Пирамида обучения Эдгара Дейла: Как запомнить на 90%
Что такое Пирамида обучения?
Американский педагог Эдгар Дейл в 1946 году представил модель обучения — Конус опыта, также известную как Пирамида обучения. В своей книге «Audiovisual Methods in Teaching» он показал, что запоминание информации напрямую зависит от формы ее подачи: чем активнее мы вовлечены в процесс, тем глубже усваивается материал.
Структура пирамиды Дейла: уровни запоминания
Каждый уровень пирамиды обозначает способы восприятия информации и их эффективность. Чем выше вовлеченность, тем больше запоминается. Уровни условные, и процент усвоения может варьироваться, но, согласно Дейлу, они примерно выглядят так:
1. Чтение и прослушивание лекций — 5-10%. Это самые низкие уровни запоминания, так как человек здесь выступает в пассивной роли.
2. Аудио и видео — 20%. Слуховое и визуальное восприятие улучшают запоминание, но всё ещё остаются более абстрактными способами.
3. Демонстрация (наглядные примеры) — 30%. Когда нам показывают материал с объяснением и примером, запоминание увеличивается.
4. Групповая работа и обсуждение — 50%. Когда человек начинает обсуждать и анализировать материал, его понимание значительно углубляется.
5. Практическое применение — 75%. Выполнение заданий и применение знаний на практике помогает запомнить до 75%.
6. Обучение других — 90%. Самый высокий уровень запоминания достигается, когда человек может объяснить, научить других и внедрить знание на собственном опыте.
Основные принципы эффективного обучения по модели Дейла
▶ Человек учится лишь на собственном опыте — опыт лучший учитель. Только когда обучаемый активно вовлечён в процесс, он по-настоящему усваивает материал.
▶ Практика «через тело». Знания без практического применения остаются на уровне теории.
▶ Учить можно, научить нельзя. Взрослый человек может научиться только сам, даже если его ведёт опытный наставник.
▶ Каждый сам отвечает за свое обучение. Ответственность за обучение лежит на самом обучаемом. Важно, чтобы человек был мотивирован и видел смысл в обучении.
▶ Дети учатся легко, а взрослым важен смысл. Взрослые критически воспринимают новые знания, им нужен смысл «зачем мне это»?
▶ Повторение — мать учения. Как показывает практика, привычка закрепляется при постоянном повторении в течение 21 дня.
▶ Плавное внедрение. Важно избегать излишней регламентации и перегрузки обучаемых.
На мой взгляд знание этих уровней и принципов полезно для преподавателей или предпринимателей, которые обучают людей. Например, я в своих обучениях всегда делаю упор на практическое применение, а видео, текстовые файлы — это больше как подкрепляющая база.
_________________________________
Если вам понравилась статья — подписывайтесь на мой канал про Системный бизнес, там еще больше инсайтов, полезных наблюдений и бесплатных материалов для бизнеса.