовал задачи: для чего заводу издание, и какие темы должны быть в первом номере.
«Почему мы решили перезапустить газету? Наши люди должны быть информированы и мотивированы. С корпоративным изданием сотрудники понимают задачи Группы и завода: в сфере безопасности, инвестиций, производства»
- Рассказываем о жизни завода и Группы предприятий.
- Поддерживаем корпоративную культуру.
- Мотивируем коллег на постоянные улучшения.
- Делимся социальными и благотворительными проектами.
Параллельно с подготовкой нового издания я начал выяснять, что же было «До». Настораживало, что о прошлых выпусках говорили с пренебрежением. Это пугало — я должен был найти предыдущие выпуски и понять, как «не надо», чтобы не повторять ошибок предшественников.
За два дня коллеги все же отыскали в папках то, что выпускалось ранее. Люди писали немножко от себя и о себе: в одном из номером я нашел обзор культурно-развлекательных мест города. Кто-то публиковал стихи собственного сочинения.
Недостатки были понятны:
- Из-за отсутствие структуры информация доносилась бессистемно.
- Не определена аудитория: зачем и для кого издание (пару выпусков почему-то писали для менеджмента, в формате отчета и языком полным канцеляризмов).
- Нет редакционной политики, т.е. закрепленных правил выпуска.
- Самое главное — не было ответственного человека.
Два вечера подряд я штудировал профессионалов в сети: кто-то же выпускал корпоративные издания до меня? К счастью, коллеги по опасному коммуникационному бизнесу охотно делились опытом в Интернете.
Редколлегия — совещательный орган, участвующий в создании газеты журнала или СМИ. Состав первой редколлегии я собрал в голове, а главным редактором назначил себя.
Редакторов разделов помогли мне выбрать директора. Они определили руководителей ключевых областей: тех, кто может помочь с информацией. Кстати, они до сих пор снабжают меня фактурой и приносят «горячие» темы.
Вообще мотивированность менеджмента многое значит: как минимум, она позволит вам не выгореть. Из приятных «мелочей» — вы сможете получить согласование издания в день выпуска даже в самые занятые для руководства периоды.
Я разослал рекомендованным сотрудникам письма с представлением, кто я такой, и запросом информации, а для верности в копию поставил директора.
Важно: нового человека побаиваются и не доверяют. Формирование редакции — это самая сложная часть проекта: завоюйте доверие, дайте немного славы в виде цитаты или фотографии спикера. Обязательно отправьте финальную часть на вычитку.
Аудитория — кто читает?
На первом же совещании мы решили, что основная аудитория газеты — сотрудники компании, наши семьи, плюс коллеги из офисов продаж. Стиль изложения выбрали максимально доступный и демократичный, без канцеляризмов и официальных оборотов, в то же время необходимо было сохранить и правильно использовать термины ,присущие отрасли.
Наружу (в соцсети или на официальный сайт) выкладывать издание мы не решились и постановили публиковать Вестник только на внутренних ресурсах.
Верстаю большую часть в редакторе Word, навыков хватает, ответственную графическую часть — титул и страницы с большим содержанием иллюстраций отдаю дизайнерам, чтобы выдержать корпоративный стиль.
В каком формате выпускать: нужны ли полосы и глянец?
От идеи широкоформатного «газетного» вариант или глянцевого издания журнального типа мы отказались. Во-первых — дорого, во-вторых, в нашем городе типографии не было, а ближайшая находилась в 50 киломерах и была перегружена заказами районных малотиражек.
Было решено делать amateur-вариант — цветная двусторонняя печать на А4, скрепленная степлером. Быстро, дешево, эффективно.
После сбора информации — верстка. Это одна из самых трудоемких задач, она занимает пару рабочих дней с отвлечением на другие дела.
Верстаю большую часть в Word, навыков хватает, плюс это удобно: правлю или добавляю прямо в доке, ответственную графическую часть — титул и страницы с большим содержанием иллюстраций — отдаю дизайнерам, чтобы выдержать корпоративный стиль. Затем перевожу все в .pdf.
Вы не рефлексируйте, вы распространяйте...
Вестник публикуется в двух версия: цифровой и бумажный. Цифровая преобладает, но я все равно распечатываю около 30 экземпляров для сотрудников производств, у которых нет доступа к почте, и гостей завода.
Digital-версию размещаю на корпоративном портале. Его аудитория — 850 читателей, из которых 300 могут скачивать номер прямо с рабочего места или корпоративного смартфона.
Схема размещения такая: я публикую новость на внутреннем корпоративном портале, и в ее теле размещаю ссылку на .pdf с вестником.
Дополнительно делаю рассылку по электронной почте «Всем» со ссылкой на новость.
Бумажные распечатки в ближайшие ко мне кухни разношу я, а в главном офисе, куда приходят гости и клиенты, о раскладке заботятся секретари.
Из-за того что завод протяженный, раскладку по участкам делегировали руководителям производств.
Это облегчило мне работу и заодно добавило вовлеченности. Одно дело, когда «веселые картинки» заносит в цеховую кухню парень из офиса и другое дело — родной начальник.
Неделя № 1: выбираю рубрики
После того как мы определили формат, я предложил набор тем. С тех пор он незначительно изменялся и дополнялся. Ниже я прокомментирую и проиллюстрирую каждую рубрику.
- Вступление
- Производство и инвестпроекты
- Вакансии, новые сотрудники и юбиляры
- Безопасность и охрана труда
- Инновации и рацпредложения
- Благотворительность и «социалка»
- Интервью с коллегой
Неделя № 2: структура и сбор фактуры
1. Вступление
В Совет директоров нашего завода входят четыре профильных руководителя: финансы, техника, логистика и продажи. Слово на первой полосе необходимо дать каждому, но в один номер сложно упаковать четыре подхода.
Я поделил двенадцать месяцев на четыре и получилось, что каждый директор сможет опубликовать личное вступление трижды в год. Это всех устроило, и так продолжается по сей день. Если директора читают мою статью — спасибо, что находите время!
2. Производство и технические проекты
После вступления делимся финансовыми и производственными результатами предприятия. Сколько мы продали, произвели и доставили клиентам. Это страница, за которой пристально наблюдают коллеги с производства, отделов продаж и логистики, финансов.
Внимательно следите за цифрами, особенно если план перевыполняется. Ребята с производства суровые и даже доля процента — это тяжелый труд коллектива.
3. Вакансии, новые сотрудники и юбиляры
В этом разделе сообщаю о новичках, вканасиях, программах от HR для сотрудника: ДМС, плюшках — и о юбилярах.
Нашу компанию отличает трепетное отношение к персоналу. Я еще помню, как мой дедушка больше 30 лет проработал на одном заводе, но не предполагал,что эта традиция еще осталась.
Мне все чаще попадаются 15-летние юбиляры, а на соседнем заводе есть и «20-летние коллеги». Чем хорош «юбилейный» раздел — это готовый инфоповод и намек на интересного собеседника-ветерана. Не каждый раз встретишь человека, отдавшего десятки лет жизни одному работодателю без привязанной к батарее ноги. Я сам на ЭГГЕР уже шесть лет и — лояльность это про нас.
4. Безопасность и охрана труда
Девиз нашей компании: Safety First, безопасность прежде всего. После экономических результатов месяца и представлениях новых сотрудников идет информация по охране труда. Это одновременно и легкая, и сложная в написании рубрика. Я сейчас говорю не только про свою компанию, но обобщаю опыт коллег, с которыми эту тему обсуждал.
Язык условного «безопасника» полон канцеляризмов и официальных оборотов. Не потому что сотрудник плохой, а потому что эти специалисты вынуждены отвечать на десятки официальных запросов и защищать нас, чтобы «не прилетело».
5. Инновации и рацпредложения
Наша компания любит применять технические новинки, а прогресс — одна из трех базовых ценностей нашей философии. На заводах действует программа инноваций, и каждый сотрудник может принять в ней участие, предложив идеи, направленные на совершенствование деятельности своей линии или улучшение условий труда, и получить за это поощрение.
По сути это повторение практики советского движения рационализаторов. Нашим рацианализаторам положена премия, а дополнительно в качестве поощрения я размещаю информацию об инновационных предложениях, и это здорово мотивирует коллег: им приятно видеть себя в заводской газете и показывать фото близким.
За четыре года на нашем заводе зарегистрировано уже больше 300 рацпредложений.
Если в вашей компании не платят за улучшения — попробуйте хотя бы публиковать сообщения о находчивых и активных сотрудниках. Не можете дать денег — дайте славу.
6. Благотворительность и «социалка»
Здесь все просто: собираете информацию о добрых делах вашей компании а еще лучше — коллегах добровольцах. Находите улыбчивое лицо и вуаля. Возможно улыбаться не захотят или теплых слов не найдут. Но тут все на вашем профессионализме.
К тому же, вы как PR-специалист так или иначе погружены в эту тему, и вас пригласят на открытие детского садика, нового детского кабинета или на субботник.
7. Интервью с коллегой
Эта часть издания наиболее любима сотрудниками — здесь они раскрываются и получают известность не как оператор линии или начальник отдела, а как доброволец, мотопутешественник, поисковик.
Успех этой рубрики на 90% зависит только от вас: остальное сделает выбранный вами герой. Конечно, поначалу будет сложно найти добровольцев, но есть и хорошая новость: с течением времени герои отыщутся сами. Уверен, в каждой компании, от стартапа до индустриального гиганта, есть открытые и позитивные сотрудники.
В то же время будьте аккуратны: не заводите себе любимчиков и не публикуйте дважды в год материал об увлечениях одной и той же общительной сотрудницы или активного инноватора.
Итак, «скелет» издания подготовлен, осталось обвязать его «мясом»: фактурой и материалом. Этим я был занят еще четыре дня.
Неделя № 2: поехали!
Утром 8 июня я отправил финальный вариант на согласование Совету директоров, получил пару правок, отработал их, вычитал еще раз, получил благословение и нажал «Сохранить» — первый номер был опубликован на корпоративном портале.
Следующий шаг — email-рассылка. Я написал небольшую подводку, разместил в ней ссылку на внутренний портал и нажал «Отправить». Письмо со ссылкой на Вестник ушло по 400+ адресам.
Это был фурор — на фоне нуля издание вызвало интерес сотрудников, и я получил десятки положительных отзывов. Были и отрицательные: в одном из первых номеров допустил ошибку в номере школы и фамилии коллеги-юбиляра. В обоих случаях мне донесли информацию очень вежливо, и я быстро все поправил.
Дальше я распечатал первый номер на цветном МФУ и принес на ближайшую кухню.
Вы запустили мартен
Если вы хотя бы раз выпустили внутреннее издание, прекращать выпуск уже нельзя: каждый месяц от вас будут ждать новый номер.
Считаете, что месяц это — слишком часто? Выпускайте раз в квартал или полгода, но не бросайте свою аудиторию и соблюдайте регулярность выпуска.
Время между первым и вторым номером я использовал, чтобы закрепить все, что сделал по наитию или советам из сети, в регламент или редакционную политику: как писать название компании, сколько страниц должно быть в издании, даты выхода и ответственных редакторов. О ее специфике для промпредприятий и как составить, стоит рассказать в отдельной статье.
«Андрей, а что про нас не напечатал» или как вы поймете, что все сделали правильно?
Резюмирую
- Изучите предысторию и не отвергайте опыт предшественников, возможно, их наработки можно взять на вооружение.
- Определите темы и рубрики, стоп-слова: о чем писать и о чем не писать. К примеру, я не пишу о политике или религии.
- Сформируйте команду «добытчиков информации». Рабочий минимум: отдел кадров, руководитель с производства + охрана труда. Круто, если найдете кого-то активного сверх этой базы. При этом не раздувайте штат редакции.
- Заранее продумайте, в каком виде будет выходить издание: только в цифре или печатном? Если в печатном, то в каком? Готова ли компания тратить несколько десятков тысяч на один номер, а вы — проводить бессонную ночь перед выпуском, вычитывая макет перед сдачей? Мой опыт говорит, что самая простая А4 отлично выполняет функции информирования.
- Выпустили первый номер? Отлично. Теперь собирайте все и перекладывайте на бумагу, то есть формализуйте процесс: кто и до какого числа направляет вам информацию, сколько страниц и когда выпуск.
- Спрашивать будут с вас! Но и подходить: «А напиши про наш отдел, мы вон чего сделали?!» — тоже будут к вам. Это приятно.
Вот образец, можете скачивать и попробовать сверстать первый номер для своей компании.
Запишите и пробуйте. Здорово, если мой опыт вам пригодится! Экспериментируйте, ищите что-то новое у себя, есть вопросы — пишите в мой телеграмм.
Пресс-секретарь компании ЭГГЕР в России Андрей Артемьев.