редакции Выбор
Часть 1. Business Model Canvas – инструмент, без которого нельзя построить успешный бизнес
Сегодня разберём, из чего состоит хорошая бизнес-модель и почему без нее сложно эффективно развивать проект.
Статья подготовлена для Окейси — закрытого кейс-клуба, в котором продакты качают скиллы и учатся продуктовому мышлению на практике. В клубе проходят разборы кейсов, мастермайнды и бизнес-игры, которые проводят нанимающие менеджеры, фасилитаторы и менторы из Авито, Т-банка, Яндекс и т.д. Больше об ОКейси ищите в телеграм-канале. А теперь — к нашим бизнес-моделям.
Что такое Business Model Canvas
Business Model Canvas — это своего рода карта, которая систематизирует все аспекты бизнеса и отражает, как компания создает ценность продукта для своих клиентов и зарабатывает деньги.
Эффективная бизнес-модель включает в себя не только способы получения дохода, но и другие важные аспекты, например, источники целевых сегментов клиентов, каналы доставки, ключевые партнерства и многое другое. Она объясняет, как компания может создать и доставить ценность своим потребителям.
Зачем нужна бизнес-модель и из чего она состоит?
В бизнесе как на стройке — можно попробовать возвести дом без чёткого плана, но бонусом вы получите сердечный приступ, минус на счете и кучу потраченного времени. Развитие компании в духе «импровизация — наше всё» принесёт примерно такие же результаты, поэтому без Business Model Canvas не обойтись, она поможет:
- Увидеть всю картину: оптимизировать существующие процессы и понять, как все части вашего бизнеса связаны между собой и влияют друг на друга;
- Привлечь инвестиции: инвесторы с бОльшей охотой вложатся в проект, если будут знать, что у компании есть стратегия и продуманный план по заработку денег, а не «честное слово, все будет ок»;
- Выйти на новый уровень: бизнес-модель поможет найти новые источники дохода и идеи для продуктов и услуг, а также адаптироваться к изменениям рынка.
Обычно бизнес-модель состоит из девяти частей, где каждая отвечает на один из ключевых вопросов о компании:
- Кто ваши клиенты? Кто целевая аудитория проекта?
- Что вы им предлагаете? Какую ценность создаёте для своих клиентов?
- Как они узнают о вас? Какие каналы вы используете для продвижения?
- Как вы строите отношения с клиентами? Какое обслуживание вы предоставляете?
- Как вы зарабатываете деньги? Какие источники дохода у вас есть?
- Что вам для этого нужно? Какие ресурсы (финансовые, человеческие, технологические) необходимы?
- Что вы делаете лучше всего? Какие ключевые действия выполняет ваша компания?
- С кем вы сотрудничаете? Какие партнеры помогают вам в бизнесе?
- Какие у вас расходы? Какие у вашего бизнеса есть затраты?
Что в итоге?
Бизнес-модель помогает структурировать идеи, создать пошаговый «маршрут» к достижению поставленных целей и увеличению дохода. Главное — не забудьте устроить её «тест-драйв», чтобы проверить эффективность модели и проработать слабые места. Так вы точно сможете вывести компанию на новый уровень.
Не забудьте подписаться, чтобы не пропустить вторую часть статьи: в ней расскажу, как разработать Business Model Canvas и какие данные и инструменты могут в этом помочь. Ну и буду рада вашим пальцам вверх, куда без них :)