редакции Выбор
Жизнь после Google: как подготовиться и какие есть варианты
Google и правда уходит?
Сейчас речь идет только о BigQuery и AdSense. Последний представляет собой сервис для монетизации сайтов: когда их владельцы получают деньги за показ контекстной рекламы. Им пользовались, в основном, физлица.
BigQuery — это облачное хранилище, при помощи которого можно очень быстро (с задержкой в RESTful до 1 сек.) обрабатывать запросы к большим наборам данных. Оно интегрируется с другими сервисами Google, позволяя выгружать данные и статистику. К примеру, интернет-маркетологи и владельцы счетчиков Google Analytics 4 при помощи BigQuery работают с «сырыми» данными по своим ресурсам.
В России сервисом активно пользовались в IT, телекоме, финтехе, ритейле и других сферах, чтобы оперативно получать доступ к данным для data-driven решений. Пока неясно, каким российским компаниям «отрубят» доступ к BigQuery и останутся ли в облаке старые данные.
Другие сервисы Google пока что продолжают работать. Но как долго это продлится и что будет следующим — неизвестно. Уже сейчас появились сообщения о том, что зарегистрироваться в GMail с российской SIM-картой невозможно: сервис не принимает номер для верификации.
Как «подстелить соломки»?
Первое, что нужно сделать — это выкачать все данные из облака Google на локальные ресурсы. Однако объемы могут быть слишком большими.
Альтернатив для экстренной миграции среди зарубежных облаков почти не осталось — особенно после ухода из России таких гигантов, как Microsoft Azure и Amazon Web Services. Но есть российские сервисы, среди которых выделю следующие: Яндекс.Cloud Data Analytics, SberCloud, ClickHouse и VK Cloud Big Data. Они достаточно гибкие, с большими возможностями и ресурсами. Часть из них также внесены в Реестр российского ПО, а значит отвечают требованиям безопасности и подходят для импортозамещения в банках и госкорпорациях.
Есть и другой способ: попробовать обойти ограничения при помощи VPN и другой страны в профиле, но срабатывает далеко не всегда.
Новый кризис — новые возможности
Хотя перспектива потери таких монстров, как Google, Figma и Zoom, вызывает беспокойство, история показывает, что кризис — это всегда время трансформации. Возможно, этот кризис станет для IT-компаний в России стимулом к поиску новых решений и технологий: на рынке появятся новые облачные open source платформы, а у существующих — готовые решения для бесшовной миграции из других сервисов и возможности по работе с большими данными.