редакции Выбор
Соловьи и железо: как Лира показала многогранность Курской области через контраст на выставке Россия
Клиент
Правительство Курской области.
Задача
Клиент пришел в агентство Лира с задачей показать разносторонность и богатство Курской области в интересной и познавательной форме. А также замотивировать гостей посетить регион с самыми разными целями: туристической, образовательной, профессиональной. Команде агентства предстояло проработать с нуля всю концепцию и наполнение стенда. Особый акцент нужно было сделать на интерактивность для всех аудиторий — от маленьких детей до возрастных гостей.
Концепция: соловьи и железо
Курская область ― непростой регион для того, чтобы вычленить супер яркие образы. Получилась смешная ситуация, потому что на начальном этапе мы с заказчиком обменивались образами и подходами, и в нашей подборке — Курская дуга, Курская магнитная аномалия, атомная станция, брутальный регион, железо. Они открывают свою презентацию, а у них курские соловьи, курский чернозем, лирика, Фет. Насколько разные оказались восприятия... И мы поняли, что вот оно! Это уникальный регион, который органично сочетает в себе все эти образы и создали концепцию «Соловьи и железо». Наша концепция для Курска легла в основу туристического маршрута, которому недавно присвоили национальный статус.
Смысловое наполнение стенда
Специалисты показали разнообразие региона через контраст, разделив стенд на две части:
- Брутально-технологичную с достижениями промышленности, энергетики и агрокомплекса.
- Лиричную, полную растений и светлых поэтичных образов, рассказывающих о природе, сельском хозяйстве, культуре и туризме в Курской области.
Соловьи
Фитодизайн стенда был выполнен с помощью сухоцветов и растений, которые можно найти на лугах и в заповедниках Курской области. А также по всему стенду распылялся аромат разнотравий Курской области, раздавались трели соловьев, погружая зрителя в атмосферу умиротворения и спокойствия.
Информацию об образах Курской области подавали в игровой форме, вовлекающей гостей.
1. Экспозиция «Симфония Курского края» — предложили гостям послушать ароматы Курского края, закупоренные в специальные колбы. Гости могли вдохнуть запах луговых трав, свежего хлеба, железа и даже молнии.
Стенд Курской области был трендсеттером на выставке. Например, идею с ароматами, одну из самых популярных активностей стенда, постепенно интегрировали и другие регионы. Отличительной фишкой стенда было внимание к деталям. Ненавязчивые ароматы разнотравья, трели соловьев, сухоцветы и искусственные, ботанически достоверно исполненные цветы и травы, — все это создавало яркий сенсорный опыт для посетителей стенда, который погружал их всецело в атмосферу региона.
2. Touch-панель «Соловьиный край». Предложили гостям сыграть в аудиоигру и создать собственный трек из соловьиных трелей. Получившуюся музыкальную дорожку можно можно было отправить себе на почту.
3. Карта популярных туристических маршрутов, в том числе нового маршрута «Соловьи и железо». Рядом с описанием расположили QR-код, ведущий на подробную информацию.
4. «Чернозем» — экспонат, символизирующий плодородие Курской земли и одно из ее главных богатств — «чёрное золото» региона. Внутри посадили папоротник, за которым ухаживали целый год: поливали и поддерживали нужный микроклимат. А после выставки папоротник вернули на Курскую землю.
Железо
В оформлении этой части использовали металл, бетон, пластик, светодиодные экраны и множество цифровых конструкций.
1. Историческая экспозиция, рассказывающая о Курской дуге. Гости могли узнать больше о событиях Курской битвы, которая длилась 50 дней и повернула ход Великой Отечественной войны. Последняя точка на таймлайне (23 августа 2023 года) повествовала о торжественном открытии мемориала «Курская битва» в Понырях, где 80 лет назад находился северный фас Курской дуги. Для разработки этого макета команда проекта привлекала специалистов исторического сообщества и Курского военно-исторического музея.
2. Интерактив «Магнитная аномалия». Он представлял из себя большую колбу, внутри которой была расположена прозрачная труба с двумя подвижными электромагнитами и железной стружкой. Когда посетитель подавал питание на электромагниты, они начинали двигаться по вертикали, притягивая к себе стружку. А внутри колонны появлялись красивые «ежики» вокруг магнитов.
Надев специальные VR-очки, зритель мог отправиться на виртуальную прогулку по Михайловскому горно-обогатительному комбинату им. А.В. Варичева — крупнейшему в России предприятию по добыче и обогащению железной руды.
3. Зона энергетики «Мирный атом». Она была выполнена в формате прозрачной колбы, внутри которой располагались два электрода, по форме напоминающие «галочку». Экспонат отсылал к Курской АЭС, одной из мощнейших атомных электростанций России. Когда зритель прикасался к столешнице, от тепла его рук зажигалась слаботочная высоковольтная дуга, которая поднималась снизу электродов до их верха. В этой зоне гость мог отправиться на AR-экскурсию по Курской атомной электростанции.
Для самых маленьких
Для детей предусмотрели отдельную зону с активностями:
- Создание металлических скульптур из предметов, которые магнитятся к столешнице.
- Магнитный лабиринт.
- Интерактив «Передай энергию».
- Показ мультфильма «Что может атом?»
Как проходила выставка
Никто не мог предположить, какой интерес вызовет выставка. Только в первый месяц стенд Курской области посетили два миллиона человек.
Не существовало материалов, которые бы выдержали такую высокую проходимость. Команда Лиры регулярно находилась на площадке: обновляла, перекрашивала и чинила элементы экспозиции.
На стенде также находилось два экспериментальных объекта — интерактивные колбы «Магнитная аномалия» и «Мирный атом». Это были сложные конструкции как в реализации, поскольку их придумывали и собирали с нуля, так и в обслуживании. Чтобы экспонаты могли работать бесперебойно при большой нагрузке, специалисты ставили дополнительные системы охлаждения. Это было особенно важно в первые недели работы стенда, когда проходимость достигала пика.
Весеннее обновление — про людей
Через пять месяцев после открытия организаторы форума «Россия» временно закрыли выставку регионов. У экспонентов было две недели, чтобы обновить экспозицию и починить уже подуставшие к тому времени стенды.
Проектная команда предложила в обновленной концепции вывести на первое место главное достояние региона — людей: почетных граждан, авторов значимых произведений, творцов, героев боевых действий, героев труда, промышленников и военных.
Хотелось также освежить стенд Курской области после затяжной зимы. Команда проекта поменяла озеленение и разместила не сухоцветы, а яркие цветы и растения региона. И хотя 80% растений были искусственными, гости выставки неоднократно подмечали, что они выглядели как живые.
Главная фишка обновления — музыкальная фотозона. Вместо фигуры соловья поставили музыкальный инструмент «Соловьиная трель». Идею предложил дизайнер проекта, команда влюбилась в нее и специально для выставки разработали фотозону в единственном экземпляре. На ней можно было создавать музыку, ударяя по клавишам в виде железных труб, каждая из которых воспроизводила свою трель. Так команда хотела показать утонченность местной природы и «стальной» характер суровой реальности.
С обратной стороны музыкальной фотозоны расположили уже знакомую гостям активность с ароматами региона.
Результаты
Стенд Курской области был одних из самых популярных на выставке. Ежедневно его посещали 1000-1500 человек. А всего с ноября 2023 года по июль 2024 года выставку регионов успели посетить 18,5 миллионов человек, в том числе делегации из 120 стран.
Стенд неоднократно получал высокие оценки, одна из которых — награда за лучшее обновление экспозиции. Ее вручил первый заместитель руководителя Администрации Президента РФ Сергей Кириенко, который лично посетил стенд.
Выставка «Россия» стала для нас любимым и родным проектом. Это был бесценный опыт. Курская команда проделала огромную работу, которая началась задолго до открытия экспозиции. С весны 2023 года мы занимались разработкой концепции, в июне состоялась первая презентация концепции стенда, а грандиозное открытие выставки состоялось 4 ноября. Мы познакомили огромное количество гостей с талантливыми людьми и достопримечательностями Курской области. Регион «зазвучал».
Форум «Россия» настолько полюбился москвичам и гостям столицы, что в правительстве решили создать Национальный центр «Россия» для сохранения наследия выставки.
Получайте первыми новости о самых ярких проектах. Подписывайтесь на наш telegram-канал