Испытание высотой: директор ЧЗЭО Алексей Камынин о путешествии к базовому лагерю Эвереста
Эверест, или Джомолунгма — высочайшая вершина мира (8 848,86 м). Она сформировалась 50 млн лет назад в результате столкновения Индийского субконтинента с Евразией и до сих пор продолжает расти. По данным исследователей, Эверест становится выше на 2 мм в год. А за последние 89 тысяч лет он «вытянулся» на 15 —50 метров.
Покорить «обитель снегов» ежегодно пытаются около 500-800 человек. Точные цифры зависят от сезона, а также политики властей Непала и Китая, выдающих квоты. Стоимость подъёма вместе с перелётом из России и проживанием может варьироваться от 10 до 14 миллионов рублей. При этом каждый год при восхождении погибает от 5 до 20 человек. Одних подводит здоровье и отсутствие должной подготовки, другие попадают в штормы и лавины. Однако статистика отпугивает далеко не всех — количество желающих дотянуться до облаков не уменьшается, а только растёт.
В апреле 2025 года восхождение к базовому лагерю Everest Base Camp совершил директор Челябинского завода электрооборудования Алексей Камынин. Лагерь располагается на уровне 5 365 км над уровнем моря. Именно отсюда стартуют те, кто решается бросить вызов Джомолунгме.
«Я хотел увидеть самую высокую вершину планеты, но подниматься на неё — слишком большой риск, — признаётся Алексей. — Мне было интересно пообщаться с людьми, которые идут наверх, заглянуть им в глаза».
НАЧАЛО ПУТИ
Маршрут начинался из столицы Непала Катманду. Оттуда на вертолете группа вылетела в Луклу. Название небольшого городка означает «место, где много коз и овец», однако с развитием транспортной доступности Лукла из поселения скотоводов и земледельцев превратилась в ключевую базу для альпинистов с обилием отелей, кафе и офисов туристических компаний.
Из Луклы участники экспедиции выдвинулись пешком в Пакдинг, а далее в Намче Базар (это столица народа шерпов и самое крупное поселение в регионе). Там группа провела день — это обязательная остановка, необходимая для акклиматизации. Здесь путешественников ждал сюрприз — на местной ГЭС произошла авария, из-за чего поселение осталось без электричества. И хотя с мечтами о горячей еде и теплом душе пришлось распрощаться, форс-мажор не омрачил впечатлений от насыщенного национальным колоритом непальского городка. Переночевав в гостинице, альпинисты прогулялись по улочкам Намче Базара, дошли до японского отеля Everest View, который завлекает туристов потрясающим видом на горные пики, и заглянули в буддистские храмы, где монахи мерно и безмятежно начитывали молитвы.
ТАМ, ГДЕ СОЛНЦЕ СОПРИКАСАЕТСЯ С ЗЕМЛЁЙ
Покинув последний уголок цивилизации на пути к Эвересту, группа двинулась дальше до Дингибоче. Путь до него пролегал не только по тропам между горными ущельями, но и навесным мостам. Дальше треккинг выглядел так: Лобуче — Горакшеп — Калапатар — Everest Base Camp. Всего подъём до базового лагеря занял девять дней: от 7 до 10 часов пешего хода ежедневно.
«Вокруг нас были панорамы непередаваемого масштаба. Ощущения, конечно, завораживающие — чувствуешь себя пылинкой в этом мире», — поделился Алексей Камынин.
Но среди этой красоты нельзя было не заметить надгробия, разбросанные вдоль всего пути. Первое восхождение на Эверест было совершено в 1953 году, с тех пор поток бесстрашных не иссякал. Для некоторых из них Эверест становился последним приютом, погребая под своим ледяным покровом самые дерзкие мечты и амбиции.
«Идёшь по тропе и видишь: тут могила, там надгробие. Вот это запомнилось больше всего. Близость красоты и конечности жизни. А ещё большое количество вертолетов — они там как маршрутки летают», — делится наблюдением Алексей.
Самой впечатляющей частью маршрута стал подъём на Калапатар (5645 м) — именно с этой точки, по признанию опытных гидов, открывается лучший вид на Эверест. Группа вышла в полночь, а в 5.35 утра уже была на вершине.
«Поднялся я первый из группы, опередив всех на 43,5 минуты, и сделал это умышленно — хотел проверить своё здоровье: в 40 лет я ещё „ого-го“ или надо активнее заниматься спортом и здоровьем. За это получил разгоняй от гида. Шерпа [местный житель, горный проводник — прим.ред.] за мной не успел. Он ускорился и поймал „горняшку“ [горная болезнь]. К тому же я подверг риску себя. Повторять мой опыт не стоит», — советует Алексей.
В альпинизме существует правило: подниматься можно только по двое либо на дистанции, которая позволяет альпинистам видеть друг друга. Тогда, если одному станет плохо, второй сможет ему помочь. К счастью, в этот раз нарушение альпинистского закона не обернулось печальными последствиями. Вершина встретила гостеприимно, а впереди ждал рассвет.
«Это невероятное зрелище. Я пришёл, когда было ещё темно, а потом между гор стало медленно взбираться солнце и заливать светом самую высокую точку планеты. Сложно описать это ощущение. С тибетского языка „Джомолунгма“ переводится как „божественная мать жизненной энергии“. Думаю, не случайно. Там невероятное количество жизненной энергии, я ей напитался на год вперёд», — признаётся Алексей.
БАЗОВЫЙ ЛАГЕРЬ
Группа остановилась в базовом лагере, который в 2018 году основал российский альпинист Александр Абрамов, двенадцать раз поднимавшийся на Эверест. Наверное, личный опыт и понимание реальных потребностей альпинистов позволили ему создать максимально комфортные условия на уровне 5 300 км над уровнем моря. Everest Base Camp кажется оазисом цивилизации среди лв базовом лагере
Путешественники располагаются в больших, тёплых палатках. Кухню все хвалят. Туалеты находятся в отдельных кабинках. Есть даже душ с тёплой водой. Но принимать его на такой высоте не рекомендуется: опытные путешественники знают, что мыться здесь — это верный способ простудиться. В лагере Алексей Камынин пообщался с теми, кого на сленге называют «восходителями»:
«С каждым пообщался, каждому задал вопрос: „Зачем тебе это надо?“. Кто-то от себя бежит, кто-то себя испытывает, кто-то свою гордыню потешить хочет. И всё-таки каждый из них — герой. Потому что и само восхождение, и подготовка к нему требуют очень мощной дисциплины, выносливости, воли к победе. Это настоящие титаны».
Физическая подготовка к восхождению занимает год, включая акклиматизационный период, когда альпинист 45-60 дней живет в Непале. Уже там организм подвергается сильнейшим нагрузкам из-за нехватки кислорода. Но привыкнув к ним, человек может постепенно подниматься выше. Начиная с 6500 км — с кислородным баллоном. Хотя кому-то кислород требуется уже в базовом лагере.
ВОЗВРАЩЕНИЕ
Обратно с базового лагеря группа возвращалась до Луклы на вертолете. Там выполнили дозаправку и вылетели в Катманду. Благодаря этому удалось сэкономить два пеших дня. Если подниматься в гору нужно пешком — это условие успешной адаптации к разреженной горной атмосфере, то на обратном пути резкое снижение высоты допускается.
Кстати, на обратном пути встретили телеведущую Викторию Боню. Позже узнали, что группа, в которой она шла, успешно поднялась на вершину. Поздравляем!
Эверест люди покидают с разными чувствами и мыслями — обычно, в эйфории, с чувством грандиозной победы над собой, с другим взглядом на себя и жизнь.
«Я улетал с чувством выполненного долга. Цель достигнута, галочка поставлена. Изменился ли я? Постоянно меняешься, переопыляясь с другой культурой, бытом, высотой. „Инсайтов“ много поймал. И самый главный: я счастливый человек. У меня обалденная семья, потрясающие дети, прекрасное предприятие, самый лучший коллектив, и я живу в самой лучшей стране Вселенной», — резюмировал Алексей Камынин.
По словам предпринимателя, несмотря на то, что самая высокая вершина планеты была так близко, желания подняться на «крышу мира» не возникло:
«Дело не в деньгах и не во времени, а в цели. Я её не вижу. У меня трое детей, предприятие, за которое я отвечаю. Когда все остальные „развлечения“ мира — любовь, друзья, положительные впечатления, мотоциклы, квадроциклы, парашюты, сноуборды, хобби — закончатся, тогда может быть. Пока точно нет».