Bluetooth-технологии в FMCG секторе
Предисловие:
Описанные события могут быть приукрашены, но отличаются технической точностью и достоверностью.
Все совпадения с реальными людьми или компаниями случайны.
Добро пожаловать в цикл обучающих статей для обычных менеджеров по реальным технологиям в бизнесе. 10 минут приятного чтения и вы разбираетесь в 1 технологии не хуже, чем Илон Маск в своих ракетах!
Как говорил Эйнштейн:
«Если вы не можете объяснить пятилетнему ребенку свою мысль, значит, вы сами ее не очень то понимаете.»
Начну с рассказа о том, как мне продавали Bluetooth-маяки в далеком 2019 году, как мы их на самом деле внедряли в реальный бизнес, разбирались в нюансах работы и какие выводы сделали из танцев с бубнами по итогу.
Поступил мне звонок от условного Алексея из компании ООО «Первые рога». Откуда у него мой телефон я уточнять не стал, так как мне сходу предложили уникальные устройства, которые буквально перевернут мой взгляд на управление персоналом!
Божечки-кошечки, ну как тут устоять? Шлите описание, прайс и презентацию!
Знаю многих менеджеров, которые сходу говорят «нам ничего не надо, мы сами с усами» — это вы зря, серьезно. Бредовые предложения могут рождать ценные идеи, что у нас и произошло, кстати. Но обо всем по порядку...
Приходит преза, которую явно лепили на коленке три разных человека. Над дизайном работал пьяный мастер — ему отдельный респект, глаза вытекли на пол и болели до вечера.
Примерное описание
презы:
Мы молодцы — продаем огурцы!
На рынке с 862 года, продавали еще самому Рюрику!
Личная подпись Рюрика есть на этом нечитаемом слайде.
Подробности по телефону .............
В целом, как и у большинства стартапов — много о себе и ничего по делу. Но картинки заинтересовали, реально что-то новое и нами не виданное.
Звоню менеджеру, согласуем встречу. Приезжают два менеджера. Нарядные, красивые — все как положено.
Ну думаю, сейчас будет Цирк Дюсалей!
Достал попкорн, баночку Пепси и принялся за изучение предоставляемых
материалов.
Жгите, ребята!
Достают черные брелоки а-ля сигнализация для машины, кладут
на стол, улыбаются.
Номерки какие-то на каждом.
«Вот, — говорят, — уникальное устройство!»
Предлагаю поведать, что же это за диво-дивное, раз для его
описания нужно аж 2 специалиста?
Мне, простому менеджеру с высшим техническим образованием, начинают что-то рассказывать про триангуляцию сигналов, какие-то там килогерцы/мегагерцы и прочее в том же духе...
Прикидываюсь ветошью и прошу объяснить проще — не могут.
Не ребят, так вы слона не продадите.
Давайте демонстрацию, может так получится. Брелочки раскладывают по углам переговорки, включают телефон у сотрудника и...
И? Вижу на их телефоне унылое передвижение точки между брелочками. Ни тебе выгоды для бизнеса, ни плана внедрения, ни сроков окупаемости...
Просто точка бегает между брелочками, а вместе с точкой по VIP переговорной бегает нарядный Вася и говорит, что такой инновации ни у кого нет!
Мда...Спасибо за потраченные 30 минут, если будет интересно — созвонимся еще раз.
Пару дней прошло как обычно, я уже даже стал забывать эту историю, но в отдел пришел мой хороший коллега с новым тендером.
-Есть тендер по замеру категории, через месяц срок сдачи КП. Одна сеть пытается понять, насколько эффективно передвигаются ее сотрудники в рамках магазина. Есть идеи?
Таймер + Аудитор над душой — это как-то не комильфо уже, нужно что-то интересное предлагать. Технологичное и современное, не каменный же век.
Для тех, кто не в курсе, кратко расскажу, как плохие компании обычно делают замеры:
1) Составляется чек-лист с интересными для Клиента пунктами
2) Аудитор с секундомером приходит в точку и начинает стоять над душой сотрудника
3) Сотрудник, чувствуя скорое увольнение, пытается сделать все как надо и максимально быстро
Как итог — цифры не отражают реальность от слова «совсем», потому что в реальной жизни сотрудник работает совсем иначе. Но многие компании любят такой подход, когда нужно доказать, что сотруднику требуется на процедуру не 2 минуты, а 1 минута.
Нервы + адреналин хорошо ускоряют работу и создается ощущение непредвзятости у наблюдателя. Но это уже не про бизнес...это подгонка под нужный результат.
А как делают хорошие компании, кстати? Все верно — аудитор ведет тайный замер, либо посредством записей с видеокамер (редко), либо посредством наблюдения под видом покупателя (наиболее часто). Но там есть свои подводные камни.
Итак,
Есть кейс, в котором Тайного аудитора нужно заменить на что-то новое, технологичное и уникальное, сформировав при этом коммерческую ценность для Клиента. Технологию перед пилотом у Клиента надо проверить, убедиться, что все работает так, как положено. Мы же не турецкий рынок, продавать барахло под видом Скифского Золота.
Погуглил, у всех под копирку «человек с часами — ваш лучший друг». Часы...человек...часы...человек ...человек между часами...бинго!
«Бегающая точка между брелоками»!
Звоню Алексею, прошу привести пробную партию маячков на тест. Естественно бесплатно, мы же не уверены в результатах. Маячки приехали через 2 дня. Начался тест.
Тест, день 1:
В каждый угол офиса поставлен черный жучок-паучок. Служба безопасности офиса косится, но ничего пока не говорит.
Коллеги потихоньку ищут номер психиатрической лечебницы. Вечером производим демонтаж устройств к радости СБ и коллег.
Тест, день 2:
Прошусь на аудит к полевому сотруднику.
Пока он выставляет товар — раскладываю на полке магазина 3 маяка.
Прошу установить приложение.
Провожу тест, забираю маяки, ухожу.
Что же мы натестировали за 2 полных дня?
Bluetooth-маяки оказались интересными устройствами, которые позволяют определить местоположение человека в закрытой комнате. Для работы системы нужно минимум 3 маяка.
Именно так определяется зона (треугольник) в которой находится смартфон. Зовется это умным словом Триангуляция (сразу забудьте, оно вам не нужно )
И так же, кстати, работают вышки сотовой связи при
определении вашей геолокации.
Для работы маяков требуется специальная программа и специальные датчики.
Так же требуется установить на телефон приложение и включить Bluetooth (через него же работают AirPods и прочие схожие устройства).
Помимо этого требуется калибровка устройств, то есть прежде, чем поставить приложение на телефон сотрудника, к вам в гости приедет специалист и будет блуждать по объекту и записывать данные. Об этом часто умалчивают при продаже технологии, но мы рассказываем как есть.
Хорошо, с тем как работает технология — разобрались, давайте поговорим про точность определения местоположения.
Интересный факт, военная ракета попадает в цель с расстояния в 180 км с
точностью чуть более 10 см.
А вот Bluetooth-маяки на расстоянии менее 50 метров
обеспечивает точность определения координат с разбросом в 50 см, забавно.
Еще один интересный нюанс, Bluetooth сигнал — это волна.
Звук и свет — тоже волна.
И как все волны, Bluetooth сигнал может отражаться от поверхностей и создавать эхо.
Это эхо может приходить с разных сторон и в разное время. Представьте, что вам завязали глаза и попросили определить местоположение человека по звуку. Человек кричит «Ау!» и почти одновременно еще с трех сторон приходит эхом «Ау!»-«Ау!»-"Ау!"...в общем не все так просто как хотелось бы.
Подготовили мы список вопросов по итогу теста, обратились к разработчику. Он нас внимательно выслушал, кивнул и подтвердил, что все так и есть. Ну что же, готовим коммерческое предложение. И готовимся закупать оборудования и лицензии.
Выгоды Клиента:
Любой минус — это плюс, вопрос лишь в правильном использовании минуса.
Подготовка тендерного предложения потребовала серьезной проработки механики использования технологии, описания элементов и деталей, просчета бюджетов и т.п.
Упрощенно вышло так:
1) Система регистрирует передвижение сотрудника с точностью до 50 см (1 полка).
2) Система позволяет оценить, сколько времени продавец провел у определенной категории товаров.
3) Система аналитики позволяет выявить персонал, который работает менее эффективно.
Плюсы Клиента ясны и прекрасны:
1) Определение самых затратных по времени обработки категорий и привлечение к этим полкам мерчендайзеров поставщика товаров.
2) Выявление лентяев среди своих сотрудников и их замена.
3) Выявление зон простоя и их устранение.
4) Ведение учета работы сотрудников в «фоновом» режиме.
Короче все самое сладкое, что напрямую влияет на фонд оплаты труда и экономию средств на нем.
Как бонус — снижение OOS и радость поставщика, что его пустили к полке выставлять товар.
Естественно, что такого никто кроме нас не смог предложить, и мы прошли в Пилот.
Пилот:
Мы убедили Клиента не жадничать и предоставить для пилота 3 магазина, вместо 1. Дело же даже не в нашей прибыли. Совесть не позволяет продавать Клиенту услугу по итогу которой он явно получит нулевой выхлоп. Это не Win-Win даже близко.
Ну вот что даст информация с 1 магазина? А вдруг в этом магазине работают черепашки-ниндзя? Или наоборот все на Red Bull летают?
Клиент адекватный — аргументы услышал, принял. В итоге решили пилотировать 2 магазина с их сотрудниками и 1 фокусный магазин с нашими сотрудниками.
Фокус-группу из своих сотрудников мы предоставили, естественно. Маячки везде расставили, настроили. И мы, и Клиент в предвкушении результатов укрылись в теплых офисах.
Провели сразу два теста:
Проверка времени работников магазина
Сравнение со временем сторонних работников
Итоги Пилота:
Естественно, что все результаты под страшным словом NDA, как и сроки/даты проведения Пилота. Заказчик, все-таки, деньги за это заплатил.
Но кое-что мы имеем право рассказать в рамках условий проведенного Пилота (естественно без цифр).
1) Сотрудники много курят.
2) Сторонние сотрудники работают чуточку эффективнее, но не сразу.
3) Некоторые категории товаров неприятно удивили временными затратами и нас, и Клиента.
4) Иногда проблема кроется в логистике на складе.
Эффективен ли оказался инструмент? Безусловно!
Особенно при грамотном использовании и визуализации информации.
Возможно ли изготовить такие устройства самостоятельно? Скорее нет, чем да.
Ведь основная фишка не в маячках, а в программе, которая обрабатывает данные с них.
Оказался ли эффективен Пилот в целом?
Да, но детали сокрыты грифом NDA