Команда пополам дана для всех
Минюст предлагает ввести для бизнеса «половинчатые» штрафы за административные правонарушения, выявленные прокурорскими проверками. Это решение направлено на устранение конституционных противоречий и унификацию подхода к наказанию юридических лиц. В настоящее время размеры штрафов зависят от того, кто проводил проверку — прокуратура или контролирующие органы, и разница может достигать сотен тысяч рублей. При этом точных данных о размере штрафов по результатам прокурорских проверок нет, несмотря на цифровизацию контрольно-надзорной деятельности.
Минюст опубликовал на regulation.gov.ru законопроект, который вносит изменения в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) и уравнивает подход к наказанию юридических лиц за нарушения, выявленные различными способами. В частности, штрафы, назначенные прокуратурой, часто выше, и бизнес не имеет возможности воспользоваться «льготным» штрафом, который составляет половину суммы при уплате в течение 20 дней с момента вынесения постановления. Такой льготный режим доступен только при нарушениях, выявленных в ходе «государственного контроля». Авторы законопроекта отмечают, что существующий подход к санкциям за несоблюдение обязательных требований признан неконституционным, и Конституционный суд поручил Минюсту устранить эти несоответствия.
Проект закона предполагает применение льготного порядка оплаты штрафа в случае административных правонарушений, совершенных юридическими лицами, их должностными лицами или индивидуальными предпринимателями. Заместитель исполнительного директора «Опоры России» Иван Ефременков считает, что законопроект исправляет несправедливость, когда одни и те же правонарушения наказываются штрафами в два раза большими в зависимости от того, кто проводил проверку. По его мнению, для массовых правонарушений, таких как нарушения в потребительском рынке, пожарной и санитарной безопасности, разница в штрафах может составлять десятки и даже сотни тысяч рублей. Законопроект решает проблему уплаты половинного штрафа не только для прокурорских проверок, но и для других проверок, на которые не распространяется закон «О государственном контроле (надзоре)» (248-ФЗ). Из текста исключается указание на то, в рамках какой проверки должно быть выявлено нарушение, чтобы предприниматель мог воспользоваться скидкой. Это важно, поскольку многие виды надзора исключены из действия 248-ФЗ, такие как таможенные проверки и надзор в сфере миграции.
Точные масштабы переплат бизнеса по штрафам неизвестны. Несмотря на цифровизацию контрольно-надзорной деятельности, включая удаленное сопровождение проверок, у правительства нет данных о количестве и суммах штрафов за нарушения вне рамок закона «О государственном контроле», как сообщают источники в аппарате Белого дома. Бизнес и юристы считают сумму таких штрафов весьма значительной. Адвокат АБ «Соколов, Трусов и партнеры» Анна Миненкова отмечает, что согласно части 2 статьи 13.2.1 КоАП РФ штрафы могут варьироваться от 50 тысяч до 1 миллиона рублей в зависимости от типа правонарушителя. Эта статья послужила поводом для законодательных изменений после рассмотрения Конституционным судом РФ. Партнер Criminal Defense Firm Анна Голуб добавляет, что по статье 3.5 КоАП РФ размеры штрафов для юридических лиц могут достигать 60 миллионов рублей, и возможность уплаты со скидкой станет значительным послаблением для бизнеса, снижая финансовую нагрузку на компании и индивидуальных предпринимателей.