Главное Авторские колонки Вакансии Вопросы
71 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Выгорают не ученики, а вы: как не сломаться на старте экспертного пути

Вы много учились тому, как начать свой экспертный путь в онлайн-бизнесе. Вы понимаете, в чём сила вашего опыта, знаете, что можете помочь другим. Но каждый раз, когда дело доходит до запуска, вас будто что-то тормозит. То вдруг кажется, что никто не купит. То сил нет. То накрывает ощущением: «Да кому это надо вообще?»
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

С вами команда платформы для онлайн-школ Антитренинги.

Если вы когда-либо пытались запустить свой курс, консультации или продукт, то, скорее всего, сталкивались с этим ощущением много раз. И это ощущение — выгорание. Причём выгорание не от работы самой по себе, а от собственных мыслей и страхов, от перегруза ожиданиями, давления собственного «я должен/должна сделать всё идеально, это мой последний шанс».

Успешный запуск возможен не только за счёт успешной маркетинговой кампании и классной стратегии, но и за счёт психологической готовности, внутренней устойчивости. Это про то, как не перегореть на старте и не разбиться о собственные иллюзии.

В этой статье мы разберём, почему выгорают эксперты, откуда берётся страх запуска, и как пройти этот путь безопасно и успешно.

«Я обязан(а) делать всё идеально, ведь я же эксперт»

Вам кажется, что раз уж вы решились делиться знаниями, значит, всё должно быть на высшем уровне, без ошибок, с идеальным (и желательно мгновенным) результатом у учеников, да ещё и сразу приносить доход. И результат должен быть таким, чтобы люди зарабатывали сразу же, а потом советовали вас друзьям.

Под этим желанием прячется страх ошибиться. Вы — эксперт, а значит у вас не должно быть слабостей, вы должны быть примером, идеалом во всём, вы должны уметь абсолютно всё. Уметь продвигать свой продукт, уметь объяснять даже тем слушателям, кто вообще далёк от вашей темы и пришёл просто послушать; вы должны знать рынок; должны быть дизайнером, маркетологом, управленцем и психологом. Не дай бог ошибиться — это ведь по репутации ударит!

Так и появляются месяцы подготовки без действия. Или действия через силу. Или запуск на фоне тревоги и сомнений, где всё делается на износ. Этот перфекционизм может быть замаскирован под «Я просто хочу сделать хорошо».

Что с этим делать?

Во-первых, признать: запуск — это всего лишь тест гипотезы. Нужно помнить, что в тесте гипотезы не столько важен результат, сколько важен проделанный путь, выполненные действия, анализ ситуаций. Во-вторых, важно не только правильно организовать работу, но и работать с собственным психологическим состоянием, чтобы не сломаться до старта. В-третьих, сила эксперта уж точно не в идеальности и образцовости. Его сила в честности, в способности быть в контакте с собой и с учениками, в способности искренне делиться и уметь передавать знания. Налаженная коммуникация и искренность важнее идеальной картинки и идеальных знаний.

«У меня никто ничего не купит, я делаю всё зря»

Вы всё-таки решились и начали собирать курс, разрабатывать методологию, возможно даже наняли первых сотрудников. И тут вас накрывает тревога: «А что, если это никому не нужно?», «А вдруг я потрачу кучу сил, а продаж не будет?», «А если я не понравлюсь? А если вообще всё, меня ждёт полный провал?»

Важно: этот страх почти неизбежен. Потому что запуск продукта (особенно самого первого) — это настоящий риск: вы демонстрируете миру свою идею. И это всегда будет как минимум неприятно, потому что вы не будете чувствовать себя защищённым от критики и молчания на 100%.

Именно поэтому многие так и не доходят до запуска. Вместо него идёт бесконечная подготовка: современный лендинг, красивые фото, сильная структура курса, найм команды. По сути это саботаж. Ведь если вы не запустились — значит, вы и не разочаруетесь и не «прогорите». А значит, можно продолжать готовиться и откладывать запуск снова и снова.

Что с этим делать?

Перестать делать ставку на моментально громкий и успешный запуск. Перестать играть в «всё или ничего». Вместо этого нужно двигаться шаг за шагом по структуре запуска:

  • Сначала прогрев — просто начните по-своему рассказывать о теме вашего продукта, обратитесь к вашему опыту, личным историям, разберите популярные кейсы, обратитесь к вашей экспертности;
  • «Прощупайте» интерес аудитории через мини-опросы, интерактив;
  • Проведите тестовый запуск мини-продукта — например, вебинара или бесплатного пробного модуля.

Запуски по принципу MVP (минимально жизнеспособный продукт) давно доказали свою эффективность. Так можно проверить идею с минимальными затратами ресурсов и нервов. А главное — снять напряжение и перестать себя саботировать.

«Я не тот человек, я не выдержу, я не справлюсь»

Иногда вы «тормозите» не из‑за страха провала и не из‑за перфекционизма, а из-за собственной неуверенности: неуверенности в вашей экспертности, в ваших компетенциях, личных качествах. Потому что в прошлом уже были ситуации, когда вы перегорели, когда тянули всё на себе, а в итоге страшно выгорали и страдали.

Запуск всегда будет штукой крайне энергозатратной. И это абсолютно нормально, это нужно принять. Особенно если вы делаете всё сами: и контент, и оформление, и продажи, и поддержку, и прогрев. Буквально «я против всего мира».

Но важно помнить, что вас истощает не количество рабочих задач, а ощущение, что всё должно быть одновременно: «Пока не настрою вебинар — не могу говорить о запуске», «Сначала нужен экран с рассказом обо мне, цену указывать в конце», «Мне нужно перепроверить платформу в 10 раз, чтобы убедиться, что всё пойдёт по плану».

Так вы перегреваетесь ещё до старта. За бесконечными попытками успевать всё одновременно и бесконечными перепроверками кроется неуверенность в себе.

Что с этим делать?

Во-первых, осознать: в вашей голове уже не первый месяц (а возможно и не первый год) живёт мысль о запуске собственного инфопродукта, а значит, вы подсознательно всё-таки признаёте себя экспертом. Иначе вы бы не хотели монетизировать свои знания и навыки, если бы вы сами не ценили их высоко. Во-вторых, делегировать задачи. Всё, что не нравится, всё, что занимает много времени, — делегировать.

А самое главное — понять, что период запуска всегда будет непростым временем просто потому, что это момент, когда много задач нужно держать под контролем, чтобы не упустить продажи. Нужно просто принять этот факт, нужно относиться к запуску как к сложному периоду, который закончится, а на смену ему придёт период продаж.

Откуда берётся выгорание?

Выгорание почти всегда — это внутренний конфликт, который вы долго в себе «носите», замалчиваете и игнорируете. Снаружи стараетесь держать лицо, стараетесь держать всё под контролем, пока внутри одно сплошное напряжение. Выгорание появляется именно от напряжения, а напряжение — из конфликта.

Конфликт контроля — «Мне нужно держать всё в руках, иначе всё развалится»

Вы не делегируете, потому что боитесь, что никто не сделает так, как нужно, а потому важно, чтобы абсолютно всё делали вы. Вы не отпускаете себя, пока не доведёте результат до идеала, вы не можете позволить себе оставить задачу на потом, ведь это прямой удар по вашей репутации. И вообще — что подумают люди?

Вы хотите уверенности, но вместо неё хватаетесь за контроль. Запуск превращается в борьбу за «правильные» решения и поедает ваш ресурс ещё до старта.

Что делать: пересмотреть принцип «Я — центр всей системы». Строить запуск как экосистему, где будут ответственные сотрудники, которые возьмут на себя те пулы задач, которые вы хотите им делегировать. Где будет гибкая и понятная система работы.

Конфликт голоса — «Я хочу, чтобы меня услышали, но не хочу проявляться»

Вы хотите делиться вашими знаниями и навыками. Но как только доходит до записи видео или сторис, всё внутри сжимается. Вам кажется, что на вас будут смотреть как на очередного недоблогера, который говорит сплошные банальности. А пока вы не научитесь говорить «правильно», вы вовсе заявлять о себе не планируете.

Поэтому ваш голос застревает между «хочу» и «боюсь». И чем больше вы молчите, тем больше напряжения.

Что делать: сформировать небольшую фокус-группу из людей, которым вы доверяете и которые смогут оценить то, что вы говорите, рационально и объективно. Запустить мини-продукт по специальной цене и сразу чётко обозначить, что это тестовый запуск, в ходе которого вам важно получать обратную связь.

Конфликт ценности — «Я не верю, что мне могут платить «просто так»

Ваша идея, ваш опыт, ваши знания — всё это стоит денег, и вы это знаете. Вы очень хотите признания, вы хотите зарабатывать деньги на том, в чём вы прекрасно разбираетесь, но внутри только нарастает чувство стыда: «Да разве можно за это такие деньги брать? Ведь другие люди знают больше меня».

Здесь включается схема «первые заявки → стыдно называть цену → торможение → чувство вины и упущенного времени → новая попытка». И это замкнутый круг.

Что делать: понять в первую очередь, что деньги — это мера благодарности. Но это не значит, что, если один человек отдаёт 10 тысяч рублей, то он точно неблагодарный в сравнении с тем, который готов отдать 100 тысяч рублей за ваши знания. Важно сформировать такую систему вознаграждения, которую сможет позволить себе и человек со средним уровнем заработка, и с высоким. Решение — гибкая система цен в зависимости от наполнения продукта.

Что действительно помогает не выгореть?

Советы в духе «отдыхай», «разгружай календарь», «делегируй» действительно правильные, но мало помогают, когда внутри всё горит от напряжения не из‑за количества задач, а из‑за состояния. Но есть 5 главных рекомендаций.

Смена фокуса: не «запуск», а «путь». В самом слове «запуск» уже заложена идея, что вам нужно «выстрелить». Но вы всё-таки человек, а не ракета. Представьте свой путь как путешествие, где у вас есть цель, и вы планомерно к ней идёте. Вы не обязаны оказаться у финиша через 3 недели, просто потому, что ваша цель — исследовать путь, найти свои решения. Так вы перестанете чувствовать себя виноватым в том, что не достигаете результатов мгновенно.

Обратитесь к людям, которым доверяете. И делитесь с ними тем, как проходит этап запуска вашего продукта — искренне, честно, мягко. Интересуйтесь мнением, спрашивайте, как другой человек поступил бы в вашей ситуации, прислушивайтесь к советам людей, которые действительно дорожат вами. Это поможет вам пройти этот путь легче. Главное не сводите вашу жизнь к одному-единственному запуску продукта, иначе общение может сильно «просесть».

Создайте плейлист для работы. И слушайте его абсолютно каждый день, когда работаете над запуском. Это сформирует привычку продуктивности: слушаете этот плейлист — значит, вы сейчас сфокусированы только на запуске и больше ни на чём другом. Со временем это действительно поможет вам удерживать фокус внимания дольше.

Не нужно вести многочасовые дискуссии. Короткие «заметки на полях», искренние, живые и честные, лучше многочасовых лекцией о том, почему нужно идти именно к вам. Обращайтесь с аудиторией как с друзьями, которых вы хорошо знаете, с которыми вам комфортно. Просто будьте собой — живым человеком со своим багажом знаний, которым вы готовы поделиться.

Включайте режим «не беспокоить». Буквально — не только на телефоне, но и в жизни. Устраивайте себе полноценные часы или дни без работы, без гаджетов. Только вы, близкие люди и любимые занятия. Это самая лучшая профилактика от выгорания.

Материал подготовлен командой платформы для онлайн-курсов Антитренинги.

Наш сайт: https://antitreningi.ru

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем