Что такое органическая продукция и как её сертифицировать
Органическая продукция: что к ней относится
Органической признается пищевая продукция, производимая в экологически чистых условиях. Речь идет о продуктах растительного, животного и микробного происхождения, кормах для скота и домашних животных, результатах разведения рыб, пчел, ракообразных и водорослей.
Далее я расскажу о реестре органической продукции: зачем он вам нужен и как включить в него свою продукцию — на основе моего практического опыта.
Чаще всего «зелеными» маркируют следующие товары:
- молоко и молочная продукция;
- мясо и мясные изделия;
- фрукты и овощи;
- крупы, макароны, хлеб и выпечка;
- растительное и сливочное масло;
- сок, чай.
Суть органической сертификации — экологичность на каждом этапе производства. Поэтому она не распространяется на лесное продовольствие (орехи, грибы, ягоды), морских и речных рыб, объекты охотничьего промысла. Иными словами, сертификат выдается только на товары, производство которых может быть проконтролировано от начала и до конца, включая такие тонкие нюансы как микробиологические условия почвы, используемой для выращивания сырья.
Также на сегодняшний день не подлежит органической сертификации косметика и бытовая химия. Однако начиная с 2023 года Минпромторг неоднократно заявлял о планах разработать и ввести единый стандарт сертификации с целью борьбы с «псевдоорганической» косметической продукцией. Поэтому нельзя исключать, что уже в ближайшем будущем «зеленая» маркировка будет встречаться не только на продуктах питания.
Отмечу, что на сегодняшний день закон не обязывает производителей подтверждать натуральность своих товаров, поэтому сертификация — дело сугубо добровольное. В то же время без соответствующего сертификата нельзя заявлять, что продукция является «зеленой» и имеет какое-либо отношение к органике. Зачем это нужно? — читайте далее.
Зачем сертифицировать свою продукцию
Главная цель органической сертификации — получить право на нанесение на упаковку и использование в дизайне и рекламе таких слов как «био», «биологический», «биодинамический», «эко», «зеленый», «органик» и любых их производных. Без сертификата соответствия это разрешено лишь в отношении товаров, у которых:
- слово «зеленый» используется для обозначения цвета или степени созревания (например, зеленая гречка либо сок из зеленых яблок);
- приставка «био» говорит об особой технологии производства (так, биойогурт является таковым по причине его обогащения пробиотиками).
Также законом разрешена маркировка «зеленый эталон» в отношении сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с улучшенными характеристиками.
Однако наличие сертификата — это не только право на эко-маркировку, но и дополнительная государственная поддержка. Так, в некоторых регионах страны (в частности, в Воронежской, Калужской и Белгородской областях) производители органической продукции могут претендовать на специальные субсидии.
Условия для признания продукции органической
До 2020 года единой системы сертификации не существовало — были только отдельные ГОСТы, стандарты и требования. Однако после вступления в силу Федерального закона № 280-ФЗ все условия были объединены в одном нормативном акте. Так, согласно положениям данного закона, для признания продукции органической производитель должен:
- отделить производство, переработку, перевозку и хранение органической продукции от неорганической;
- отказаться от использования «нечистых» способов улучшения продукции: гормонов и стимуляторов роста, пестицидов, агрохимических веществ;
- не использовать генную инженерию, гидропонный метод выращивания и ионизирующее излучение;
- правильно подбирать породы сельскохозяйственных животных и содержать их в хороших условиях;
- не применять упаковку, потребительскую и транспортную тару, которая может привести к загрязнению окружающей среды.
Несоответствие вашей организации одному или нескольким пунктам — не проблема. Моя группа экспертов проведет экспертизу и поможет устранить несоответствия критериям реестра.
Если продукция соответствует всем установленным требованиям, то производитель может попробовать пройти добровольную эко-сертификацию. Если процедура пройдет успешно и товар внесут в соответствующий реестр Министерства сельского хозяйства, то производитель получит право наносить специальный логотип — белый лист на зеленом фоне с надписью «органик» на русском или английском языке, а также использовать любые производные этого слова.
Поскольку условий довольно много и все они специфические, перед подачей заявки не будет лишним проконсультироваться со специалистом — это позволит избежать отказа из-за банального несоблюдения требований и, как следствие, не потратить впустую деньги на экспертизу.
Порядок оформления органического сертификата
Чтобы стать органическим производителем, необходимо пройти процедуру сертификации. В общем виде этот процесс выглядит следующим образом:
- Обращение в аккредитованную лабораторию, согласование всех условий и заключение договора.
- Сбор и подготовка необходимых документов по запросу специалистов лаборатории.
- Проверка хозяйства инспектором лаборатории — специалист проведет осмотр, возьмет образцы почвы, продукции и иные материалы, чтобы понять, не используются ли при производстве недопустимые химические средства.
- Проведение лабораторных испытаний и принятие решения о возможности выдачи сертификата.
Срок прохождения процедуры сертификации зависит от вида производства. Например, при полевом растениеводстве получить сертификат вполне реально за один сезон. Если земля ранее обрабатывалась химикатами, то назначат период конверсии — по закону он может длиться до 3 лет, но учитывая, что производители редко когда используют чрезвычайно ядовитые вещества, обычно срок не превышает 2 лет. Главное требование — за отведенное время должны разрушиться и уйти все остаточные вредные элементы.
С животноводством все сложнее. Сначала необходимо сертифицировать земельный участок, потом кормопроизводство и в последнюю очередь непосредственные условия содержания животных.
После завершения сертификации останется ежегодно проходить инспекционный контроль для подтверждения соответствия всем условиям. Чтобы не запутаться в этом и случайно не потерять сертификат, данный процесс лучше доверить специалисту.
Полученный сертификат станет официальным подтверждением того, что на каждом этапе производства соблюдались экостандарты, а сам товар изготовлен из натурального сырья и не опасен для человека и окружающей среды. Также по его реквизитам любой желающий может получить всю основную информацию о производителе товара.
Что касается самого реестра, то в него, в частности, вносятся следующие сведения:
- наименование (ФИО) производителя, основная информация о нем;
- адрес производства;
- вид выпускаемой продукции;
- номер, дата выдачи и срок действия сертификата;
- сведения об органе, который проводил сертификацию.
Отмечу, что стандарты и механизм сертификации в России и в Европе примерно одинаковые. По сути российские нормы — это переведенная версия европейских регламентов. Однако несмотря на это, сертификат «Органик» не признается в других странах, равно как и зарубежные документы не имеют юридической силы в России. Учитывайте данное обстоятельство и подбирайте правильную систему сертификации в зависимости от планируемого рынка сбыта. Если же планируете работать и на внешнем, и на внутреннем рынке, имеет смысл пройти сразу обе сертификации.
Ответственность за выпуск и продажу «псевдоорганической» продукции
Без прохождения соответствующей сертификации ни производитель, ни продавец не вправе заявлять, что продукция является экологичной. В ином случае это может расцениваться в качестве введения покупателей в заблуждение относительно потребительских свойств, параметров и характеристик товара. Ответственность за данное нарушение установлена ст. 14.7 КоАП РФ, которая предусматривает наложение крупного штрафа в размере до 500 тыс. рублей.
В заключение отмечу, что в последние годы Минпромторг все чаще напоминает о необходимости соблюдения органического законодательства и рекомендует не допускать на полки «псевдоорганические» товары. Поэтому, если вы являетесь производителем такой продукции, то не занимайтесь гринвошингом (использование маркетинговых уловок с целью создания у потребителя представления об экологичности), а пройдите процедуру сертификации и свободно пользуйтесь всеми преимуществами статуса.
Если же в силу тех или иных причин сертификат недоступен, я все равно рекомендую работать честно. Лучше откажитесь от «органических» терминов в рекламе и на упаковке и сделайте упор на реальные характеристики товара. Если же вам все равно необходим сертификат — я и моя команда экспертов поможем вам добиться соответствия критериям реестра, а также соберем и подадим все бумаги за вас.
Также не забывайте, что существуют и другие независимые системы сертификации, например, Листок жизни — единственный российский сертификат, признанный международной ассоциацией экомаркировки. Он не заменяет собой государственную сертификацию, но его наличие однозначно будет говорить об экологичности и натуральности продукции.