Маркетолог для дилера спецтехники и грузовиков
Больше о маркетинге — в нашем телеграм-канале
В статье раскрываем темы:
- Кто такой маркетолог у дилера
- Что должен знать и уметь маркетолог
- Почему так сложно найти хорошего маркетолога
- Кому нужен маркетолог в штате, а кому нет
Кто такой маркетолог у дилера?
Корни проблем с маркетологами идут от отсутствия понимания роли и функций сотрудника. Для того, чтобы ответить на этот вопрос «Кто такой маркетолог?», необходимо разобраться функционале, который он выполняет.
Интернет маркетолог — как врач-терапевт. У него есть общие, универсальные знания, как справиться с вашим недомоганием, но за конкретной помощью он направит вас к узким специалистам.
В компании существует 4 базовые роли:
- Специалист
- Менеджер (руководитель отдела)
- Директор
- Владелец бизнеса
На основе данной модели маркетолог — это менеджер. А специалисты (директологи, таргетологи, авитологи, smm-менеджеры, дизайнеры и тд.) — это команда маркетолога, они узкие инструментальные специалисты.
Специалист по одному инструменту — это не маркетолог. Он может быть талантливым и вдумчивым профессионалом, который знает все о контекстной рекламе, или SEO, или верстке, или создании сайтов, или дизайне. Но без знаний всех инструментов сотрудник не может выполнять функции маркетолога. Такой человек, обладающий навыками только в одной из сфер интернет-маркетинга, в профессиональной иерархии находится на несколько ступеней ниже, в то время как маркетолог — это верхний уровень практика, который профессионально владеет, понимает и способен дать практический мастер-класс по использованию любого из инструментов интернет маркетинга.
Главная компетенция маркетолога — это поиск и управление исполнителями (специалистами) для реализации стратегии маркетинга дилера. Маркетолог должен знать все инструменты, понимать как они работают, как их применить, создавать и управлять KPI (показателей эффективности).
Нужен ли тогда маркетолог в штате дилера?
Да, нужен
Зачем?
Чтобы ставить конкретные задачи агентствам и специалистам, контролировать их результат
Маркетолог, который нужен дилеру:
- Понимает, что такое результат в бизнесе и готов его давать
- Умеет управлять маркетингом на основе цифр и знает как добиваться поставленных KPI
- Понимает что такое спецтехника и как её продвигать в интернете
- Обладает компетенциями и может внести корректировки в стратегию маркетинга дилера
- Может найти специалистов по любым маркетинговым инструментам, организовать их работу и получить прогнозируемый результат
- Умеет управлять командой до 5 человек удалённо (потому что лучшие инструментальные специалисты не готовы работать в офисе)
- Умеет управлять работой подрядчиков (веб студий и интернет агентств)
ВАЖНО:
Даже если вы возьмете в штат интернет-маркетолога, вам все равно придется обращаться за услугами в специализированные студии/агентства по отдельным направлениям или к «инструментальным» специалистам.
Задачи маркетолога дилера
- Разработка и внедрение стратегии маркетинга
- Регулярный анализ бизнес показателей маркетинг и продаж. И их рост
- Исследование сегментов рынка
- Исследование конкурентов, методов работы, фишек, результативных решений и внедрение их в своей компании
- Регулярный аудит сайта и его постоянное улучшение
- Настройки веб-аналитики для прозрачности всех рекламных затрат. Сбор и анализ данных
- Работа с каналами интернет-рекламы
- Управление «инструментальными» специалистами (своей командой) и работой внешних подрядчиков (веб студий и интернет агентств)
- Помощь отделу продаж в повышении среднего чека, повторных продажах, сборе обратной связи с клиентов инструментами CRM маркетинга и интернет рекламы
Что должен знать и уметь маркетолог
- Понимать основы классического маркетинга. Эти знания нужны для проведение анализа бизнеса и исследования рынка и разработке стратегии маркетинга
- Знать основные управления проектами, управления сотрудниками, выстраивать коммуникации между подразделениями. Делать самому и управлять другими — это разные вещи. И очень важно уметь настроить диалог и получение обратной связи от подразделения продаж компании для улучшения стратегии
- Иметь стратегическое мышление. Мышление помогает на основании полученных данных, анализировать их и вносить оперативные правки в стратегию
- Знать математику на уровне 11 класса и Excel на уровне вуза. Маркетинг — это математика. Нужно уметь пользоваться формулами для вычисления конверсии, стоимости лида, клиента и тд. А Excel необходим, чтобы делать графики, зависимости, расчеты. Вашего маркетолога не должны пугать словосочетания «когортный анализ», «RFM анализ», «кластеры» и тд
- Знать базовые инструменты маркетинга дилера и постоянно обновлять знания. Контекстная и медийная реклама, поисковый маркетинг, работа с классифайдами, методы CRM маркетинга и работы с базой, контент-маркетинг и SMM. Можно копать «от забора до обеда», а можно привезти трактор и выкопать яму за 10 минут. Инструменты решают в современном бизнесе всё. Современные технологии помогают получать гарантированный результат.
- Уметь анализировать эффективность в системах веб-аналитики. Аналитика — ключевой момент работы маркетолога. Понимать, знать и использовать ее надо фактически на бессознательно-рефлекторном уровне.
- Знать принципы работы CRM-систем и вносить правки в настройки. Причем важны исключительно практические знания для дилеров. Эти знания необходимы для понимания, как в действительности работают продажи и организовать процесс быстрой обработки заявок.
- Регулярность действий. Рост проекта очень редко является следствием каких-то глобальных и разовых изменений. Результат — это правильная стратегия и сумма постоянных микроизменений. Поэтому самое важное — поставить на поток процесс изменений. Пусть они будут регулярные.
И главное. Отработка знаний и навыков на практике. Раз за разом, снова и снова практиковаться... Постоянное обучение и практический опыт — ключ к успеху.
Почему так сложно найти хорошего маркетолога
Давайте разберёмся почему так сложно найти хорошего маркетолога и какие проблемы есть при его найме. Основная причина трудностей — интернет маркетологов надо уметь готовить. Шутка )) Хотя нет — это не шутка, а реальность рынка.
Выделю 4 большие проблемы при поиске маркетолога для дилера
- На маркетинговом рынке много агентств и фрилансеров. Маркетологу интереснее пойти в агентство и работать над разнообразными задачами, чем пойти к одному работодателю и решать однотипные задачи. Специалистов по «узким» инструментам маркетинга много на фрилансе и в агентствах. А для компаний, найм таких спецов не рентабелен. Получается, что на рынке мало маркетологов, хороших еще меньше. Тех, кто разбирается с теме спецтехники и грузовиков — днем с огнем не сыщешь.
- Вознаграждение. Хороший маркетолог стоит от 150 000₽ в месяц + налоги с зарплаты. Средняя зарплата на hh.ru сейчас — 80 000₽ и работа в офисе. С такой разницей сложно найти не «сказочника» и не новичка
- Как проверить квалификацию? Без опыта в маркетинге оценить квалификацию человека не возможно. Ни у директор, ни у менеджер по кадрам (рекрутер, hr), ни у кадровых агентств — нет опыта в маркетинге. Нанимают по принципу нравится/не нравится. В итоге дилер, который не знает критериев оценки специалиста, выберет того, кто хорошо себя «продал», еще и втридорога. А не того, кто обладает нужными знаниями и реально сможет достичь целей. Приходят «сказочники», сидят на окладе, результата не дают, руководитель разочаровывается в маркетинге.
- Вы не понимаете обязанности маркетолога. Главная компетенция маркетолога — это поиск и управление исполнителями (специалистами) для реализации стратегии маркетинга дилера. Маркетолог должен знать все инструменты, понимать как они работают, как их применить, создавать и управлять показателями эффективности. А требовать от хорошего маркетолога делать все руками — это поставить жирный крест на шансах его нанять.
- У вас нет стратегии маркетинга, поэтому нет четких целей. Хороший кандидат не понимает объём работы, с которым ему предстоит столкнуться. Без стратегии, целей и KPI сложно нанять действительно сильного профессионала.
Как нанять маркетолога дилеру
- Скорректировать свои требования и вознаграждение для маркетолога
- Сформировать стратегию маркетинга. Для этого вы можете взять 10 консультаций у агентств и классных специалистов, работающих у других дилеров (как это сделать, пишите в ТГ)
- Подготовить бюджет и расчет окупаемости вложений в маркетинг. Понять ключевые значения для маркетолога и на их основе поставить цели специалисту;
- Создать систему отбора (проверки квалификации) маркетолога.
Это программа минимум.
Вывод
Какой маркетолог нужен дилеру?
Главная компетенция специалиста — это поиск и управление исполнителями для реализации стратегии маркетинга дилера. Маркетолог должен знать все инструменты, понимать как они работают, как их применить, создавать и управлять показателями эффективности. Вам все равно придется обращаться за услугами в специализированные студии/агентства по отдельным направлениям.
А главное — иметь стратегию маркетинга. Без этого вы играете в «русскую рулетку»: повезёт/не повезёт.