Со сборки – в отдел продаж
На завод студенты высших учебных заведений идут неохотно: тяжёлый труд, некомфортные условия, жёсткий график работы — всё это делает перспективу оказаться «у станка» малопривлекательной. Технический специалист с дипломом вуза, как правило, амбициозен и рассчитывает на быстрый и яркий старт карьеры, без лишней пыли и шума. Тем интереснее случаи, когда студенческая практика, воспринимаемая как неизбежная, но временная повинность, перерастает в длительные и прочные отношения с предприятием. Один из таких случаев — история студентов Южно-Уральского Государственного университета Анатолия Арятикова и Тлегена Тлегенова, учащихся кафедры «Электрические станции, сети и системы электроснабжения». Вот уже второй год подряд ребята приходят на Челябинский завод электрооборудования — учатся, работают, зарабатывают и строят планы на будущее.
А
началось всё со встречи с Руководителем инженерного центра ЧЗЭО Дмитрием Путенихиным. Осенью 2023 года
он пришёл на пары будущих энергетиков и рассказал, что предприятие запускает
образовательный проект: студентов приглашают «с нуля» разработать проект комплектной
трансформаторной подстанции (КТП) по техзаданию реального заказчика — под
чутким руководством специалистов завода и с их всесторонней поддержкой. Тлеген
был одним из тех, кто откликнулся на предложение. Мы поговорили с ним и
Анатолием о том, что их привело на производство и что заставило задержаться.
— Почему вы решили участвовать в проекте — это ведь дополнительная нагрузка была?
Тлеген: Мне было интересно глубже погрузиться в эту сферу, узнать что-то новое. Но, наверное, главная заслуга в том, что я остался на заводе, принадлежит Дмитрию Путенихину. Было видно, что он очень увлечен электроэнергетикой. Это меня «зацепило». Я редко встречал людей, настолько «горящих» своим делом.
— А до этого был опыт выполнения таких проектов?
Тлеген: Маломальский опыт у нас был — мы знали, как проектировать электрические схемы, были знакомы с устройством и принципами работы электроустановок (изучали по каталогам). Но чёткого представления о том, как проектируется подстанция, не было. Оказалось, что мы оформляли документацию иначе, чем это делают на предприятии. Здесь мы старались следовать ГОСТам. Если что-то не получалось в однолинейных схемах, спрашивали у кураторов. Дмитрий Путенихин, кстати, отвечал даже поздно вечером, после работы. Хотя по телефону было слышно, что он устал.
— И после защиты проекта вы остались на практику?
Тлеген: Да, я даже других вариантов не рассматривал: я здесь многих уже знал, представлял, в каких условиях буду работать. Предложил пойти со мной одногруппнику.
Анатолий: Нам сказали, что будут платить (смеётся).
— Заплатили?
Анатолий: Да, мы официально трудоустроились и работали все лето. Впервые увидели полный цикл производства: от резки металла, сборки ячеек до монтажа блочно-модульных зданий. Сами, «руками» прошли почти все этапы, кроме резки и гибки металла. До вторичной коммутации нас не сразу, но допустили. А вообще мы в основном занимались первичными схемами. В среднем за месяц выходило около 50 000 руб.
Тлеген:
Когда
началась учёба, мы остались. Только работали уже не каждый день, а один или
два-три раза в неделю в свободное время.
— Было сложно вникать в рабочий процесс после университетских пар?
Анатолий: Поначалу было непросто — всё-таки мы были новенькими на сборке, к нам привыкали, мы привыкали. Но если что-то было непонятно, нам подсказывали наставники.
Тлеген: У меня наставником на сборке был Костя Зимин. К нему подойдешь, он сразу же спокойно всё покажет, объяснит, поможет, даже если у него своей работы полно.
— Бывает, что студенты жалуются, что им на практике не дают заданий, связанных с профессией. Они подметают, моют, что-то переносят. Вы с этим сталкивались?
Анатолий: Ну, мне кажется, если ты пришёл на месяц и не имеешь никакого опыта, то тебе и не могут доверить что-то существенное. За месяц можно только научиться выполнять какую-то операцию. Ребята же не могут сразу пойти, например, устанавливать ЗРФы (Заземлитель рубящий фронтальный). Я устанавливал — это тяжело. Мне говорят: «Вот в этот весь ряд ячеек их можно установить за один день». В итоге я в одну ячейку устанавливал день или два, а может, три. Не помню. Помню, что очень долго. Потому что нужно было вникнуть, разобраться, посмотреть видеоинструкцию. Зовешь Ильнура: «Ильнур, помоги!» (Ильнур Исмагилов — это мой наставник). Он приходит, говорит: «Так тут делов-то на две минуты». Но у него опыт есть.
— А каким образом повышался ваш уровень ответственности?
Анатолий: Потихоньку. Приходишь, тебе дают наставника, говорят: «Сегодня ты работаешь с ним. Ставишь, например, изоляторы». Он тебе показывает, как это делается, контролирует. Спустя время — после обеда, допустим, — если справляешься, тебе доверяют ставить изоляторы самостоятельно.
Тлеген: Если что-то не получается, можно обратиться к любому из бригады, не обязательно к наставнику или мастеру. И так шаг за шагом получаешь навыки.
— А что было самым сложным за время практики?
Тлеген:
Две
недели на покраске в жару. Вот это было самое тяжелое. На улице + 30 градусов,
у печки стоишь — там уже + 40.
— Все этапы производства энергооборудования вам теперь знакомы. Где больше понравилось?
Анатолий: Вот здесь (похлопывает по ручкам офисного кресла, смеётся).
— Честный ответ. Тогда расскажите, чем вы сейчас занимаетесь в офисе, а именно в коммерческом отделе?
Анатолий: В этом году преддипломную практику мы проходим в отделе продаж. Ищем клиентов, перспективные проекты, в которые можем войти. Отправляем «холодные» запросы, отслеживаем B2B Global, Инвестиционные проекты и другие площадки с тенедерами.
— И холодные звонки делаете?
Тлеген: Звонки еще не пробовали, это ещё предстоит. Может, после них захочется вернуться на покраску (смеётся).
— Я знаю, что вы не только проходите преддипломную практику, но и пишите ВКР под кураторством инженеров завода. На какие темы пишите?
Тлеген: «Электроснабжение завода по ремонту горного оборудования» и «Электроснабжение группы цехов электролитно-цинкового завода». Нам повезло, что нас курируют специалисты ЧЗЭО. Михаил Недоводин, Дмитрий Путенихин очень круто разбираются во всех областях, связанных с электрооборудованием. Это просто «ходячие энциклопедии». И всегда помогают. Возник, например, вопрос, что взять в спецраздел — Михаил подсказал, посоветовал сравнить трансформаторы типа ТМГ и ТСЛ, проверил, внёс дополнения, замечания.
— Какой совет вы бы дали студентам, которые сомневаются, идти на завод или нет?
Тлеген: Самое главное — не бояться. Многие думают, что если ты работаешь на заводе, значит ты «пашешь» в грязи, в пыли, вдыхаешь какие-то вредные пары. К тому же, считается, что это несолидно как-то...Но может быть и по-другому. Здесь очень чисто, и об этом говорят многие ребята со сборочного участка, которые раньше работали на других производствах. Здесь даже окна чистые. Сами мыли (улыбается).
Анатолий: Во всяком случае намного чище и теплее, чем на заводе, где я проходил практику, когда учился в колледже. Мы там месяц провели за 8 тысяч. А ещё мне выдали чей-то старый, грязный бушлат. И в душ мы не ходили, а только чинили. В общем, все опасения по поводу завода тогда сбылись. На ЧЗЭО оказалось по-другому — новая, чистая форма по размеру, отдельный шкаф для одежды, тренажерный зал. Душ на производстве — это вообще здорово.
Тлеген:
Дело
не только в условиях. Есть стереотип, что завод — это когда стоишь у станка, дальше
тебе наступает 65 лет, потом пенсия и всё... На ЧЗЭО ребята, с которыми мы
познакомились, говорят: «Здесь можно подняться по карьерной лестнице, если ты соображаешь,
что-то из себя представляешь, чего-то хочешь добиться. И не обязательно для
этого быть чьим-то знакомым». Самое главное, чтобы было желание.
— А какие советы давали вам? Например, на производстве?
Анатолий:
Как правильно собрать болтовое соединение: сначала шайба, потом еще одна шайба, потом шайба-гровер и уже закручивается. Или какие контактные ножи надо смазывать, чтобы был лучший контакт проводящих частей, а какие нет.
— Практика на заводе как-то повлияла на вашу учёбу?
Тлеген: Безусловно, мы стали лучше разбираться в том, как производится энергооборудование, как оно устроено. Настоящее понимание приходит, когда ты видишь процесс изнутри, а не со стороны. Нам же в вузе больше теории дают, чем практики. Даже если она есть, её всегда не хватает. Современная ячейка КРУ, например, появилась на кафедре только в этом году. Кстати, производства ЧЗЭО. А до этого была только советская электроустановка, 80-х годов.
Анатолий: Я за время практики получил четвёртый разряд электромонтажника. Более уверенно стал пользоваться электроинструментами. Всё-таки часы на сборке не прошли даром.
Тлеген: А для меня самым ценным стал опыт работы в команде. Построить отношения в большом коллективе, влиться в него, начать работать. Здесь люди, в основном, доброжелательные и открытые, но поначалу всё равно испытываешь дискомфорт.
— Поделитесь своими планами на будущее?
Анатолий: Я могу сказать, чего я точно не хочу. Не хочу монотонности. Мне бы хотелось и руками поработать, и головой.
Тлеген:
Ну,
а я сразу знал, что хочу работать в отделе продаж. Еще до практики думал об
этом. Надеюсь, что получится.